Дело № 2-171/2021
УИД 70RS0015-01-2021-000295-47
Поступило 25.05.2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 июня 2021 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Добрыгина А.А.,
материального истца А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах А, к администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кожевниковского района Томской области, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м общей площади, за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рожденияй, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении А. в графе «отец» стоит прочерк, матерью является И., которая решением Кожевниковского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной. Постановлением главы Кожевниковского района от 05 декабря 2006 года № А. передан на воспитание в приемную семью ФИО, в 2019 году закончил обучение ОГБОУ <данные изъяты> В настоящее время А. собственного жилья не имеет. Постановлением администрации Вороновского сельского поселения от 17 января 2018 года № А. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Вороновского сельского поселения. На момент подачи иска А администрацией Вороновского сельского поселения жильем не обеспечен.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Добрыгин А.А., материальный истец – А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить. Дополнительно пояснили, что до настоящего времени А. не обеспечен жильем.
Представитель ответчика – глава администрации Вороновского сельского поселения Прокопенко С.Н., в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором не возражал против удовлетворения иска, дело просил рассмотреть без участия представителя ответчика.
Третье лицо Администрация Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Представителем Р., действующей на основании доверенности, представлен отзыв, в котором высказаны возражения против удовлетворения иска. В обоснование указано, что в соответствии с пунктом 4.1 Порядка предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденных Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года №562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со Списками. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление администрацией Кожевниковского сельского поселения жилого помещения А. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке ранее. В случае удовлетворения искового заявления, просит учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения и предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (далее – ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если не реализовано принадлежащее право указанной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно свидетельству о рождении № от 13 мая 2003 года, А родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является И, в графе «отец» стоит прочерк.
Решением Кожевниковского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ И. ограничена в родительских правах в отношении своего несовершеннолетнего ребенка А.
Постановлением главы Кожевниковского района от 05 декабря 2006 года № над несовершеннолетним А. передан в приемную семью ФИО.
Решением Кожевниковского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, И. признана недееспособной.
Согласно справке администрации Вороновского сельского поселения, выписке из финансового лицевого счета, А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> с 05 декабря 2006 года. Правообладателями указанного жилого помещения являются ФИО. и ФИО. - по 1/2 доли у каждого.
В соответствии со справкой ОГБОУ <данные изъяты> от 28 апреля 2021 года следует, что А. обучался в указанном учреждении с 01 сентября 2012 года по 27 мая 2019 года.
Постановлением администрации Вороновского сельского поселения № от 17 января 2018 года А. включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Вороновского сельского поселения.
В соответствии с решением Совета Вороновского сельского поселения № от 23 октября 2007 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения установлена в размере не менее 17 кв.м.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот из числа указанной категории отнесено к государственному полномочию, осуществление которого находится в компетенции органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года №212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Поскольку А. не реализовал, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с приведенными выше нормами законодательства истец должен быть обеспечен жилым помещением в пределах территории Вороновского муниципального района Томской области, при этом обязанность по обеспечению А. жилым помещением должна быть возложена на администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области.
Доводы представителя Администрации Томской области о том, что предоставление А. жилого помещения приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих таким же правом на предоставление жилого помещения, и состоящих в списке на получение жилья ранее истца, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку пунктом 6.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года №562а, установлено, что при достижении лицом из числа детей-сирот, включенным в Список муниципальных районов, городских округов, возраста 18 лет, уполномоченный орган поселения, городского округа для получения согласия указанного лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения направляет указанному лицу из числа детей-сирот заказным письмом с уведомлением либо выдает лицу из числа детей-сирот под роспись предложение о предоставлении специализированного жилого помещения.
Определением Верховного Суда РФ от 29 января 2014 года №88-АПГ13-8 признан не действующим пункт 5 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений», утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года №562а, который устанавливал очередность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Вынесение судом решения об удовлетворении иска не может привести к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят в списке на получение жилья ранее А., поскольку предоставление жилого помещения истцу не освобождает органы исполнительной власти и местного самоуправления Томской области, наделенные соответствующими полномочиями, от обязанности по обеспечению жилыми помещениями иных лиц из указанной категории, обладающих таким же правом, в установленные сроки.
Исходя из буквального понимания требований ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ-№15 от 28 декабря 2016 года, предусматривающих предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Предоставление специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Жилое помещение истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение специализированно жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.
Суд учитывает, что на момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, А. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что за А. какое-либо жилое помещение не закреплено, какого-либо жилого помещения, отвечающего учетным нормам жилого помещения на праве собственности, либо на условиях социального найма он не имеет, и на день разрешения спора специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечен, в связи с чем является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Утверждение представителя Администрации Томской области о том, что права и законные интересы А. не нарушены, суд находит необоснованными, поскольку он достиг совершеннолетия, на основании Постановления Администрации Вороновского сельского поселения № от 17 января 2018 года включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159 и ст. 5 Закона Томской области №28–ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Томской области. Статьей 6 Закона Томской области №188-ОЗ установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется за счет средств областного Бюджета путем предоставления субвенций.
Учитывая, что решение указанного вопроса находится в компетенции ответчика, иск прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах Аксиненко Е.В., является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах А, к администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв.м общей площади, за счет средств областного Бюджета.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова