РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2013 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» о выполнении противопожарных мероприятий и приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации обратилась в суд с иском к ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», в котором просит возложить обязанность на ответчика устранить нарушения лесного законодательства и приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений, мотивируя свои требования тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ответчиком заключены договоры аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки на арендованных лесных участках выявлены нарушения Правил пожарной безопасности и ответчиком не выполнены мероприятия, предусмотренные указанными договорами, что препятствует ликвидации лесных пожаров и способствует повышению класса опасности пожарной обстановки. Истец просит возложить обязанность на ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно создать дороги противопожарного назначения - 2 км., содержать дороги противопожарного назначения - 28,0 км., провести устройство противопожарных минерализованных полос - 20,0 км., проводить уход за противопожарными минерализованными полосами - 40,0 км., изготовить аншлаги - 1 шт., провести устройство мест отдыха - 1шт. Кроме того, обязать ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ: создать дороги противопожарного назначения - 2 км., содержать дороги противопожарного назначения – 4,2 км., провести устройство противопожарных минерализованных полос - 34 км., проводить уход за противопожарными минерализованными полосами – 62,6 км., изготовить аншлаги - 1 шт., провести устройство мест отдыха - 1шт.; провести устройство подъезда к источникам воды – 1 шт.
В судебное заседание представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивает на уточненных исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» Коваленко В.Е. исковые требования признал частично, пояснив, что действительно указанные мероприятия ответчиком не выполнены и должны быть выполнены, однако ввиду зимнего периода времени и технических особенностей в настоящее время это не возможно и может быть исполнено только в летний период. Кроме того, не согласен с приостановлением деятельности предприятия.
Представители третьих лиц КГКУ «Невское лесничество», КГКУ «Терянское лесничество», агентства лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ кказанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договоров аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ Арендатор – ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил санитарной безопасности в лесах РФ», обеспечивать противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и т.д.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ устанавливает, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 03.08.2010 N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах", пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика, по договорам аренды лесных участков № и № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» не в полном объеме выполнило противопожарные мероприятия, исполнение которых на него возложено в силу закона и договорами, а именно по договору № не созданы дороги противопожарного назначения - 2 км., не выполнено содержание дороги противопожарного назначения - 28,0 км., не проведено устройство противопожарных минерализованных полос - 20,0 км., не проводится уход за противопожарными минерализованными полосами - 40,0 км., не изготовлены аншлаги - 1 шт., не проведено устройство мест отдыха - 1шт. По договору № также: не созданы дороги противопожарного назначения - 2 км., не содержатся дороги противопожарного назначения – 4,2 км., не проведено устройство противопожарных минерализованных полос - 34 км., не проводится уход за противопожарными минерализованными полосами – 62,6 км., не изготовлены аншлаги - 1 шт., не проведено устройство мест отдыха - 1шт.; не проведено устройство подъезда к источникам воды – 1 шт.
Наличие данных нарушений ответчиком не опровергнуто, доказательств иного им с учетом правил ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
На основании статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды", при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая во внимание, что приостановление деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства, должно служить гарантией не наступления вредных последствий, связанных с такой деятельностью, а в качестве меры ответственности, а также принимая во внимание окончание в настоящее время пожароопасного периода для лесного массива и наличие определенных последствий как для предприятия так и его работников в случае приостановления деятельности, что несоизмеримо с неустраненными нарушениями, суд полагает, что требование о приостановлении деятельности ответчика не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края суд находит подлежащими частичному удовлетворению.
При этом, суд оценивает как несостоятельную позицию ответчика об отсутствии возможности выполнения указанных противопожарных мероприятий в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку достаточных и достоверных доказательств в подтверждение данной позиции суду не представлено. Показания свидетеля С.., который работает на предприятии должника, таковым доказательством не является. Кроме того, ответчик не лишен возможности при наличии исключительных обстоятельств, связанных с отсутствием реальной возможности исполнения решения суда в указанные сроки, обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки на определенное время, подтвердив при этом свою позицию.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб. в связи с удовлетворением одного требования неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК № 1» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие противопожарные мероприятия по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ:
создать дороги противопожарного назначения - 2 км.,
содержать дороги противопожарного назначения - 28,0 км.,
провести устройство противопожарных минерализованных полос - 20,0 км.,
проводить уход за противопожарными минерализованными полосами - 40,0 км.,
изготовить аншлаги - 1 шт.,
провести устройство мест отдыха - 1шт.
Обязать открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК № 1» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие противопожарные мероприятия по договору аренды лесных участков № от ДД.ММ.ГГГГ:
создать дороги противопожарного назначения - 2 км.,
содержать дороги противопожарного назначения – 4,2 км.,
провести устройство противопожарных минерализованных полос - 34 км.,
проводить уход за противопожарными минерализованными полосами – 62,6 км.,
изготовить аншлаги - 1 шт.,
провести устройство мест отдыха - 1шт.;
провести устройство подъезда к источникам воды – 1 шт.
В удовлетворении требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК № 1» приостановлении деятельности предприятия отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Лесосибирский ЛДК № 1» в доход местного бюджета муниципального образования г. Лесосибирск государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2013 года.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев