Дело № 2-2546/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года г.о. Балашиха
Московская область
Железнодорожный городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Артемовой Е.В.,
при секретаре Цырендондоковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смолянова Игоря Леонидовича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Смолянов И.Л. обратился в суд с иском к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости, указав, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу Балашиха Московской области № от 09 июля 2019 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В его специальный стаж не зачли период, который должен быть зачтен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев: с 08 августа 1994 года по 25 июня 1995 года – 10 мес. 18 дней в должности <данные изъяты>. Он окончил <данные изъяты> Имеет диплом ЭВ № и удостоверение № от 23 июня 1995 года о прохождении интернатуры по специальности травматология. Интернатуру с 01 августа 1994 года он проходил в Костромской городской больнице №. В штатных расписаниях больницы были предусмотрены ставки врачей-интернов и зачисление его, как интерна, произошло на штатную должность по врачебной специальности. В данном случае он был зачислен на штатную должность врача травматолога отделения травматологии с внесением соответствующей записи в трудовую книжку. С первых дней интернатуры он постоянно участвовал в операциях, что подтверждается справкой № от 06 марта 2019 года, основанной на записях операционных журналов первой городской больницы города Костромы. На него, как <данные изъяты>, полностью распространялись правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников первой городской больницы г. Костромы. Во время прохождения интернатуры в своей деятельности он руководствовался должностной инструкцией врача травматолога отделения травматологии (дежуранта, ординатора, интерна), утвержденной главным врачом первой городской больницы г. Костромы 11 октября 1990 года. Кроме этого, во время прохождения интернатуры по травматологии ему выплачивалась заработная плата в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности, а также в соответствии с приказом Минздрава РФ № от 15 октября 1999 года. Считает, что его работа в должности врача-интерна по травматологии в первой городской больницы г. Костромы должна учитываться при исчислении специального стажа в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Также, в его стаж не зачли периоды, которые должны быть зачтены в исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев:
с 26.06.1995 г. по 30.09.1998 г. - 03 года 03 мес. 05 дней
с 02.12.1998 г. по 20.05.2001 г. - 02 года 05 мес. 19 дней, итого 05 лет 08 мес. 24 дня.
В этот период он работал <данные изъяты>. Постоянно участвовал в операциях, что подтверждается справкой № от 06 марта 2019 года, основанной на записях операционных журналов первой городской больницы города Костромы, дежурил в стационаре, принимал стационарных пациентов, писал истории болезни. Травматологический пункт находится на территории больницы - 20 метров от здания травматологического отделения. Отработав в травмпункте с 08 часов до 16 часов, он, как и все другие травматологи, шел дежурить в травматологическое отделение согласно графику с 16 часов до 08 часов следующего дня. Иногда, в месяц приходилось работать на три ставки. Ставка в травмпункте и две ставки дежурств по стационару и травмпункту. Таким образом, его работа в травмпункте первой городской больницы г. Костромы должна быть зачтена в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Также в его врачебный стаж не вошли периоды повышения квалификации:
с 01.10.1998 г. по 01.12.1998 г. - 00 лет 02 мес. 01 день;
с 08.09.2004 г. по 05.10.2004 г. - 00 лет 00 мес. 28 дней;
с 13.04.2009 г. по 12.05.2009 г. - 00 лет 01 мес. 00 дней;
с 21.05.2012 г. по 02.06.2012 г. - 00 лет 00 мес. 12 дней;
с 10.01.2014 г. по 06.02.2014 г. - 00 лет. 00 мес. 27 дней;
с 01.11.2018 г. по 27.12.2018 г. - 00 лет 01 мес. 10 дней.
Основные курсы повышения квалификации итого: 00 лет 06 мес. 21 день и не основных еще 00 лет 01 мес. 25 дней (участие в съездах травматологов конгрессах, заседаниях, обществах). Периодическое повышение квалификации медицинских работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, не реже 1 раза в 5 лет, является лицензионным требованием для медицинских учреждений и существенным условием труда. Таким образом, повышение квалификации входит в должностные обязанности медицинских работников, оформляется приказами работодателя с сохранением за работником средней заработной платы, в том числе надбавок за работу в особых условиях труда. Следовательно, в период нахождения работника на курсах повышения квалификации производятся соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения в трудовой стаж, дающих право на досрочную пенсию, времени нахождения работника на курсах повышения квалификации, семинарах и сессиях в льготном исчислении. На курсы повышения квалификации он направлялся соответствующими приказами руководителя с должностей, работа в которых подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной работой в льготном исчислении. Обучение осуществлялось по специальности. В силу закона, время повышения квалификации учитывается как время исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, оно также подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. Считает, что данные периоды должны быть включены в его специальный медицинский стаж в исчислении 1 год работы за 1 год.
Просит суд включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев следующие периоды работы:
с 08.08.1994 г. по 25.06.1995 г. - 10 мес. 18 дней в должности <данные изъяты>
с 26.06.1995 г. по 30.09.1998 г.
с 02.12.1998 г. по 20.05.2001 г. – 05 лет. 08 мес. 24 дня в должности <данные изъяты>
Повышение квалификации включить в стаж как 1 год работы за 1 год - 00 лет 08 мес. 15 дней и обязать Управление № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области назначить Смолянову И.Л. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 11 апреля 2019 года.
Истец Смолянов И.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области Бирюкова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что исковые требования являются незаконными, оснований для назначения досрочной пенсии не имеется, в связи с отсутствием необходимых для назначения пенсии 30 лет специального стажа. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года №
Подпунктом «н» пункта 1 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года; Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пениях в Российской Федерации». К такой должности отнесены, в том числе врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), работающие в учреждениях здравоохранения, в том числе в больницах, поликлиниках всех наименований.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в который включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Следует учесть, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Судом установлено, что решением ГУ – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № по г. Москве и Московской области от 09 июля 2019 года № Смолянову И.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. В трудовой стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии по старости, не включены следующие периоды: в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы с 08.08.1994 г. по 25.06.1995 г. - 10 мес. 18 дней в должности <данные изъяты>; с 26.06.1995 г. по 30.09.1998 г., с 02.12.1998 г. по 20.05.2001 г. - 05 лет. 08 мес. 24 дня в должности <данные изъяты>; периоды повышения квалификации с:
с 01.10.1998 г. по 01.12.1998 г. - 00 лет 02 мес. 01 день;
с 08.09.2004 г. по 05.10.2004 г. - 00 лет 00 мес. 28 дней;
с 13.04.2009 г. по 12.05.2009 г. - 00 лет 01 мес. 00 дней;
с 21.05.2012 г. по 02.06.2012 г. - 00 лет 00 мес. 12 дней;
с 10.01.2014 г. по 06.02.2014 г. - 00 лет. 00 мес. 27 дней;
с 01.11.2018 г. по 27.12.2018 г. - 00 лет 01 мес. 10 дней.
Основные курсы повышения квалификации итого: 00 лет 06 мес. 21 день и не основных еще 00 лет 01 мес. 25дней (участие в съездах травматологов конгрессах, заседаниях, обществах).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2002 года № 173-ФЗ (п. 5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно, в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию и в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, предусмотренные ст. 116 Трудового кодекса РФ. Другие периоды, а также отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не включаются. Таковыми являются отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком, административный отпуск, курсы повышения квалификации и т.д.
Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 6-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которыми послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Получение послевузовского профессионального образования предусмотрено Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования (п. 7 ст. 6). Такой формой является интернатура как первичная годичная послевузовская подготовка для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования. Лица, обучающиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, согласно п. 1 ст. 18 названного Федерального закона являются слушателями учреждений системы послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста.В соответствии с п. 2 подр. 1 "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС, утвержденного Приказом Миндзравсоцразвития России от 06 ноября 2009 года N 869, содержал квалификационную характеристику должности "врач-интерн", которая была исключена из ЕКС Приказом N 541н. Исключение квалификационной характеристики должности "врач-интерн" произведено с учетом норм, содержащиеся в п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 7 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании".
Миндзравсоцразвития России, осуществляя полномочия по принятию ЕКС, Приказом от 23 июля 2010 года N 540 отменил свои Приказы от 06 ноября 2009 года N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 03 марта 2010 года N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года N 44, применяется только в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "Об образовании" и Федеральному закону "О высшем и послевузовском образовании".
В ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года N 5487-1 предусмотрено, что врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Вместе с тем, данная норма не свидетельствует о том, что ЕКС должен содержать квалификационную характеристику должности "врач-интерн", поскольку изменились правовые основы интернатуры.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, утратившим силу в связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, введенный в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года. Согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным Постановлением Правительства, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В перечне наименования должностей не предусмотрена должность – «врач- интерн».
Пунктом 2 Списка N 464, утвержденного Постановлением Совета Министров, РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам-хирургам всех наименований и среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля. При этом исчисление сроков выслуги лет производится в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев. Данным перечнем должность «врач-интерн» не предусмотрена.
В номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, приведенной в приложении N 3 к положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста и по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускные экзамены по специальности.
Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Минздравсоцразвитием РФ Приказа от 23 июля 2010 года N 540.
Действующим в настоящее время Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года N 541н) должность врача-интерна не предусмотрена.
Также, номенклатурой должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 23 ноября 1992 года, утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 года N 35, который также утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665, которые действовали в вышеуказанный спорный период, должность врача-интерна также была выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам.
Данным перечнем должность «врач-интерн» не предусмотрена.
Из справки ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» №, трудовой книжки следует, что Смолянов И.Л. работал в <данные изъяты> с 08 августа 1994 года (принят на работу врачом-интерном, приказ №) по 25 июня 1995 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы Смолянова И.Л. в ОГБУЗ <данные изъяты> с 08 августа 1994 года по 25 июня 1995 года ( 00 лет 10 мес. 18 дней) включению в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год как 1 год 6 месяцев не подлежит, поскольку врач-интерн не является врачом специалистом, а допускается к выполнению обязанностей врача-специалиста при определенных условиях, в связи с чем, в льготных списках, дающих право на досрочное назначение пенсии должность врача-интерна отсутствует.
Пункт 20 Федерального Закона «О страховых пенсиях» предусматривает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то есть законодательном установлена единственная организационно-правовая форма организации - учреждение. Постановление Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П также подтверждает право на досрочную пенсию только медицинских работников учреждений здравоохранения.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих правил.
Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 01 ноября 1999 года и после указанной даты, соответственно.
Вышеуказанными постановлениями определены перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Таким образом, вышеназванным перечнем предусмотрены не только должности врачей, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, но и структурные подразделения учреждений здравоохранения: отделения хирургического профиля стационаров; отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии; патолого-анатомические отделения и отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.
Поскольку Смолянов И.Л. в периоды с 26 июня 1995 года по 30 сентября 1998 года (03 года 03 мес. 05 дней), с 02 декабря 1998 года по 20 мая 2001 года (02 года 05 мес. 19 дней) работал в <данные изъяты>, который не включен в перечень структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление трудового стажа, оснований для удовлетворения требований в этой части у суда не имеется.
Также их письма ГУ-Управления ПФР в г. Костроме Костромской области следует, что Смолянов И.Л. значится с 01 января 1999 года по 20 мая 2001 год <данные изъяты> с кодом льготы «ЗП81ГД», с 21 мая 2001 года по 06 октября 2004 года врачом-травматологом-ортопедом в травматологическом отделении с кодом льготы «ХИРУРГД».
Таким образом, работодатель Смолянова И.Л. подтверждает его право на досрочную пенсию в календарном исчислении как медицинскому работнику, но право на досрочную пенсию в полуторном исчислении работодатель не подтверждает.
Согласно ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая изложенное, суд считает требования Смолянова И.Л. об отмене решения от 09 июля 2019 года № Управления № по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев за периоды: с 08 августа 1994 года по 25 июня 1995 года - период работы в должности <данные изъяты>; с 26 июня 1995 года по 30 сентября 1998 года, с 02 декабря 1998 года по 20 мая 2001 года - периоды работы в должности врача травматолога<данные изъяты>, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.
В силу ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших до 01 января 2012 года, повышение квалификации являлось основанием для выдачи сертификата специалиста, дающего право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.
В силу ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Поскольку в периоды нахождения Смолянова И.Л. в командировке трудовой договор с ним не расторгался, за ним сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились необходимые отчисления, суд приходит к выводу, что периоды:
с 01.10.1998 г. по 01.12.1998 г. - 00 лет 02 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 08.09.2004 г. по 05.10.2004 г. - 00 лет 00 мес. 28 дней - курсы повышения квалификации;
с 13.04.2009 г. по 12.05.2009 г. - 00 лет 01 мес. 00 дней - курсы повышения квалификации;
с 21.05.2012 г. по 02.06.2012 г. - 00 лет 00 мес. 12 дней - курсы повышения квалификации;
с 10.01.2014 г. по 06.02.2014 г. - 00 лет 00 мес. 27 дней - курсы повышения квалификации;
с 10.02.2015 г. по 11.03.2015 г. - 00 лет 01 мес. 02 дня - курсы повышения квалификации;
с 31.03.2016 г. по 01.04.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня - курсы повышения квалификации;
с 22.04.2016 г. по 22.04.2016 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 24.05.2016 г. по 24.05.2016 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 06.10.2016 г. по 07.10.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня - курсы повышения квалификации;
с 13.12.2016 г. по 14.12.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня - курсы повышения квалификации;
с 17.02.2017 г. по 17.02.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 28.02.2017 г. по 28.02.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 14.04.2017 г. по 14.04.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 14.06.2017 г. по 16.06.2017 г. - 00 лет 00 мес. 03 дня - курсы повышения квалификации;
с 29.06.2017 г. по 30.06.2017 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня - курсы повышения квалификации;
с 12.09.2017 г. по 12.09.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 15.11.2017 г. по 17.11.2017 г. - 00 лет 00 мес. 03 дня - курсы повышения квалификации;
с 12.12.2017 г. по 12.12.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 26.04.2018 г. по 26.04.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 18.05.2018 г. по 18.05.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 29.05.2018 г. по 29.05.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации;
с 01.11.2018 г. по 27.12.2018 г. - 00 лет 01 мес. 10 дней - курсы повышения квалификации;
с 08.02.2019 г. по 08.02.2019 г. - 00 лет 00 мес. 01 день - курсы повышения квалификации.
Итого 08 мес. 15 дней подлежат включению в специальный стаж истца.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов, в которые истец направлялся для повышения квалификации, участия в Международном форуме «Хирург против терроризма. Хирургия повреждений. Ошибки, опасности, осложнения», «Современный взгляд на диагностику и лечение переломов дистального метаэпифиза лучевой кости», «Экспертиза временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи», «Планирование и выполнение мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской защиты на объектах здравоохранения», «Использование электронной медицинской карты ЕМИАС в работе врача (Версия 12.5)», «Развитие управленческих навыков линейных руководителей поликлиник», «Травматология и ортопедия», «Скорая помощь при ожогах», суд исходит из того, что Смоляновым И.Л. представлены доказательства, подтверждающие осуществление медицинской деятельности в указанные периоды, в периоды повышения квалификации за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому они подлежат включению в специальный стаж наравне с периодами профессиональной деятельности, включенной ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке.
Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ, служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Из материалов дела следует, что направление истца на повышения квалификации в период занятия им своей профессиональной деятельностью (врач травматолог-ортопед) осуществлялось по этой же деятельности, следовательно, в периоды повышения квалификации истец выполнял служебное поручение по своей работе. Кроме того, из материалов дела следует, что направление истца в командировки было связано с осуществлением медицинской деятельности, поскольку помимо повышения квалификации, Смолянов И.Л. принимал участие в Международном Форуме, что подтверждено соответствующими свидетельствами и удостоверениями о прохождении повышения квалификации, выданными Смолянову И.Л.
Таким образом, суд считает исковые требования Смолянова И.Л. об отмене решения от 09 июля 2019 года № Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в стаж соответствующих периодов повышения квалификации, подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что досрочно пенсия назначается с момента возникновения такого права, суд считает требования Смолянова И.Л. о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 11 апреля 2019 года подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Иск Смолянова Игоря Леонидовича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж – удовлетворить частично.
Признать решение № от 09 июля 2019 года Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным частично.
Обязать Управление № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы Смолянова Ильи Леонидовича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды повышения квалификации:
с 01.10.1998 г. по 01.12.1998 г. - 00 лет 02 мес. 01 день
с 08.09.2004 г. по 05.10.2004 г. - 00 лет 00 мес. 28 дней
с 13.04.2009 г. по 12.05.2009 г. - 00 лет 01 мес. 00 дней
с 21.05.2012 г. по 02.06.2012 г. - 00 лет 00 мес. 12 дней
с 10.01.2014 г. по 06.02.2014 г. - 00 лет 00 мес. 27 дней
с 10.02.2015 г. по 11.03.2015 г. - 00 лет 01 мес. 02 дня
с 31.03.2016 г. по 01.04.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня
с 22.04.2016 г. по 22.04.2016 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 24.05.2016 г. по 24.05.2016 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 06.10.2016 г. по 07.10.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня
с 13.12.2016 г. по 14.12.2016 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня
с 17.02.2017 г. по 17.02.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 28.02.2017 г. по 28.02.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 14.04.2017 г. по 14.04.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 14.06.2017 г. по 16.06.2017 г. - 00 лет 00 мес. 03 дня
с 29.06.2017 г. по 30.06.2017 г. - 00 лет 00 мес. 02 дня
с 12.09.2017 г. по 12.09.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 15.11.2017 г. по 17.11.2017 г. - 00 лет 00 мес. 03 дня
с 12.12.2017 г. по 12.12.2017 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 26.04.2018 г. по 26.04.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 18.05.2018 г. по 18.05.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 29.05.2018 г. по 29.05.2018 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
с 01.11.2018 г. по 27.12.2018 г. - 00 лет 01 мес. 10 дней
с 08.02.2019 г. по 08.02.2019 г. - 00 лет 00 мес. 01 день
Итого 08 мес. 15 дней.
В остальной части иск Смолянова Игоря Леонидовича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж – оставить без удовлетворения.
Иск Смолянова Игоря Леонидовича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья Е.В. Артемова
Мотивированный текст решения
изготовлен 11 октября 2019 года