РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018г. г.о.Самара
Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре Шуманеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1106/18 по исковому заявлению Карташова Н.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Карташов Н.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самары, в котором просит признать за ним право собственности на жилое помещение – комнату № площадью 18,8 кв.м., в <адрес>, в порядке приватизации.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Самарской области, Самарское областное отделение Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Карташовы О.Н. и С.Н.
В судебном заседании представитель истца Карташова Н.А. – Мыцу О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и показала, что в феврале 2005г. в связи с трудоустройством в автотранспортный участок МП г. Самары ПЖРТ Куйбышевский район трактористом Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Администрации Куйбышевского района г.Самара истцу была предоставлена комната площадью 18,8кв.м. по адресу: <адрес>, где он был временно зарегистрирован с 04.02.2005 г. 01.02.2005г. с ним был заключен договор найма спорной комнаты, и 15.12.2006 г. он зарегистрирован по указанному адресу постоянно. В спорном жилом помещении истец проживает постоянно, на его имя открыт финансово-лицевой счет, он несет расходы по содержанию и оплате коммунальных услуг. Распоряжением №812 от 24.08.2006г. «Об упорядочении нумерации комнат по адресу: <адрес>» спорной комнате присвоен номер №. В жилом помещении зарегистрированы супруга истца – Карташова О.Н. и их сын Карташов С.Н., которые отказались от участия в приватизации спорного жилого помещения. 18.04.2018г. истец обратился с заявлением в Департамент управления имуществом г.о.Самара об исключении из состава муниципального специализированного жилищного фонда занимаемого им жилого помещения с последующим заключением договора социального найма для дальнейшей приватизации, однако ему было отказано, на основании того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит. Истцом право приватизации не использовано, и он считает данный отказ незаконным и необоснованным. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о.Самара – Тарасов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что испрашиваемое жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит. Департамент решение об исключении указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принимал. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представители третьих лиц – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, Управления Росреестра по Самарской области, Самарского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица Карташовы О.Н. и С.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Материалами дела установлено, что 01.02.2005 года между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Администрации Куйбышевского района г.Самара и Карташовым Н.А.заключен договор найма общежития, на основании которого нанимателю и членам его семьи супруге Карташовой О.Н. и сыну Карташову С.Н. в срочное возмездное пользование предоставлена комната площадью 18,9кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
На основании Распоряжения Администрации Куйбышевского района г.о.Самара «Об упорядочении нумерации комнат в общежитии по адресу: <адрес>» №812 от 24.08.2006г. комнате № в указанном общежитии, в которой проживает Карташов Н.А. присвоен номер №.
Согласно справке МП г.о.Самара «ЕИРЦ» от 07.05.2018г. по адресу: <адрес>, зарегистрированы истец Карташов Н.А. с 04.02.2005г. по 15.12.2006 г. временно, с 15.12.2006 г. постоянно; его супруга – Карташова О.Н. с <дата> по <дата> временно, с <дата> постоянно; его сын – Карташов С.Н. с <дата> по <дата> временно, с <дата> постоянно.
На имя Карташова Н.А. открыт лицевой счет №.
Согласно техническому паспорту, выполненному Самарским областным отделением Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 03.04.2018 года, комната № <адрес> имеет общую площадь – 18,8кв.м., жилую – 18,8кв.м.
По результатам обращения истца в Департамент управления имуществом г.о.Самара, ему было отказано в приватизации спорного жилого помещения на том основании, что испрашиваемое жилое помещение отнесено к специализированному жилщному фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит.
В соответствии с Постановлением главы города Самары «О принятии в муниципальную собственность города Самары объектов жилищного фонда от открытого акционерного общества «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» №1572 от 28.12.2001г. общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, передано в муниципальную собственность.
На основании акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность г.Самары от 10.01.2002года, ОАО «КНПЗ» передало Комитету по управлению имуществом г. Самары в муниципальную собственность г. Самары объекты ОАО «КНПЗ», в том числе общежитие – <адрес>.
На основании акта приема-передачи от 18.06.2004 года, объекты жилого фонда с баланса ОАО «КНПЗ» были переданы на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Куйбышевского района г. Самары на основании приказа Комитета по управлению имуществом Администрации г. Самары № 565 от 26.05.2004 года.
В карте учета объекта недвижимости статус дома <адрес> определен как общежитие.
Актом приема-передачи от 30.05.2008 года Комитет по ЖКХ и обслуживанию населения Администрации Куйбышевского района г. Самары передал, а Департамент управления имуществом г.о. Самары принял объекты жилищного фонда имущества муниципальной казны г.о. Самары, в который, согласно приложению, включен дом <адрес>.
Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 6), переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизациижилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст.18 Закона РСФСР «О приватизациижилищного фонда» РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулирующим приватизациюжилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого помещения.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядкес сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст.7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Согласно п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение №3 к указанному постановлению ВС РФ, предусматривает, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
По смыслу выше приведенных правовых норм, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание, что <адрес> утратил статус общежития в силу закона, истец, который занимает жилое помещение в указанном доме, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации в порядке ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Доводы представителя ответчика о том, что <адрес> имеет статус общежития, относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит, не может умалять прав истца на приватизацию спорного жилого помещения.
В соответствии со ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовывается мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований ив порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Доказательств, подтверждающих, что после передачи <адрес> от ОАО«КНПЗ» в муниципальную собственность, в установленном законом порядкепринималось решение о его включении в специализированный жилой фонд, ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено. В связи с указанными обстоятельствами, дом <адрес>, после передачи в муниципальную собственность, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма.
Постановление Главы города Самара от 28.12.2001г. №1572, по мнению суда, не подтверждает факт принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в установленном законом порядкерешения о включении жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, в специализированный жилищный фонд, поскольку лишь свидетельствует о передаче этого объекта недвижимости в муниципальную собственность.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает требования истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации обоснованным, поскольку все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» выполнены, право на приватизацию истцом не использовано. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду сведениями Нефтегорского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», Самарского областного отделения Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», выписками из Единого государственного реестра недвижимости, справками.
Супруга и сын истца дали нотариально заверенные согласия на приватизацию указанной квартиры без включения их в число сособственников, а также предоставили письменные заявления об отказе от приватизации указанной квартиры от 20.08.2018 г., от 28.08.2018 г.
Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Таким образом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требования Карташова Н.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Карташовым Н.А. право собственности на жилое помещение - комнату, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 18,8кв.м., жилой площадью 18,8кв.м. в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2018г.
Судья Н.Н. Кузина