РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Самара 26 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4089/2018 по административному исковому заявлению Филимонова В. О. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Филимонов В.О. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе в замене в качестве очередника на включение в реестр пострадавших граждан, указав, что на основании договора уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного со Скрынниковой С.В. к нему перешли права требования по договору № от ДД.ММ.ГГГГ участия в долевом строительстве жилого <адрес> в <адрес>, заключенному с ООО «Монтэк». Скрынникова С.В. внесла денежные средства в размере 813 500 рублей, тем самым выполнив обязательства перед ООО «Монтэк». ДД.ММ.ГГГГ между Скрынниковой С.В. и Филомоновым В.О. составлен Акт о выполнении условий договора о переуступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым условия договора сторонами выполнены, претензий по переданным документам и расчетам, не имеется. Из-за неисполнения ООО «Монтэк» своих обязанностей по указанному выше договору и введения в отношении него процедуры банкротства требования Скрынниковой С.В. были включены Арбитражным судом <адрес> в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Монтэк». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о замене очередника Скрынниковой С.В. на Филимонова В.О. на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Однако ответчик отказал ему во включении в указанный реестр, ссылаясь на п.4.3, п.6 Правил ведения реестра пострадавших граждан в связи с неполным предоставлением сведений о пострадавшем гражданине и неполным предоставлением документов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> об отказе во включении истца в очередность участников долевого строительства МКД, чьи права нарушены, обязать административного ответчика включить истца в реестр пострадавших граждан.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства строительства <адрес> по доверенности Милованова Н.А. в судебном заседании иск не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещалось надлежащим образом, причин неявки не сообщило.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>»).
В соответствии с ч.7 ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
- отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Формирование и ведение Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Министерством осуществляется прием документов для включения в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
Пунктом 4.3. Правил ведения Реестра установлены сведения, вносимые о пострадавшем гражданине:
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
- адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания);
- наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- контактные данные;
- сведения о договоре участия в долевом строительстве и договоре уступки(в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору) объекта долевого строительства, входящего в состав проблемного объекта (дата, номер регистрации, срок исполнения обязательств, цена договора);
- сведения об исполнении пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве (размер оплаченной суммы по договору, наименование и реквизиты документов, подтверждающих факт оплаты);
ж) сведения о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов по передаче помещений (при наличии).
Кроме того к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору)
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Письмом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" установлено, что в случае, если в соответствии с пунктом 6 Правил к заявлению прилагаются копии документов и верность этих копий не засвидетельствована в установленном законодательством Российской Федерации порядке, одновременно для обозрения представляются их оригиналы.
Кроме того, согласно пункту 12, пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае подачи письменного заявления пострадавшего гражданина об исключении его из реестра в случае расторжения договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору), или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.
Приказом министерства регионального развития РФ уже предусмотрено условие, что граждане должны предъявлять необходимые документы лично или через доверенное лицо.
Таким образом, обращение Филимонова В.О. от ДД.ММ.ГГГГ №, направленное почтой, не соответствует форме заявления для включения в Реестр, в связи с чем данное заявление является обращением в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В ответе на письмо заявителя от ДД.ММ.ГГГГ № министерством был разъяснен порядок подачи заявления для рассмотрения вопроса о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Соответственно, на письменное обращение истца в соответствии с 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" министерством был подготовлен и направлен обстоятельный и полный ответ в установленный законодательством срок.
До настоящего времени заявитель в министерство с заявлением установленной формы не обращался.
Обращение Филимонова В.О. рассмотрено министерством в рамках требований положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Вместе с тем в вышеуказанном ответе министерства не содержится отказа по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа министерства строительства <адрес> во включении в очередность участников долевого строительства являются необоснованными.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действия (бездействия) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Между тем, оснований для признания оспариваемых действия (бездействия) у суда не имеется – истцу не было отказано во включении в реестр, ответ дан в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении заявленных требований административного истца следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Филимонова В. О. к Министерству строительства <адрес> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина