Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Усть-Уда 21 марта 2018 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартыновича А.Ю.,
при секретаре Мамаеве П.П.,
с участием прокурора Ноговицыной И.Г.,
представителей ответчика – Администрации Молькинского сельского поселения, Мадасова Ю.А., Администрации РМО «Усть-Удинский район» Дедик А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по иску прокурора Усть-Удинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области Администрации муниципального образования «Молькинское сельское поселение», Администрации районного муниципального образования «Усть-Удинский район» о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Удинского района Иркутской области обратился в Усть-Удинский районный суд Иркутской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области, администрации Усть-Удинского муниципального образования Администрации МО «Молькинское сельское поселения» в котором просил с учетом уточненных требований возложить на ответчиков обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов (мусора), расположенные на территории Молькинского муниципального образования Иркутской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал что в ходе проведенной проверки обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на земельных участках на расстоянии 200 м от с. Молька с правой стороны дороги Иркутск- Усть-Уда; справа и слева автомобильной дороги «Иркутск-Усть-Уда» возле с. Халюты Молькинского муниципального образования. Вышеуказанные свалки каким-либо хозяйствующим субъектам не предоставлены. В соответствии с пп. 14, п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с пп. 13.4 п. 13 главы 3 Постановления Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. № 590-пп «О Министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» к функциям указанного министерства относится организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Иркутской области.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. На основании ст. 13 данного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Вышеуказанные вопросы на территории Молькинского сельского поселения не решаются, в результате чего образовались несанкционированные свалки бытовых отходов.
На основании изложенного, прокурор просил ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов (мусора), расположенные на земельных участках на расстоянии 200 м. от села Молька муниципального образования «Молькинское сельское поселение» Усть-Удинского района Иркутской области с правой стороны дороги Иркутск-Усть-Уда; на земельных участках расположенных справа и слева автомобильной дороги «Иркутск-Усть-Уда» возле с. Халюты муниципального образования «Молькинское сельское поселение» Усть-Удинского района Иркутской области.
В возражениях, представленных главой администрации Молькинского муниципального образования последние указывают что Администрация Молькинского образования является ненадлежащим ответчиком, поскольку вышеуказанные свалки существуют со всех времен образования этих населенных пунктов. Ранее сельские администрации являлись структурными подразделениями администрации Усть-Удинского района и занимались полным циклом, т.е. сбором, вывозом, утилизацией. Собственного бюджета у администраций не было. Места вывоза мусора согласовывались с главным архитектором района, главным санэпидемврачом, и утверждались мэром района. Следовательно ранее определенные места свалок в силу закона и полномочий перешли в ведение РМО «Усть-Удинский район». Глава администрации полагает, что использование денежных средств из бюджета Молькинского муниципального образования, на полномочия не отнесенные законом будут нецелевыми. В настоящее время к вопросам местного значения поселения относится лишь участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В возражениях, представленных Администрацией районного муниципального образования «Усть-Удинский район», не соглашаясь с предъявленным требованием ответчик указывает, что в соответствии с п. 14, ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, организация такой деятельности отнесена к полномочиям субъекта РФ. Администрация РМО «Усть-Удинский район» выполнены все необходимые действия в части документирования по обращению с отходами и ее дальнейшие действия по организации полигона для хранения и утилизации отходов на территории района зависят от активности и надлежащих действия администрации Усть-Удинского городского поселения. Администрация РМО «Усть-Удинский район» с позиции действующего законодательства не вправе производить работы по обработке и утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории МО «Молькинское сельское поселение». Согласно ст. 2 Закона Иркутской области № 96-ОЗ от 03.11.2016 г. «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», а так же п. 17 ст. 6 Устава Молькинского муниципального образования, полномочия по участию в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов закреплены за Молькинским сельским поселением. Администрациям сельских поселений предложено осуществлять вывоз отходов временного размещения на 4 километр трассы Усть-Уда-Юголок. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» закреплена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. А именно, отнесение к полномочиям государственной власти субъекта РФ в области обращения с отходами организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из представленного отзыва Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области следует что в соответствии с п. 23, 24 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на основании генеральных планов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства, а так же услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Места размещения и утилизации коммунальных отходов определяются самостоятельным органом местного самоуправления на основании документов территориального планирования. Действительно абз. 6 ст. 6 Закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию обработке утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов РФ. Вместе с тем, в силу ч. 2, 3 статьи 8 указанного закона участие в такой деятельности на территориях соответствующих районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).
В соответствии с нормами действующего законодательства, организация деятельности по сбору ТБО со стороны органа исполнительной власти субъекта не предполагает ликвидацию существующих свалок. Соответственно данные полномочия не относятся к компетенции Министерства и не могут быть на него возложены.
В судебном заседании прокурор Ноговицына И.Г. поддержала уточненные исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представители ответчиков - Мадасов Ю.А., Дедик А.К. не отрицая наличия несанкционированных свалок бытовых отходов (мусора), расположенные на земельных участках на расстоянии 200 м от села Молька Усть-Удинского района Иркутской области с правой стороны дороги Иркутск-Усть-Уда; на земельных участках расположенных справа и слева автомобильной дороги «Иркутск-Усть-Уда» возле с. Халюты Молькинского муниципального образования Иркутской области против заявленных требований возражали, по обстоятельствам, указанным в отзывах.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Усть-Удинского района Иркутской области обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов (мусора), расположенные на земельных участках на расстоянии 200 м от села Молька муниципального образования «Молькинское сельское поселение» Усть-Удинского района Иркутской области с правой стороны дороги Иркутск-Усть-Уда; на земельных участках расположенных справа и слева автомобильной дороги «Иркутск-Усть-Уда» возле с. Халюты муниципального образования «Молькинское сельское поселение» Усть-Удинского района Иркутской области. Данные свалки находятся на территории муниципального образования «Молькинское сельское поселение» Усть-Удинского района Иркутской области. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 12 ст. 2 Закона Иркутской области № 96-ОЗ от 03.11.2016 г. «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», а так же п. 17 ст. 6 Устава Молькинского муниципального образования, полномочия по участию в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов закреплены за Молькинским сельским поселением».
С учетом изложенного требования о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных твердых бытовых отходов ликвидировать на администрацию Районного муниципального образования «Усть-Удинский район» а так же на администрацию муниципального образования «Молькинское сельское поселение» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обсуждая требования к Министерству жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов (мусора) суд исходит из следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Поскольку термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированных свалок" в Федеральном законе N 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом. В связи с этим ликвидация несанкционированных свалок не относится к компетенции министерства как органа, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Доводы ответчиков о том, что в пределах своих полномочий администрация района принимает меры организационно-правового характера по транспортировке, хранению и утилизации коммунальных бытовых отходов не являются основанием к отказу в заявленных требованиях, поскольку судом установлено, и сторонами не оспаривается наличие несанкционированных свалки бытовых отходов (мусора).
Создание комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами не освобождает Администрацию районного муниципального образования «Усть-Удинский район», Администрацию муниципального образования «Молькинское сельское поселение» как исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 200 ░. ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░-░░░; ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░-░░░» ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 200 ░. ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░-░░░; ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░-░░░» ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: