Решение по делу № 2-254/2014 ~ М-296/2014 от 25.08.2014

Дело № 2-254/2014 Кизеловского городского суда Пермского края Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,

с участием     истцов Бочкарева В.Д., Бочкаревой Г.С., Бочкарева Д.В., Глуховой Т.В., Бочкарева Е.В.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации Подсобляева С.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску      Бочкарева В. Д., Бочкаревой Г. С., Бочкарева Д. В., Глуховой Т. В. и Бочкарева Е. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

        Истцы семья Бочкарева В.Д. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

      В судебном заседании истцы Бочкарева Г.С. и Бочкарев В.Д. на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что в жилом доме по адресу: <адрес> они проживали вместе с родителями Бочкарева В.Д., после их смерти собственником дома является Бочкарев В.Д. В указанном доме родились трое детей и проживали в нем на момент ликвидации шахты имени « 40-летия ВЛКСМ». С ДД.ММ.ГГГГ года в доме они не проживают, так как жить в нем невозможно, дом холодный, полы провалились. Они вынуждены снимать другое жилье, в настоящее время проживают в доме по <адрес>, принадлежащем ФИО4 Дети проживают по другим адресам, все они сохраняют регистрацию по адресу: <адрес>. Жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому считают, что они имеют право на получение социальной выплаты, просят предоставить социальную выплату на пять членов семьи для приобретения другого жилья.

       Истец Бочкарев Д.В. на иске настаивает, пояснил, что в жилом доме по адресу: <адрес> проживал с рождения, в нем был зарегистрирован на момент ликвидации шахты имени «40-летия ВЛКСМ», зарегистрирован до настоящего времени. Проживает в настоящее время в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО6, без регистрации. Вместе с ним в указанном доме проживает его жена и трое детей.

    Истец Бочкарев Е.В. на иске настаивает, пояснил, что в жилом доме по адресу: <адрес> он проживал с рождения, в нем был зарегистрирован, регистрацию сохраняет до настоящего времени. Проживает в настоящее время в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит его со жительнице ФИО1 и двум его детям по 1/3 доли в праве. Другого жилого помещения он не имеет.

    Истица Глухова Т.В. на иске также настаивает, пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес> она проживала с рождения, на момент ликвидации шахты имени « 40-летия ВЛКСМ» была зарегистрирована и проживала в указанном доме. В ДД.ММ.ГГГГ году она вышла замуж за ФИО2, они проживали в съемной квартире, в ДД.ММ.ГГГГ году брак между ними расторгнут. В ДД.ММ.ГГГГ году она вышла замуж за ФИО3, проживают в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО5 Муж зарегистрирован по адресу: <адрес>, собственником которого являются его сестра и тетка. Другого жилого помещения она не имеет.

               

       Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. право истцов Бочкарева В.Д., Бочкаревой Г.С., Бочкарева Д.В., Бочкарева Е.В. на выделение социальной выплаты не оспаривает, право истицы Глуховой Т.В. оспаривает, считает, что та утратила право на получение социальной выплаты, так как длительное время не проживает в <адрес>, основным местом ее жительства является <адрес>. Истцы на момент ликвидации шахты имени «40-летия ВЛКСМ» были зарегистрированы и проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, сохранили регистрацию в доме до настоящего времени, другого жилого помещения истцы не имеют. Требования истцов о предоставлении социальной выплаты не признают, так как финансирование программы переселения граждан из ветхого жилья на 2015-2016 годы не предусмотрено.

                  Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

       Представитель Министерства Финансов РФ Подсобляев С.В. считает, что исковые требования истцов должны быть разрешены в соответствии с действующим законодательством. Социальные выплаты гражданам, проживающим в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставляются на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года. Указанные Правила действуют до настоящего времени, не отменены и силу не утратили. Государство в лице Минфина России свои обязательства по выделению из казны Российской Федерации денежных средств на цели содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на момент рассмотрения настоящего дела выполняет. Считает, что все истцы, кроме истца Бочкарева Е.В. имеют право на выделение социальной выплаты. Истец Бочкарев Е.В. проживает с несовершеннолетними детьми, отцом которых он является, при этом несовершеннолетние дети являются собственниками жилого дома, отсюда следует, что истец является членом семьи собственников дома, а потому за ним признается право пользования данным домом. Следовательно, истец обеспечен другим жилым помещением.

     

                     Выслушав пояснения сторон,     изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля

( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     

      Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

         

       Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

              

       Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени «40-летия ВЛКСМ» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.12.1998 года, что подтверждается приказом № 121 от 17.09.1998 года ( л.д. 54). Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Бочкарев В. Д. ( л.д. 42, 51).

Из сведений о регистрации истцы зарегистрированы в указанном жилом доме : Бочкарев В.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Бочкарева Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Бочкарев Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Бочкарев Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Глухова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время

( л.д. 13-18,21-22,27-28, 31-32).

       Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» и Уведомления об отсутствии в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним      истцы в приватизации жилья на территории г. Кизела не участвовали. Физический износ жилого деревянного дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес> составляет % по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ года. Какая -либо собственность за указанными истцами не зарегистрирована ( л.д. 32, 62-69).

              Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ на состояние жилых домов города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ     года следует, что жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени «40-летия ВЛКСМ» в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ поскольку величина фактической деформации . превышает допустимую величину деформации ( л.д. 55-61).

                          Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты.

          В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье.

         Судом было установлено, что     истцы являются членом семьи собственника жилого дома Бочкарева В.Д., проживали и были зарегистрированы в указанном жилом доме на момент ликвидации шахты имени «40-летия ВЛКСМ», сохранили регистрацию в доме до настоящего времени. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истцы не имеют. Судом было установлено, что в связи с тем, что в настоящее время в жилом доме проживать невозможно, семья Бочкаревых проживает по разным адресам. Какого-либо другого жилого помещения истцы не имеют.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы отвечают всем предъявляемым условиям предоставления социальной выплаты, а потому их право на получение социальной выплаты должно быть судом защищено.

       Не признавая право истицы Глуховой Т.В. на выделение социальной выплаты, полагая, что она утратила право на государственную поддержку, представителем администрации Кизеловского муниципального района не представлено к тому каких-либо доказательств.

     Суд считает, что из представленных документов, а именно из сведений о зарегистрированном праве на жилой дом по адресу: <адрес>, видно, что муж истицы ФИО3 доли в праве не имеет, что также подтверждается и выпиской из государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество, из которого видно, что ФИО3 В настоящее время собственником какого-либо имущества не значится ( л.д. 98). При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в части того, что истица Глухова Т.В. утратила право на получение социальной выплаты, поскольку только собственник жилого дома Бочкарев В.Д. вправе определять состав членов своей семьи. Сохраняя регистрацию своей дочери в жилом доме, последний до настоящего времени сохраняет за ней право пользования данным жилым домом, что является основанием для предоставления ей социальной выплаты в составе семьи собственника жилого помещения.

     Не может суд согласиться и с доводами представителя Министерства финансов РФ Подсобляева С.В. в части отсутствия у истца Бочкарева Е.В. права на получение социальной выплаты по причине его пользования жилым домом по адресу: <адрес>.

    Согласно ст. 31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

       Судом было установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> был приобретен сожительницей истца Бочкарева Е.В. -ФИО1 с использованием средств материнского капитала. Собственниками данного жилого дома являются ФИО1 и двое несовершеннолетних детей Бочкарева Е.В. по 1/3 доли в праве. В указанном жилом доме Бочкарев Е.В. не зарегистрирован, равно как не зарегистрированы сожительница и несовершеннолетние дети.

     Согласно ч.3 и ч. 4 статьи 60 Семейного Кодекса РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского Кодекса РФ.

     Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

     По мнению суда, считать, что истец Бочкарев Е.В. является членом семьи собственников жилого дома, у суда нет оснований, поскольку истец в зарегистрированном браке с собственником дома не состоит, членом семьи несовершеннолетних детей истец быть не может, так как они находятся на иждивении своих родителей. Кроме того, истец в вышеуказанном жилом доме в регистрации по месту жительства не значится, как не значатся в регистрации и его дети, интересы которых и законным представителем которых является их мать. Поэтому считать, что истец имеет право пользования данным жилым домом, у суда нет оснований.

                       Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

       Семье Бочкарева В.Д.        следует предоставить социальную выплату из расчета       пяти членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на     пять членов семьи - по 18 кв. м. на человека.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

                                  Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

      Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить     Бочкарева В. Д., Бочкареву Г. С., Бочкарева Д. В., Глухову Т. В. и Бочкарева Е. В. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать Администрацию     Кизеловского муниципального района выделить Бочкареву В. Д., Бочкаревой Г. С., Бочкареву Д. В., Глуховой Т. В. и Бочкареву Е. В. социальную выплату на семью, состоящую из пяти человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                     (подпись)                                                Н.Н. Рылова

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                   Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                     Н.Ю. Ибрагимова

2-254/2014 ~ М-296/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бочкарев Евгений Владимирович
Бочкарева Галина Сергеевна
Бочкарев Владимир Дмитриевич
Бочкарев Дмитрий Владимирович
Глухова Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Министерство энергетики РФ
Министерство финансов РФ
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Рылова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
25.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2014Передача материалов судье
27.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2014Подготовка дела (собеседование)
08.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2014Подготовка дела (собеседование)
16.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2014Судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
28.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2014Дело оформлено
02.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее