Дело № <.......>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
16 сентября 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кучинской Е.Н.,
судей Малининой Л.Б., Николаевой И.Н.,
с участием прокурора Макаровой Н.Т.
при секретаре Руба К.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени в лице представителя Элбакяна Д.Р. на решение Центрального районного суда города Тюмени от <.......>, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора г. Тюмени в интересах Иванова Н.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения г. Тюмени от <.......> об отказе в постановке на учет на санаторно-курортное лечение за 2015 г. по заявлению Иванова Н.Р. от <.......> г.
Обязать Управление социальной защиты населения г. Тюмени поставить Иванова Н.Р. на учет по обеспечению санаторно-курортным лечением за 2015 г. по заявлению от <.......> г.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области предоставить Иванову Н.Р. санаторно-курортную путёвку за 2014 год в соответствии со справками формы <.......> и профилем заболеваний».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., пояснения представителя ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени Элбакяна Д.Р., представителя ответчика Департамента социального развития Тюменской области Болденко Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Макаровой Н.Т., полагавшей возможным решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г.Тюмени, действующий в интересах Иванова Н.В., обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, Управлению социальной защиты населения г.Тюмени. С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение Управления социальной защиты населения г. Тюмени от <.......> об отказе в постановке на учет на санаторно-курортное лечение за 2015 г. по заявлению Иванова Н.В. от <.......> г.; обязать поставить Иванова В.Н. на учет по обеспечению санаторно-курортным лечением за 2015 г. по заявлению от <.......> г.; обязать Департамент социального развития Тюменской области предоставить истцу санаторно-курортную путёвку за 2014 год в соответствии со справками формы <.......> и профилем заболеваний.
Требования мотивированы тем, что Иванов Н.В. является инвалидом <.......> группы (<.......>). В соответствии с программой реабилитации установлены мероприятия медицинской реабилитации, в том числе санитарно-курортное лечение по профилю болезни и <.......>, в связи с чем, <.......> им было подано заявление в Управление социальной защиты населения г.Тюмени о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2015 год, однако <.......> Управлением принято решение об отказе в постановке Иванова И.Н. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, по причине наличия ранее поданного заявления на предоставление санаторно-курортного лечения.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик Управление социальной защиты населения г. Тюмени в лице представителя Элбакяна Д.Р.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи, постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2010 г. № 394-п, указывает, что обеспечение граждан санаторно-курортным лечением осуществляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в пределах средств, поступивших из федерального бюджета в виде субвенций в бюджет Тюменской области. Отмечает, что Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178- ФЗ не содержит гарантий ежегодного, приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан. Настаивает, что наличие у гражданина ранее поданного заявления на предоставление санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения является основанием для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, законных оснований для постановки Иванова Н.В. на учет по обеспечения санаторно-курортной путевкой не имеется. Судом, как полагает, не было принято во внимание, что во исполнение апелляционного определения Тюменского областного суда от <.......> Иванов Н.В. был поставлен на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Обращает внимание, что Иванову Н.В. предлагались санаторно-курортные путевки на период с <.......> по <.......> в санаторий «<.......>» г.Анапа Краснодарского края, и с <.......> по <.......> в санаторий «<.......> «<.......>» Курганской области, от которых он отказался.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора города Тюмени Бондарчук В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, как предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Иванов Н.В. является инвалидом <.......> группы, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно пункту 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды включены в перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно части 2 статьи 6.3 этого же Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является один год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2010 года № 394-П утверждено Положение о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Иных сроков предоставления социальных услуг, отличных от предусмотренных федеральным законодательством, указанным Положением не установлено.
<.......> Иванов Н.В. обратился в Управление социальной защиты населения города Тюмени с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год, приложив все необходимые документы, однако в постановке на учет ему было отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление социальной защиты населения города Тюмени не вправе отказать Иванову Н.В. в постановке на учет на санаторно-курортное лечение за 2015 года, а поскольку истец до настоящего времени не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, то требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2) и гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4 и 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу предписаний Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливающего правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5 статьи 6.3).
Во исполнение поручения федерального законодателя приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе в части обеспечения санаторно-курортным лечением).
Согласно данному Порядку организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка).
Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки (пункт 3.10).
Как видно из приведенных норм федерального законодательства, условиями предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение, и наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Ограничение же предоставления путевок очередностью или объемом финансирования данными нормами не предусмотрено.
Учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, по общему смыслу закона введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страховании; фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении; дата рождения; пол; адрес места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; категория, к которой относится гражданин; реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории, иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации) с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленным в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. 3 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств (статья 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не отменяет и не изменяет установленного федеральными органами государственной власти Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и не предоставляет органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации права устанавливать условия предоставления указанной меры социальной защиты.
Таким образом, Правительству Тюменской области переданы полномочия процедурного характера, указанные полномочия осуществляются Правительством Тюменской области с учетом Порядка, утвержденного Министерством (п. 1.3 ст. 2).
По смыслу вышеприведенных норм права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения обязанности по предоставлению путевки, в том числе и по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение в срок государством своих обязанностей не влечет возможность лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Установленный Правительством Тюменской области порядок предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, при котором ее получение гражданином, имеющим право на данную государственную услугу, поставлено в зависимость от очередности постановки его на учет граждан на получение социальных услуг и, как следствие, введено дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством условие механизма реализации права на получение бесплатного санаторно-курортного лечения, допускающее решение данного вопроса с длительными, более года, временными задержками и тем самым снижающее уровень правовых гарантий инвалидов на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в период, указанный Федеральным законом, обоснованно не был применен судом первой инстанции при разрешении спора.
Утверждение в апелляционной жалобе на обоснованность отказа Управления социальной защиты населения г. Тюмени в постановке на учет со ссылкой на подпункт «з» пункта 22 Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан…, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2010 года № 394-п, в соответствии с которым основанием для отказа в постановке на учет является наличие у гражданина ранее поданного заявления, основан на неправильном толковании данной нормы, поскольку она не предполагает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в санаторно-курортном лечении на текущий год при наличии поданного в прошлом году заявления, которое при этом не было обеспечено реальным предоставлением путевки.
Также не могут быть приняты во внимание доводы о том, что Иванову Н.В. ранее предлагались санаторно-курортные путевки, однако он от них отказывался, так как в соответствии с действующим законодательство право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение предоставляется ежегодно.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда по существу требований не опровергают, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, направлены на иную оценку обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права, являются несостоятельными.
Решение принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени в лице представителя Элбакяна Д.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: