В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-4882/2017
Строка № 019а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 июля 2017 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Сухова Ю.П., Привалова А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Привалова А.А.
материал по административному исковому заявлению Тульской Елены Борисовны к Федеральной таможенной службе России о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению информации на обращение, возложении обязанности предоставить мотивированную информацию на жалобу от 27 октября 2016 года и заявление о предоставлении информации от 03 ноября 2016 года
по частной жалобе Тульской Елены Борисовны
на определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 марта 2017 года об оставлении административного искового заявления без движения
(судья Оробинская О.В.)
установила:
Тульская Е.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральной таможенной службе России о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению информации на обращение, возложении обязанности предоставить мотивированную информацию на жалобу от 27 октября 2016 года и заявление о предоставлении информации от 03 ноября 2016 года.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 марта 2017 года административное исковое заявление оставлено без движения. Тульской Е.Б. предложено в течение пяти дней со дня получения копии определения устранить указанные в определении недостатки.
В частной жалобе Тульская Е.Б. просит указанное выше определение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что у суда отсутствовали основания для оставления административного искового заявления без движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Административное исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 125, 126 КАС РФ.
Оставляя административное исковое заявление без движения, суд первой инстанции исходил из того, что Тульской Е.Б. в нарушение пунктов 2, 4, 6, 7 части 2 статьи 125, пунктов 6, 9 части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении не указаны дата и место рождения административного истца, какие ее права, свободы и законные интересы нарушены, сведения о том, подавалось ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу жалоба и результат ее рассмотрения.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для оставления административного искового заявления без движения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец должен указать сведения о правах, свободах и законных интересов административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием) и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ представить совместно с административным исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.
Согласно ч. 3 ст. 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании ч. 1 ст. 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным ст. 220 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Как следует из административного искового заявления, Тульская Е.Б., ссылаясь на права, предусмотренные статьями 8, 19 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указала, что действия административного ответчика нарушают ее права на получение необходимой информации, в связи с чем просит признать незаконными действия по не предоставлению мотивированной информации на обращение.
Таким образом, Тульской Е.Б. выполнены требования закона об указании в административном исковом заявлении обстоятельств, на которых лицо основывает требования, а, кроме того, административным истцом приложены копии документов в подтверждение данных обстоятельств.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом судьи о необходимости возложения на административного истца обязанности указать сведения о ее обращении с жалобой в порядке подчиненности.
Пунктом 9 ч. 2 ст. 220 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
Исходя из положений пункта 7 части 2 статьи 125 КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения только при условии, что такая жалоба подавалась. При этом в административном исковом заявлении Тульская Е.Б. указывает на ее законное право оспаривать действия (бездействие) административного ответчика в судебном порядке, в связи с чем ей подано данное заявление.
Давать правовую оценку обстоятельствам, указанным административным истцом в его заявлении, при разрешении вопроса о принятия заявления суд не может, поскольку данное право ему предоставляется законом лишь при рассмотрении дела по существу в судебном заседании при участии сторон.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец.
Административный истец не ограничен при выборе способа защиты и выбор того или иного способа защиты нарушенных прав является исключительной его прерогативой.
Направление в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему лицу жалобы, не является в данном случае обязательным условием для обращения в суд, соответственно, отсутствие в административном исковом заявлении сведений о том, направлялась или нет жалоба вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности по изложенным доводам, проводилась ли проверка по его жалобе и каков ее результат, не является безусловным основанием для оставления заявления без движения.
Кроме того, оставляя заявление без движения, суд первой инстанции не учел, что административным истцом оспариваются действия Федеральной таможенной службы России, что не предполагает наличия в отношении административного ответчика вышестоящего в порядке подчиненности органа.
Отсутствие в административном исковом заявлении даты и места рождения административного истца при наличии таких сведений в приложенных к иску документах не может повлечь за собой ограничение права истца на судебную защиту.
Учитывая, что судьей районного суда допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, которые явились для Тульской Е.Б. препятствием в рассмотрении административного искового заявления в установленном законом порядке судом, определение об оставлении административного искового заявления без движения не может быть признано законным и подлежит отмене.
Материал по административному исковому заявлению Тульской Е.Б. следует направить на рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. ст. 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 марта 2017 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Тульской Елены Борисовны к Федеральной таможенной службе России о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению мотивированной информации на обращение, возложении обязанности предоставить мотивированную информацию на жалобу от 27 октября 2016 года и заявление о предоставлении информации от 03 ноября 2016 года направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.
Председательствующий:
Судьи коллегии
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6
ФИО6