Решение по делу № 3а-15/2017 (3а-163/2016;) от 12.12.2016

Дело № 3а-15(2017) (3а-163(2016))

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 18 января 2017 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,

при секретаре                  Фокиной М.О.,

с участием представителя административного истца Беляй В.В. по доверенности Гусейнова Ф.В., представителя Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Хвалевой О.А., представителя ФГБУ «ФКП Росреестр» по Брянской области по доверенности Лавреновой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляй В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

Беляй В.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 237 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Склады и оптовые базы IV-V классов по классификации СанПиН, кадастровой стоимостью ... руб. 44 коп., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11.03.2016 г. - ... руб. 84 коп..

В обоснование заявленных требований указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает его права плательщика земельного налога.

Надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания Беляй В.В. в судебное заседание не явился, его интересы в суде представляет по доверенности Гусейнов Ф.В., просивший суд иск удовлетворить.

Представители Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. и представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Лавренова К.Н. в судебном заседании возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11.03.2016 г. в соответствии с заключением оценщика ООО «Правовая оценка» от 18.11.2016г., не заявили, выводы оценщика не оспаривали.

В судебное заседание не явились надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела представители Клинцовской городской администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области), ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В письменном отзыве на иск, Клинцовская городская администрация просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

С учетом положений статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, поддержавшего административный иск в полном объеме, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015 № 335 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области».

    С 28 декабря 2015 года вступил в силу Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1854 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы».

На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

Как установлено, Беляй В.В. на основании договоров купли-продажи от 2007г. и 2011г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Склады и оптовые базы IV-V классов по классификации СанПиН, площадью 14 237 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, (свидетельство о государственной регистрации права от 11 апреля 2016 года (л.д.4)).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы» утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1854 по состоянию на 01.01.2015г.

Результаты определения суммарной кадастровой стоимости земельных участков для муниципальных районов и городских округов утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 N 1886.

Земельный участок с кадастровым номером , поставлен на государственный кадастровый учет 11.03.2016г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 14.03.2016г. в соответствии с приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 № 1886 и составляет на 11.03.2016г. - ... руб. 44 коп..

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального Закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

В обоснование заявленных требований, Беляй В.В. представлен отчет об оценке ООО «Правовая оценка» от 18.11.2016г.№ 226-11/16, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 11.03.2016г. составляет ... руб. 84 коп. (л.д.6-88), а также положительное экспертное заключение А СРО «ЮСО» № 003.2016.11.30-1 от 25.11.2016 г., составленные экспертом Пятышевым Е.С.(л.д.89-120).

Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 20 - 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство. При этом, по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

Изучив отчет, составленный ООО «Правовая оценка», суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж.

Оценщик Попова Е.А. является действительным членом СРО «Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов», имеет необходимые дипломы. Кроме того, гражданская ответственность оценщика застрахована САО «ВСК» (л.д. 86-87).

Как следует из экспертного заключения А СРО «ЮСО» № 003.2016.11.30-1 от 25.11.2016 г., составленного экспертом Пятышевым Е.С., отчет об оценке ООО «Правовая оценка» от 18.11.2016г.№ 226-11/16 соответствует требованиям Федерального Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135 ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки, стандартам и правилам А СРО «ЮСО». Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными и достоверными (л.д. 114).

Судом административным ответчикам разъяснялась обязанность доказывания недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, разъяснено право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и письменных отзывов на иск, административные ответчики представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не оспаривают, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляют.

Исходя из вышеизложенного, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а также разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которым, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы, отсутствии таких доказательств со стороны ответчиков, оценив представленные административным истцом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Беляй В.В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной в отчете от 18.11.2016г.№ 226-11/16 составленному ООО «Правовая оценка», по состоянию на 11.03.2016г. в размере 5 180 296 руб. 84 коп..

    Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

    Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

    Заявление Беляй В.В. о пересмотре кадастровой стоимости подано в суд 12 декабря 2016 г.

    Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Беляй В.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 237 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 11.03.2016 г. в размере равном его рыночной стоимости ... руб. 84 коп.

Датой подачи заявления Беляй В.В. считать 12 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Брянского областного суда-                 Е.В.Апокина

Мотивированный текст решения изготовлен 19 ноября 2017 года.

3а-15/2017 (3а-163/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляй В.В.
Ответчики
Администрация г. Клинцы
ФГБУ " ФКП Росреестра по Брянской области"
УФСГР, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра)
Управление Имущественных отношений Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
12.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2017[Адм.] Судебное заседание
18.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее