Решение по делу № 2-591/2019 ~ М-571/2019 от 09.07.2019

УИД 05RS0047-01-2019-000739-67 № 2-591/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

г. Хасавюрт                              04 ноября 2019 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Минаева З.Р., при помощнике Гайбулатове А.Э., с участием представителя истца по доверенности Ибрагимовой М.Х., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации МО «Хасавюртовский район» РД в лице его руководителя Аджиева Д.К. и помощника прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан Турабова Т.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатиева С.З. к Управлению социальной защиты населения администрации в МО «Хасавюртовский район» РД и Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о перерасчете денежных сумм и возмещение вреда здоровью,

                УСТАНОВИЛ:

Сатиев С.З. обратился в суд с иском Управлению социальной защиты населения администрации в МО «<адрес>» РД и Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о перерасчете денежных сумм и возмещение вреда здоровью.

В обоснование иска указал, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 30-ти км зоне отчуждения ЧАЭС. В июле 1997 года ему впервые установлена 3 группа инвалидности, с утратой трудоспособности 60%, а уже с 2002 года установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности на 100%. Причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему была назначена пенсия но инвалидности по трудовому увечью.

В связи с принятием Закона № 179-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ он, как инвалид - чернобылец, имел право на получение 2-х денежных выплат: пенсии по инвалидности и возмещения вреда.

Сумма возмещения вреда определённого до ДД.ММ.ГГГГ должна исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью Чернобыльской катастрофой до этой даты регулировались п.25 ст.14 базового закона (в ред. ФЗ от 24.11. 1995г ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), об этом сказано и в постановлении Пленума ВС от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.25 ст.14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствии катастрофы на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

Согласно этого было закреплено положение, что во всех случаях заработок из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже 700 рублей с учетом степени утраты трудоспособности. В распоряжении Совета министров от ДД.ММ.ГГГГ -РС "Об оплате труда военнослужащих-участников ликвидации аварии на ЧАЭС" указано, что военнослужащие, которые к моменту призыва на сборы временно не работали, заработная плата выплачивается исходя из оклада в размере 100 руб. в месяц.

Согласно разъяснениям Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ "О применении порядка выплат ежемесячной денежной компенсации, в возмещении вреда причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС" в п.8 этого разъяснения в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплате труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма увеличивается на коэффициент для возмещения вреда определенного в 1986 году в 6,7 раз. В связи с повышением стоимости жизни сумма заработка с учетом указанного коэффициента увеличивается по увечьям и иным повреждениям здоровья, полученным до ДД.ММ.ГГГГ в 6 раз.

Вышеуказанное положение нашло отражение и в постановлении пленума ВС от ДД.ММ.ГГГГ. Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная сумма, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993-1997 годах соответственно: ДД.ММ.ГГГГ - 2,5 раз, ДД.ММ.ГГГГ -1,9 раз, ДД.ММ.ГГГГ - 1,81 раз, ДД.ММ.ГГГГ -1,9 раз, ДД.ММ.ГГГГ - 1,4 раз, ДД.ММ.ГГГГ - 1,68 раз, ДД.ММ.ГГГГ - 1,27 раз, ДД.ММ.ГГГГ- 1,26 раз, ДД.ММ.ГГГГ -1,05 раз, ДД.ММ.ГГГГ -1,05 раз, ДД.ММ.ГГГГ -1,05 раз, ДД.ММ.ГГГГ- 1,2 раз, ДД.ММ.ГГГГ - 1,1 раз. На заработки, полученные до 31.01.1993г. по указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлен дополнительный индекс 1,8 раз.

Из полученной с применением указанных коэффициентов суммы заработка надлежало рассчитать размер возмещения вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, который и подлежал в дальнейшем индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

То есть, размер суммы возмещения вреда на момент назначения ежемесячной суммы возмещения вреда с учетом степени утраты трудоспособности, ответчик должен был исчислять следующим образом 700 руб. х 6,7 х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х 1,4 х 1,68 х 1,27 х 1,26 х 1,05 х 1,05 х 1,05 х 1,2 х 1,1 х 1,8 : 1000 = 4758,56 рублей, где 6,7 - коэффициент увеличения заработка за 1987 год; 6 - коэффициент по несчастным случаям до ДД.ММ.ГГГГ, далее коэффициенты увеличения минимальных размеров пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом степени утраты трудоспособности, которая на момент назначения выплат составляла 60% эта сумма составит 4758,56 + (4758,56 х 60%) = 7613,69 рублей.

Таким образом, ему на ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен был установить эту сумму ежемесячного возмещения вреда здоровью. Ответчиком же с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена компенсация за возмещение вреда здоровью в размере 350,66 руб. с последующими надбавками, согласно выданной справке УСЗН.

Считает, что размер сумм возмещения вреда здоровью ответчиком установлен неверно, поэтому прошу произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством.

Такой порядок расчета и индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрен ст.13 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. разъяснено, что в соответствии с ч.З ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от каких - либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального Закона от 3ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом величин минимального размера оплаты труда указанных в статьях 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ равного 1,581 (132 : 83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 года до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм на основании ч. 3 ст. 5 базового Закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке предусмотренной статьей 3 названного Закона.

Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" предусматривалась возможность индексации сумм возмещения вреда ежегодно в связи с увеличением прожиточного минимума в целом по России.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ признал такой порядок индексации рассматриваемых сумм не противоречащим Конституции РФ, вместе с тем признал несоответствующими ей положения Закона регулирующих индексацию этих сумм в их взаимосвязи, поскольку они предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. В связи с чем Конституционным судом РФ до внесения изменений в действующее законодательство, представлено судам общей юрисдикции право при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательные акты суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ до 01.06.2004г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации с учетом потребительской корзины соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Следовательно, после 15.02.2001г. вышеуказанные выплаты должны быть проиндексированы на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в <адрес> с 01.01.2002г. в 1,258 раза, с 01.01 2003г. в 1,161 раза, с 01.01.2004г.- 1,139 раза.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, а затем - до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ.

Так, согласно статье 3 Федерального закона в от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ в 2015 году выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Порядок индексации с ДД.ММ.ГГГГ установлен статьей 4 Федерального закона 68-ФЗ, а с ДД.ММ.ГГГГ - статьей 4.2 этого Закона.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время определены следующие коэффициенты индексации: с ДД.ММ.ГГГГ - 1,11; с ДД.ММ.ГГГГ -1,09; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,08;    с ДД.ММ.ГГГГ -1,105; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,13; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,1; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,065; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,06; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,055; с ДД.ММ.ГГГГ,-1,05; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,055; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,07; с ДД.ММ.ГГГГг. - 1,054; с ДД.ММ.ГГГГг. - 1,025; с ДД.ММ.ГГГГг. - 1,043.

Таким образом, ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны были выплатить с учетом индексации за эти периоды, следующие суммы:45682,14+91364,28+91364,28+45682,14+72223,44+218836,8+275296,32+443227,56+487550,28+541180,8+589886,4+637077,24+703970,28+795486,36+875034.96+931912,2+987826,92+1042157,4+1094265,24 + 1 250 653,95+1 235 261,28+1 301 965.32+1 334 514,36+ 695 949,18руб= 15 795 982,81 руб. (согласно расчету исковых требований).

Согласно справке выданной УСЗН по <адрес> РД в период с 21.07.1997г. по 28.02.2019г ему выплатили компенсацию по возмещению вреда здоровью на сумму 1753,3 + 4207,92 + 4207,92 + 7013,16 + 27300+30000+30000+30000+27600+14904+18630+15180+12352,74+8235,16+45080,9+58695,36+48643,74+16887,09+16887,09+55727,37+79132,92+83880,84+88494,24+92919+98029,56+104891,64+110555,76+113319,6+9443,29+49246,8 руб. =1 303 219,4 руб.

Следовательно, единовременная подлежащая взысканию с ответчика сумма возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2019 года составляет - 15 795 982,81 руб. - 1 303 219,4 руб.= 14 492 763,41 (четырнадцать миллионов четыреста девяносто две тысячи семьсот шестьдесят три рубля 41 коп.).

По указанным основаниям просил взыскать с Управления социальной защиты населения в МО "<адрес>" и Министерство труда Республики Дагестан за счет средств Федерального бюджета в его пользу недополученную сумму в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 492 763,41 (четырнадцать миллионов четыреста девяносто две тысячи семьсот шестьдесят три рубля 41 коп.).

Обязать Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» выплачивать за счет средств федерального бюджета в мою пользу начиная с 1-го июля 2019 года, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 111209,53 (сто одиннадцать тысяч двести девять рублей ) 53 коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства истец Сатиев С.З. и его представитель по доверенности Ибрагимова М.Х. на основании ст. 39 ГПК РФ уточнили свои исковые требования, в котором указали, что в связи с тем, что в истребованном пенсионном деле имеется представленная Сатиевым С.З. в период установления пенсии, справка о том, что он работал на Гудермесском заводе медицинских инструментов, согласно которой его заработная плата за год до инвалидности составила 10979858 рублей, (средне месячная), 10979858: 1000 (деноминация): 12 месяцев = 914 рублей, х 6 коэффициент. (Согласно п. 2 указанного выше Постановления Верховного Совета РФ в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которых исчисляются суммы возмещения вреда, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, - в 6 раз, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - в 3 раза.), считаем необходимым уточнить размер исковых требований в связи с чем просили взыскать с ответчика недополученную сумму в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7478772 (семь миллионов четыреста семьдесят восемь тысяч семьсот семьдесят два) рубля.

Обязать Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» РД выплачивать за счет средств федерального бюджета в пользу Сатиева С.З. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 63534 (шестьдесят три тысячи пятьсот тридцать четыре) рубля с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Истец Сатиев С.З. будучи надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания не явился.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ибрагимова М.Х. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика УСЗН в МО «<адрес>» по доверенности Аджиев Д.К. просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по указанном в письменном возражении основаниям.

Ответчик Минтруд РД, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания своего представителя для участия по делу не направил, в своем письменном возражении просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по изложенным в возражении основаниям, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель третьего лица – ГУ - УПФР по РД по доверенности Магомедов Р.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

С учетом мнения участвующих деле лиц, судом на основании ст. 167 ГПК РФ, определено возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Сатиева С.З. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), компенсации в возмещение вреда здоровью, гражданину, получившему инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Данная норма действовала до ДД.ММ.ГГГГ.

В статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору инвалида средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду.

До ДД.ММ.ГГГГ средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если стаж работы составлял менее двенадцати месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, которым изменен порядок определения возмещения вреда. Законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от группы инвалидности. В зависимости от полученной группы инвалидности были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до ДД.ММ.ГГГГ средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее двенадцати месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ, части 1 и 2 статьи 15 Правил).

До ДД.ММ.ГГГГ в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (часть 2 статьи 15 Правил).

После ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ).

При этом, исходя из содержания названных выше норм следует иметь в виду, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.

В пункте 12 того же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35 разъяснено, что работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа, следующего за ним месяца.

При разрешении после ДД.ММ.ГГГГ споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности.

Если до ДД.ММ.ГГГГ расчет суммы возмещения вреда осуществлялся по справке о заработке за 12 месяцев (перед наступлением инвалидности), то согласно части 3 пункта 12 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до ДД.ММ.ГГГГ сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

Судом установлено, что истец Сатиев С.З. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается в исследованном в судебном заседании военным билетом серии НД , выданным Гудермесским ГВК ЧИАССР от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением серии А от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Гудермесским ГВК ЧИАССР; удостоверением серии б от ДД.ММ.ГГГГ, выданным УСЗН в <адрес> РД и архивной ВВ Республики Украины от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно справке Хасавюртовского городского бюро ВТЭК серии МСЭ001 от ДД.ММ.ГГГГ Сатиеву С.З. установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 60 % (процентов).

Из справки Хасавюртовского городского бюро серии МСЭ-2001 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сатиеву С.З. установлена 100 % (процентов) утрата трудоспособности бессрочно, в связи с аварией на ЧАЭС.

Согласно справке Хасавюртовского городского бюро МТСР серии МСЭ-2001 от ДД.ММ.ГГГГ Сатиеву С.З. установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 100 % (процентов).

Как видно из выплатного дела, представленного УСЗН в <адрес> РД, а также расчета УСЗН Сатиев С.З. вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 2001 года по настоящее время, получает ежемесячную выплаты в виде возмещения вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью на оздоровление.

Согласно пенсионному делу Сатиеву С.З. с ДД.ММ.ГГГГ с утратой трудоспособности 60 % по инвалидности 3 группы, назначена ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в твердой сумме. В связи с установлением ДД.ММ.ГГГГ Сатиеву С.З. 2 группы инвалидности с утратой 100 % трудоспособности, дифференцированно в зависимости от группы инвалидности, последнему произведен перерасчет компенсации возмещения вреда здоровью в твердой сумме.

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Установлено, что Сатиев С.З. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то есть один не полный месяц, поэтому для исчисления заработка за работу на ЧАЭС отсутствуют основания, поскольку период нахождения на указанных работах составляет более одного полного календарного месяца.

Таким образом, при установлении компенсации возмещения вреда здоровью ДД.ММ.ГГГГ Сатиеву С.З., дифференцированно в зависимости от группы инвалидности было установлено в твердой сумме в силу нормы базового Закона возмещения вреда, так как на тот период она являлась для него наиболее благоприятной и выгодной, против чего он не возражал.

Кроме того, установленная Сатиеву С.З. денежная компенсация, неоднократно индексировалась, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Довод истца о том, что размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, подлежит взысканию из среднемесячного заработка с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, исходя из заработной платы, согласно справке Гудермесского завода медицинских инструментов от ДД.ММ.ГГГГ судом не может быть принят во внимание, поскольку право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения вреда был определен до установления нового правового регулирования, при этом последний с требованиями об установлении возмещения вреда здоровью на тот период действия закона, где право определение расчета месячного заработка закреплено за инвалидом (истцом) не обращался, оснований осуществлять перерасчет уже установленных до ДД.ММ.ГГГГ сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения у суда не имеются.

При этом, в ходе судебного разбирательства, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлены какие-либо доказательства о том, что он в указанный период времени имел трудовой стаж, согласно справке Гудермесского завода медицинских инструментов от ДД.ММ.ГГГГ, а также подлинник самой справки, в том числе и доказательства того, что он на момент назначения ему размера возмещения вреда, и до ДД.ММ.ГГГГ, обращался в ПФР и УСЗН о перерасчете выплат из среднемесячного заработка с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности. В исследованных судом пенсионном и выплатном делах, такие сведения не имеются. Суд, на основании ст. 67 ГПК РФ, не находит какой-либо связи с заявленными доводами стороны истца, относительно его трудового стажа и не может принять данную справку в качестве достаточного доказательства в отсутствии взаимосвязи доказательств в их совокупности.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Сатиева С.З. к Управлению социальной защиты населения администрации в МО «<адрес>» РД и Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о перерасчете денежных сумм и возмещение вреда здоровью, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления мотивированной части решения, путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд РД.

Мотивированная часть решения будет составлена в течение 08.11.2019

Председательствующий подпись     З.Р. Минаев

2-591/2019 ~ М-571/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сатиев Салман Зайнадинович
Рамазанов Гази Рамазанович
Ответчики
Мин труд РД
УСЗН МО Хасавюртовский район
Другие
Ибрагимова Маликат Халиловна
Суд
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Минаев Залимхан Резванович
Дело на странице суда
hasavjurt-rs--dag.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2019Подготовка дела (собеседование)
24.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Судебное заседание
06.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
04.11.2019Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020Дело оформлено
09.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее