РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сорск 16 декабря 2019 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.,
при секретаре Акияковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-323/2019 г. по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к МУП «Сорская городская котельная» об устранении нарушения требований лицензионного законодательства и законодательства о промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района в октябре 2019 г. была проведена проверка деятельности МУП "Сорская городская котельная" на предмет исполнения требований законодательства о лицензировании и промышленной безопасности при эксплуатации центральной отопительной котельной г. Сорска
По результатам проверки было установлено, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией г. Сорска и оказывает коммунальные, жилищные и бытовые услуги на основании договора аренды муниципального имущества, а также осуществляет эксплуатацию центральной отопительной котельной г. Сорска и котельной п. Геологов (приложение № 1 к договору).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пункт 1 Приложения).
Согласно с пунктам 2, 7 приложения к Положению, в перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности включена, в том числе, деятельность по использованию (эксплуатации) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мега паскаля, пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мега паскаля.
Как установлено в ходе проверки на центральной отопительной котельной имеется ряд технических устройств, работающих под давлением и применяемых в составе опасного производства.
Так, на центральной отопительной котельной г. Сорска, котлы № 1,2,3 (ДКВР 20-13С) и котел № 4 (КЕ 25/14) работают с расчетным давлением 1,3 мегапаскаля с номинальной температурой пара на выходе из*котла 194 градусов Цельсия, а также на котельной находится в работе ПСВ №№ 1,2,3 (200-7-15) и паропровод от котлов ДВР 20/13 №№ 1, 3, следовательно Предприятием осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Во исполнение данного законоположения Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Согласно п. 5 Правил организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ организация, руководитель организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.
Между тем, согласно информации Енисейского управления Ростехнадзора от 04.10.2019 № 6.18-42628/65, регистрация опасного производственного объекта - центральная отопительная котельная г. Сорска не проводилась, документы на получение лицензии Предприятием не предоставлялись.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен в Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее - Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что лицензирование эксплуатации производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Согласно п. 2 Положения лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах по перечню согласно приложению.
В нарушении приведенных норм федерального законодательства Предприятие осуществляет эксплуатацию центральной отопительной котельной без соответствующей лицензии.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушении абз. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 218 (н) Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 в отношении котлов № 3 ДВР 20/13, № 4 КЕ 25/14, ПСВ № 1 (200-7-15) и паропровода от котлов ДВР 20/13 №№ 1, 3 не проведены экспертизы промышленной безопасности.
Предприятием не заключен договор на обслуживание профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями опасного производственного объекта, что явилось нарушением абз. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В целях технического обслуживания и осуществления, предусмотренной уставом деятельности, приказом директора Предприятия от 27.09.2019 № 54 утверждено штатное расписание в количестве 180,5 штатных единиц с месячным фондом оплаты труда 4 249 782,62 руб.
На момент проверки не укомплектован согласно штатной численности персонал городской котельной (отсутствуют: начальник котельных, заместитель начальника котельных по эксплуатации, мастер по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования, 4 из 9 машинистов-кочегаров котельной, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 1 из 3 электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, токарь) и котельной п. Геологов (отсутствует мастер по ремонту и эксплуатации машин и механизмов котельного оборудования, сетей ТВК), чем нарушен п. 2.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Согласно штатной численности Предприятия, не укомплектована в полном объеме подготовленным электротехническим персоналом энергослужба, не назначен приказом заместитель ответственного лица за электрохозяйство на период длительного отсутствия ответственного, не проведена проверка знаний электробезопасности у ответственного за электрохозяйство, заместителя ответственного лица в Енисейском управлении Ростехнадзора, не проведена очередная проверка знаний по электробезопасности у электротехнического персонала (нарушение пунктов 1.2.З., 1.2.1, 1.4.20 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).
По результатам проверки в адрес директора Предприятия 17.10.2019 было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу на представление, полученному прокуратурой района, вышеуказанные нарушения требований федерального законодательства устранены не были.
На основании изложенного, просит суд
Обязать МУП "Сорская городская котельная" устранить нарушения требований лицензионного законодательства и законодательства о промышленной безопасности, в этих целях в срок до 01.06.2020:
- зарегистрировать опасный производственный объект - центральная отопительная котельная г. Сорска, расположенная по адресу: РХ, г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15, в реестре опасных производственных объектов;
- получить лицензию на опасный производственный объект - центральная отопительная котельная г. Сорска, расположенная по адресу: РХ, г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15;
- заключить договор на обслуживание опасного производственного объекта - центральная отопительная котельная г. Сорска с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием);
Обязать МУП «Сорская городская котельная» в срок до 01.06.2020 устранить нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в этих целях:
- укомплектовать согласно штатной численности персонал центральной отопительной котельной г. Сорска, а именно: 1 ставку начальника котельных, 1 ставку заместителя начальника котельных по эксплуатации, 1 ставку мастера по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования, 4 ставки машиниста-кочегара котельной, 1 ставку электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 1 ставку электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 1 ставку токаря; на котельной п. Геологов: 1 ставку мастера по ремонту и эксплуатации машин и механизмов котельного оборудования, сетей ТВК;
назначить приказом заместителя ответственного лица за электрохозяйство на период длительного отсутствия ответственного, провести проверку знаний электробезопасности у ответственного за электрохозяйство, заместителя ответственного лица в Енисейском управлении Ростехнадзора, провести очередную проверку знаний по электробезопасности у электротехнического персонала "Сорская городская котельная".
Представитель истца - помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ Холявко А. В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, против принятия судом признания иска представителем ответчика не возражает, последствия принятия признания иска судом, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представитель ответчика -МУП «Сорская городская котельная» - Белюстина Н.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть настоящее гражданское дело без ее участия, исковые требования признает, просит принять суд признание иска, последствия принятия признания иска судом, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Суд, исследовав мнение сторон, изложенное в их письменных заявлениях, изучив материалы дела, считает необходимым принять признание представителем ответчика исковых требований по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ч.2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска представителем ответчика и вынести решение в порядке ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ч.3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к МУП «Сорская городская котельная» об устранении нарушения требований лицензионного законодательства и законодательства о промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать МУП "Сорская городская котельная" устранить нарушения требований лицензионного законодательства и законодательства о промышленной безопасности, в этих целях в срок до 01.06.2020:
- зарегистрировать опасный производственный объект - центральная отопительная котельная г. Сорска, расположенная по адресу: РХ, г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15, в реестре опасных производственных объектов;
- получить лицензию на опасный производственный объект - центральная отопительная котельная г. Сорска, расположенная по адресу: РХ, г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15;
- заключить договор на обслуживание опасного производственного объекта - центральная отопительная котельная г. Сорска с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием);
Обязать МУП «Сорская городская котельная» в срок до 01.06.2020 устранить нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в этих целях:
- укомплектовать согласно штатной численности персонал центральной отопительной котельной г. Сорска, а именно: 1 ставку начальника котельных, 1 ставку заместителя начальника котельных по эксплуатации, 1 ставку мастера по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования, 4 ставки машиниста-кочегара котельной, 1 ставку электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 1 ставку электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 1 ставку токаря; на котельной п. Геологов: 1 ставку мастера по ремонту и эксплуатации машин и механизмов котельного оборудования, сетей ТВК;
- назначить приказом заместителя ответственного лица за электрохозяйство на период длительного отсутствия ответственного, провести проверку знаний электробезопасности у ответственного за электрохозяйство, заместителя ответственного лица в Енисейском управлении Ростехнадзора, провести очередную проверку знаний по электробезопасности у электротехнического персонала "Сорская городская котельная".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Председательствующий Козулина Н.Ю.
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Судья Козулина Н. Ю.