Дело № 2-145 /2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2015 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., с участием прокурора Ошеева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу в защиту жилищных прав ФИО2 В обоснование заявленных требований указал, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, сведения об отце были внесены в актовую запись о рождении по заявлению матери. 21.03.2013 г. ФИО2 по письменному заявлению был включен в очередь на получение по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законов Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» истцу после включения его в соответствующий список Правительством Пермского края должно было быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением истец не обеспечен до настоящего времени. Просит возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО2 по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Лысьвы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории г. Лысьва. Кроме того, на основании Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п, просит возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу обязанность произвести осмотр предложенного истцу жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 требования к Правительству Пермского края поддержал по доводам, изложенным в заявлении. На требованиях к Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу не настаивал.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители Территориального управления Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу и Правительства Пермского края в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» и Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ г., его матерью является ФИО6, сведения об отце внесены на основании заявления матери, что подтверждается свидетельством о рождении и справкой оЗАГСа г. Лысьвы (л.д. 13-14).
В декабре 2002 г. мать ребенка умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 18, 26).
Постановлением главы г. Лысьвы от 26.03.2003 г. ФИО2 был направлен в детский дом, а также поставлен в льготную очередь для детей-сирот на получение жилья.
27.06.2012 г. ФИО7 окончил МАОУ «Черднская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (л.д. 17), с 28.02.2010 г. по 27.12.2012 г. и с 11.04.2013 г. по 08.08.2014 г. ФИО2 отбывал наказание в виде лишения свободы, что подтверждается справками об освобождении (л.д. 20-21). После освобождения проследовал к месту жительства по <адрес>
В 2013 г. истец обратился в территориальный орган Минсоцразвития Пермского края с заявлением о включении его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д.9). Решением комиссии по опеке и попечительству ФИО2 включен в соответствующий список (л.д.19).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП «ЦТИ» ФИО2, его мать в собственности жилья не имеют (л.д. 22-25).
До настоящего времени истец зарегистрирован в бывшем здании детского дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из паспорта и справкой оУФМС по г. Лысьве.
Таким образом, исходя из указанных выше норм закона и при установленных обстоятельствах: истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока отбытия наказания обратился с письменным заявлением в территориальный орган Минсоцразвития и был включен в список на получение жилья, при этом, иного жилого помещения не имеет, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, вправе был рассчитывать на своевременное получение жилья по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
С учетом данных обстоятельств, требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы представителя Министерства социального развития Пермского края о том, что жилое помещение ФИО2 может быть предоставлено только в порядке очередности, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни положения Жилищного кодекса РФ, ни указанный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 (в ред. От 08.12.2013 г.) не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством. Данное право у ФИО2 возникло с момента оформления им соответствующего заявления после освобождения из мест лишения свободы.
Также суд считает, что являются обоснованными требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения на Правительство Пермского края.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2012 года N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При этом данный Порядок фактически конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление специализированных жилых помещений, не определяет.
КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
В соответствии с частью 6 статьи 6 данного Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно статье 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным Собранием Пермского края 19 апреля 2007 года (с последующими изменениями и дополнениями) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно статье 2 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
Более того, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на Правительство ПК обязанности предоставить ФИО2 жилого помещения на территории г. Лысьвы по следующим основаниям.
В силу п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Место жительства может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 и часть первая статьи 1115 ГК РФ, части 2 и 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ, части вторая и третья статьи 2 и части вторая и четвертая статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Как установлено в судебном заседании исходя из представленных материалов, постоянным местом жительства ФИО2 является г. Лысьва, где он имеет регистрацию по адресу: <адрес> и фактически проживает.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что в соответствии с утвержденным Порядком жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 в черте данного населенного пункта.
Таким образом, доводы представителей Правительства ПК и Министерства социального развития по ЛГО о том, что ограничение по предоставлению жилого помещения на территории <адрес> не основано на действующем законодательстве, суд считает несостоятельными. Более того, они опровергаются и п. 1.4 Порядка от 09.09.2013 г., в соответствии с которым предоставление жилых помещений в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только с их согласия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья: