Дело № 2-912
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
30 ноября 2020 г. г. Буй Костромской обл.
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Соловьевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Татьяны Евгеньевны к администрации г.о. г Буй об обязании включить дом в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда г.о.г. Буй Костромской области на 2019-2022 года»;
У С Т А Н О В И Л:
Соловьева Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации г.о.г. Буй Костромской области об обязании включить дом в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда г.о.г. Буй Костромской области на 2019-2022 года».
Истица является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии г.о.г. Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным.
Письмом администрации г.о.г. Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ истица уведомлена о том, что дом №, расположенный на <адрес>, отнесён к домам блокированной застройки, в связи с чем, он не включен в региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы» и в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2022 годы», с чем Соловьева Т.Е. не согласна, считает указанный дом многоквартирным.
На основании изложенного, Соловьева Т.Е. просит обязать администрацию г.о.г.Буй Костромской области включить дом <адрес>, в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда г.о.г. Буй Костромской области на 2019-2022 года».
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе привлечены в качестве третьих лиц – Гребеник С.М., КУМИ администрации г.о. г. Буй, Соловьевы А.И. и А.И.
В судебном заседании истица Соловьева Т.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации г. о. г. Буй – Смирнов А.В., действующий на основании постоянной доверенности, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Третьи лица – Гребеник С.М., Соловьевы А.И. и А.И. поддержали заявленные требования.
Другие участники дела, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Суд, учитывая мнения присутствующих участников дела, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников дела.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства в их взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение граждан, проживающих в городском округе, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Истица Соловьева Т.Е. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии г.о.г. Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом отчета ООО «Строительная лаборатория» от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу, как многоквартирный, жилой дом <адрес>
Постановлением администрации г.о.г.Буй Костромской области от 14.07.2016 №603 в реестр аварийного жилищного фонда городского округа г.Буй Костромской области включен, как многоквартирный, жилой дом <адрес>; определен срок для отселения граждан из данного дома – 2022.
Письмом администрации от 15.07.2020 Соловьева Т.Е. была уведомлена о том, что указанный дом не включен, в частности, в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2022 годы», поскольку он относится к домам блокированной застройки, которые в отличие от многоквартирных домов, не имеют общедомового имущества.
Суд полагает, что отнесение указанного жилого дома к домам блокированной застройки необоснованно.
По смыслу п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию - «многоквартирный дом». Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пункт 3.21 «ГОСТ Р 51929. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 11.06.2014 №543-ст, определяет многоквартирный дом, как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 ст.36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства.
Суд установил, что спорный объект представляет собой одноэтажный четырёх квартирный сборно-щитовой жилой дом площадью 140,2 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
На данный объект, как на единый дом, а не на его отдельные части, составлен технический паспорт. Как следует из технического описания, содержащегося в данном паспорте, спорный жилой дом имеет единый фундамент (кирпичную ленту), общую шиферную крышу с деревянными стропилами, общие наружные и внутренние стены. Дом расположен на едином земельном участке.
Исходя из представленных по делу доказательств, учитывая, что спорный дом имеет элементы общего имущества всех собственников помещений (ч.1 ст.36 ЖК РФ), его невозможно отнести к дому блокированной застройки. Этот дом следует признать многоквартирным жилым домом.
Стороны отметили, что на <адрес>, находятся типовые четырех квартирные дома, в том числе, дом № и дом №, дом№. Тот факт, что дома являются типовыми, видно из представленных технических паспортов на эти объекты. Следует отметить, что решением Буйского районного суда Костромской области от 20.01.2020 по делу №2-47\2020 дом №, расположенный на <адрес>, признан многоквартирным, также как и дом №.
Постановлением администрации г.о.г. Буй Костромской области от 12.04.2019 №233 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Буй Костромской области на 2019-2022 годы». Задачей названной программы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 и подлежащими сносу, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации. В данную программу внесены изменения, в настоящее время утверждена программа Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы».
Учитывая изложенное, то, что признанный до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу дом № расположенный на <адрес>, является многоквартирным, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для включения указанного дома в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьевой Татьяны Евгеньевны – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. Буй включить многоквартирный жилой <адрес>, в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы».
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Ю. С. Прыгунова