Дело № 2а-1260/2023
73RS0003-01-2023-001169-55
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 24 мая 2023 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Киселевой А.И.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Чвановой Д.Ю.,
представителя административного ответчика администрации г. Ульяновска Зыковой О.И.,
представителя заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводоканал» Бельченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1260/2023 по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании о признании незаконным бездействия в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании о признании незаконным бездействия в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенных прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска мероприятий в сфере надзора за исполнением федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, постановлением главы города Ульяновска от 28.09.2005 № в муниципальную собственность были приняты многоквартирные дома <адрес>
При этом система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась. Для водоотведения используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб. Выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов многоквартирных домов <адрес>.
Вышеуказанные сети и выгребная яма предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, общим имуществом собственников помещений данных домов по смыслу жилищного законодательства не являются, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано. Собственники помещений многоквартирных домов по своей воле бремя содержания канализационной системы на себя не принимали.
Вышеуказанные инженерные объекты обладают признаками бесхозяйных вещей по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, администрацией г. Ульяновска в нарушение ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» меры по выявлению бесхозяйных канализационных сетей и выгребной ямы, постановки их на учет и включению в состав муниципальной собственности своевременно приняты не были. В результате этого возникла ситуация, при которой вышеуказанные объекты надлежащим образом не содержатся.
С целью устранения выявленных нарушений 03.08.2021 в адрес главы г.Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по их устранению принято не было.
До настоящего времени водоотведение вышеуказанных многоквартирных домов надлежащим образом не организовано. В связи с отсутствием собственника канализационных сетей, они надлежащем образом не содержатся и не обслуживаются, находятся в ненормативном состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям.
Данные обстоятельства приводят к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе проживающих и планирующих проживать в многоквартирных домах № и № по <адрес>, на предоставление коммунальной услуги водоотведения надлежащего качества, на благоприятные и безопасные условия проживания и на благоприятную окружающую среду, а также в создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В связи с чем, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>;
- обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>;
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> до выгребной ямы и выгребную яму бесхозяйными;
- возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> до выгребной ямы и выгребную яму бесхозяйными;
- возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы, и выгребную яму.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Чванова Д.Ю. административные исковые требования по приведенным в административном иске доводам поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «город Ульяновск» Зыкова О.И. в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводоканал» Бельченко Ю.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, что спорная система водоотведения является нецентрализованной и относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Представитель заинтересованного лица ООО «Обслуживающая компания» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, инвентарные дела на многоквартирные <адрес>, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
По правилам пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №941 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
По смыслу приведенных правовых положений, органы местного самоуправления в случае выявления бесхозяйного имущества должны принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Судом установлено, что постановлением главы города Ульяновска от 28.09.2005 № многоквартирные дома № и № по <адрес> включены в реестр муниципальной собственности.
Между тем, как следует из материалов дела, система водоотведения вышеуказанных домов и выгребная яма в реестре муниципальной собственности муниципального образования «г. Ульяновск» не числятся, не поставлены на баланс УМУП «Ульяновскводоканал».
На основании решения собственников помещений многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> от 18.06.2018 собственники выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, заключив с ООО «Обслуживающая компания» договор на оказание услуг по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно сведениям ООО «Обслуживающая компания» для водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточного колодца, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб, выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов двух многоквартирных домов. Данные сети и выгребная яма общим имуществом собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов не является, собственники бремя содержания канализационной системы решением общего собрания не принимали.
Согласно справке главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ульяновской области от 07.04.2023, спорные объекты канализационной сети расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, для водоотведения из вышеуказанных многоквартирных домов используется канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточного колодца, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб. Выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов данных двух многоквартирных домов.
Из материалов дела следует, что право собственности на данную систему водоотведения ни за кем не зарегистрировано, на балансе муниципального образования не стоит.
Таким образом, спорная система водоотведения является бесхозяйным имуществом.
При этом сама система водоотведения надлежащим образом не обслуживается, никто не осуществляет контроль за ее техническим состоянием.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация г.Ульяновска не исполняет обязанности по обеспечению населения коммунальной услугой по водоотведению, не принимает меры по содержанию и обслуживанию этого объекта жилищно-коммунального хозяйства, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозы санитарному благополучию людей, загрязнению грунтовых вод, поверхностей почвы.
В связи с этим, администрация г. Ульяновска обязана принять меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц, а также окружающей среде.
Принимая во внимание, что организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления, а обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления, то суд приходит к выводу о том, что заявленные административные требования прокурора являются законными и обоснованными.
Доводы представителей администрации г. Ульяновска и УМУП «Ульяновскводоканал» о том, что спорная система водоотведения является общим имуществом многоквартирных домов, являются несостоятельными.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), согласно пункту которых состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с пунктом 8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Между тем, как следует из материалов дела, спорные сети и выгребная яма предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, не относятся к внутридомовой инженерной системе водоотведения, а поэтому спорная система канализации не может быть отнесена к общедомовому имуществу многоквартирных домов.
Поскольку спорная система канализации, в которую осуществляется сброс жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, не является общедомовым имуществом, а является бесхозяйным имуществом, то собственники данных многоквартирных домов не могут нести бремя содержания данного имущества.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> до выгребной ямы, и выгребную яму, бесхозяйными.
Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> до выгребной ямы, и выгребную яму, бесхозяйными.
Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, расположенных от внешних границ стен многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> до выгребной ямы, и выгребную яму.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Санатуллова
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2023