Дело № 2-92/2013.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2013 года город Чадан
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Чалзап Н.К., при секретаре Куулар А.Э., с участием заместителя прокурора Дзун-Хемчикского кожууна Адыг А.Н., представителя ответчика – председателя администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна Монгуша О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский, выразившееся в отсутствии системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возложении обязанности установить систему оповещения населения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский, выразившееся в отсутствии системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возложении обязанности установить систему оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, было выявлено, что администрацией не выполнены установленные законом требования, а именно: не установлена система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, т.е. ответчик бездействует в части установления системы оповещения населения об опасностях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая, что бездействие ответчика по установлению системы оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, порчи имущества населения и муниципального образования, просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский, и обязать администрацию установить систему оповещения населения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора района поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении иска по изложенным основаниям.
Представитель ответчика – председатель администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Монгуш О.К. в судебном заседании требования прокурора признала, суду пояснила, что в настоящее время принимаются меры по установлению системы оповещения, с учетом финансового положения просит суд установить срок для установления системы до 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив приобщенные к исковому заявлению письменные доказательства, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На момент проверки, проведенной 24 января 2013 года помощником прокурора и начальником ОНД Дзун-Хемчикского района с участием председателя администрации сельского поселения с.Баян-Талинский, система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций отсутствует, также отсутствуют запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, убежище и пункт временного размещения населения не имеется.
Данное обстоятельство подтверждается приобщенным к делу актом проверки и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования конкретизированы в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно пунктам "а", "в" части 2 статьи 11 которого, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 года, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных ст.ст.42, 45, 55 и 56 Конституции Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и данное обращение заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п.7 ст.27 и п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2.202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч.1 ст.45 ГПК РФ и с целью обеспечения требований безопасности для неопределенного круга лиц.
Установленные в судебном заседании обстоятельства и приобщенные к делу письменные доказательства, свидетельствуют, что на момент проведения проверки система оповещения не была создана, что было отражено в акте проверки и письменном объяснении председателя администрации Монгуш О.К., также подтверждают незаконность бездействия администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский по соблюдению законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "г" ч.2 ст 15, ч 1 ст 24 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.1 ст.24 указанного Федерального закона, финансовое обеспечение установленных вышеуказанным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
С учетом материального положения администрации сельского поселения, суд считает возможным установить срок для установления системы оповещения населения до 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд считает обращение прокурора законным и обоснованным, иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Дзун-Хемчикского кожууна в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский, выразившееся в отсутствии системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возложении обязанности установить систему оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна по не установлению системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Обязать администрацию сельского поселения сумон Баян-Талинский Дзун-Хемчикского кожууна установить систему оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дзун-Хемчикский районный суд.
Судья __________________________________ Чалзап Н.К.
Решение не вступило в законную силу.