Дело №2-135/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Копьево 25 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:
судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия в интересах Коноваловой Ю.А. к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление капитального строительства» и обществу с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» о возложении обязанности устранить нарушения требований государственного контракта №.. от ../../.. путем получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, и к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия о возложении обязанности рассмотреть заявление ГКУ РХ «Управление капитального строительства» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в соответствии с требованиями, установленными в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Коновалова Ю.А. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление капитального строительства» и обществу с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» в срок до ../../.. о возложении обязанности устранить нарушения требований государственного контракта №.. от ../../.. путем получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: ..., и к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия о возложении обязанности рассмотреть заявление ГКУ РХ «Управление капитального строительства» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями, установленными в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки соблюдения норм действующего законодательства при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, возведенных в рамках государственной поддержки лицам, пострадавшим в результате пожаров 12 апреля 2015 года, установлено, что семье Коноваловой Ю.А. в рамках предоставления мер государственной социальной поддержки был построен новый жилой дом, но зарегистрировать право собственности на данный жилой дом не представляется возможным, поскольку не оформлены права на земельный участок, на котором он расположен, так как требуется уточнение местоположения границ смежных земельных участков. Уточнить местоположение границ смежного земельного участка не представляется возможным, поскольку его собственник на территории района не проживает. Администрацией Копьевского поссовета приняты меры к розыску собственника участка, в его адрес направлены уведомления о необходимости явки для проведения работ по межеванию земельного участка, но до настоящего времени, собственник смежного земельного участка в его межевании не участвовал. Строительство вышеуказанного жилого дома осуществляло ООО «Монолитстрой» на основании государственного контракта №...55 от ../../.., заказчиком выступал ГКУ РХ «Управление капитального строительства», а исходя из норм действующего законодательства, обязанность по строительству и надлежащему вводу в эксплуатацию жилых домов лежала на генеральном подрядчике и застройщике. Работы по государственному контракту выполнены не в полном объеме, представители подрядчика и застройщика устранились от дальнейшего выполнения работ по вводу в эксплуатацию жилого дома и устранению допущенных при строительстве ошибок, что в настоящее время не позволяет гражданам в полном объеме реализовать права, предоставленные им жилищным и гражданским законодательством. После завершения строительства ГКУ РХ «УКС» дважды обращалось в адрес администрации района с заявлением о выдаче разрешений на ввод жилого дома в эксплуатацию, но администрацией района в удовлетворении заявлений было отказано по причине несоответствия построенных объектов требованиям градостроительных регламентов, а именно их размещения на границах смежных земельных участков.
В судебном заседании помощник прокурора Свирко О.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске.
Истец Коновалова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» Лозовая Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ООО «Монолитстрой» не согласно с заявленными прокурором требованиями. Возражения по иску обоснованы тем, что ООО «Монолитстрой» является ненадлежащим ответчиком, поскольку ни договором, ни законодательством РФ на Генерального подрядчика не возлагается обязанность по вводу объекта в эксплуатацию. Отказ во введении жилого дома в эксплуатацию обусловлен расположением данного объекта на смежной территории. Вина ООО «Монолитстрой» в вышеуказанных обстоятельствах отсутствует, поскольку согласно п.4.2.1.1, ст.4 Контракта №...55 заказчик обязан передать Генеральному подрядчику земельный участок, пригодный для выполнения работ. Согласно условиям государственного Контракта №...55 ООО «Монолитстрой» не имеет обязанности по вводу объекта в эксплуатацию, а что касается п.1.1 ст.1 вышеуказанного Контракта, то формулировка данного положения, а именно: «участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию», - не является основанием возлагать обязанность по вводу объекта в эксплуатацию на Генерального подрядчика. В соответствии с п.2 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Приказом Минстроя России от ../../.. №../пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства...» устанавливается круг заявителей: «Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иных правообладателей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства». Данная дефиниция совпадает с понятием застройщик, установленной в п.1б сг,1 Градостроительного кодекса РФ - застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. То есть, анализируя вышеуказанное приходим к выводу, что лицом, имеющим обязанность ввода объекта в эксплуатацию, является застройщик, а не Генеральный подрядчик.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава Орджоникидзевского района ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» в зал судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что гражданину Коновалову К.В. выделена субсидия в размере 2 160 000, 00 рублей на строительство жилого дома на основании Соглашения от ../../.. №../С о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, из расчета 40 000 тыс. руб. за 1 кв. метр. Между Государственным казённым учреждением Республики Хакасия «Управление капитального строительства» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» (Генеральный подрядчик) был заключен Государственный контракт №...55 от ../../.. на выполнение работ по строительству объектов жилищного фонда при реализации мер по восстановлению жилых домов и объектов жизнеобеспечения, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, в соответствии с которым Генеральным подрядчик обязуется выполнить все работы по строительству Объектов жилищного фонда по муниципального образованию Орджоникидзевский район, поадресный перечень которых установлен Приложением №.. к Контракту, в соответствии с условиями Контракта, проектно-сметной документацией по каждому Объекту, включая монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию, а также все работы, необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной его эксплуатации, и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется, принять их результат и уплатить обусловленную Контрактом цену. Жилой дом по адресу: ... был построен в соответствии с условиями вышеуказанного Государственного контракта. Между Администрацией Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Государственным казённым учреждением Республики Хакасия «Управление капитального строительства» был заключен Договор безвозмездного пользования земельным участком под жилую Индивидуальную застройку, определенную местоположением: РХ, ... земельного участка 1623 кв.м., кадастровый №... В соответствии с полученной документацией, а также разрешения на строительство №.. между ГКУ РХ «УКС» и ООО «Монолитстрой» был подписан Акт передачи площадки под строительство объекта: «Одноэтажный одноквартирный жилой дом по адресу: ...». Работы Генеральным подрядчиком выполнены в полном объеме в соответствии с имеющейся документацией, приняты представителем Заказчика, оплачены ГКУ РХ «Управление капитального строительства» в соответствии с представленными документами. ГКУ РХ «Управление капитального строительства» в адрес Администрации была направлена необходимая документация для получения разрешения о вводе объекта в эксплуатацию в полном объеме. Основной причиной того, что жилой дом в настоящее время не введен в эксплуатацию, является отсутствие правильно составленного межевого плана земельного участка. В настоящее время необходимо произвести перемежевание, что выходит за рамки полномочий Учреждения и относится к компетенции муниципального образования Орджоникидзевский район. Дополнением к отзыву на исковое заявление приобщен акт о передаче площадки под строительство объекта «Одноэтажный одноквартирный жилой дом по адресу: ...». Согласно указанному акту, Заказчик передал, а Генеральный подрядчик принял земельный Участок (площадку) под строительство объекта «Одноэтажный одноквартирный жилой дом по адресу: ...», находящийся на территории муниципального образования Орджоникидзевский район. Границы участка определены градостроительным планом.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судом определено рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
../../.. в прокуратуру Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратилась Коновалова Ю.А. с просьбой обратиться в суд в ее интересах, сообщив, что 12.05.2015 в результате пожара был уничтожен ее дом. В замен утраченного доме, был возведен новый дом, на который она не может оформить право собственности по причине размещения его на смежном земельном участке, в связи с чем, нарушены ее права.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения норм действующего законодательства при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, возведенных в рамках государственной поддержки лицам, пострадавшим в результате пожаров ../../...
Коновалова Ю.А. со своей семьей постоянно проживают по адресу: ....
Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от ../../.. Коновалова Ю.А., Коновалов К.В. и несовершеннолетний ФИО1 признаны пострадавшими и постоянно проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего ../../.. на территории муниципального образования Орджоникидзевский сельский совет Республики Хакасия. Администрация Орджоникидзевского ... обязана включить в списки Коновалову Ю.А., Коновалова К.В. и ФИО1 в списки граждан проживающих в жилых помещениях, признанных непригодным для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации. Министерство строительства и ЖКХ Республики Хакасия обязано предоставить Коновалову К.В. меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома общей площадью 54 кв.м с последующей передачей построенного жилого дома бесплатно в долевую собственность Коноваловой Ю.А., Коновалову К.В. несовершеннолетнего ФИО1
В рамках исполнения решения суда семье Коноваловой на земельном участке по адресу: ..., был построен новый жилой дом, на который зарегистрировать право собственности не представляется возможным, поскольку не оформлены права на земельный участок, на котором он расположен.
Согласно заключению кадастрового инженера, здание расположено на двух земельных участках с адресами: ... кадастровым номером №.., и ..., с кадастровым номером №...
Соответственно, требуется уточнение местоположения границ смежных земельных участков.
Из пояснений помощника прокурора Свирко О.С. в судебном заседании следует, что в настоящее время уточнить местоположение границ смежного земельного участка не представляется возможным, поскольку собственник смежного земельного участка на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия не проживает. Администрацией Копьевского поссовета приняты меры к розыску собственника смежного участка, в его адрес были направлены уведомления о необходимости явки для проведения работ по межеванию земельного участка, но до настоящего времени, собственник смежного земельного участка в его межевании не участвовал.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласно ст. 40 указанного закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Строительство жилого дома, расположенного по адресу: ..., осуществляло ООО «Монолитстрой» на основании государственного контракта №...55 от ../../.., заказчиком выступал ГКУ РХ «Управление капитального строительства».
Согласно государственному контракту №...55 от ../../.. ГКУ РХ «Управление капитального строительства», именуемая в дальнейшем «Зказчик», в лице исполняющей обязанности директора Рыхторовой Г.Н., действующей на основании приказа Министерства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РХ от ../../.. №..-ЛС и Устава с одной стороны, ООО «Монолитстрой», именуемый в дальнейшем «Генеральный подрядчик», в лице управляющего директора Прохоренко В.Н., действующего на основании доверенности, выданной Обществом с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» от ../../.. №.., с другой стороны, заключили государственный контракт о нижеследующем:
1.1.Генеральный подрядчик обязуется выполнить все работы по строительству объектов жилищного фонда по муниципальному образованию ..., поадресный перечень которых установлен Приложением 1 к настоящему Контракту, в соответствии с условиями Контракта, проектно-сметной документации по каждому Объекту, включая монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию, а также все работы, необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной его эксплуатации, и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в настоящем Контракте, а Заказчик обязуется, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.1. государственного контракта №...55 от ../../.. и Приложением №.. к нему генеральный подрядчик обязуется выполнить работы по строительству жилого фонда на территории Орджоникидзевского ..., в том числе исполнить обязательство по строительству жилого дома, расположенного по адресу: РХ, ....
Согласно пункту 5.2.2. статьи 5 муниципального Контракта, Генеральный подрядчик обязан обеспечивать при строительстве соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, требований градостроительного плана земельного участка.
С целью исполнения условий государственного контракта постановлением администрации Орджоникидзевского ... Республики Хакасия №.. от ../../.. утвержден градостроительный план земельного участка ../../.., расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером земельного участка №.. площадью 1623 кв.м.
На основании градостроительного плана ГКУ РХ «Управление капитального строительства» ../../.. администрацией Орджоникидзевского ... выдано разрешение на строительство жилого дома по адресу ....
Как следует из акта о передаче площадки под строительство объекта «Одноэтажной одноквартирный жилой дом по адресу: ....
Согласно техническому плану здания, технический план здания подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: ..., заказчик кадастровых работ ООО «Монолитстрой», что подтверждено проектом одноэтажного одноквартирно жилого дома по указанному в иске адресу.
Согласно Публичной кадастровой карте, земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером земельного участка №.. площадью 1623 кв.м. постановлен на учет ../../...
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 государственного контракта заказчик обязан передать генеральному подрядчику земельный участок, пригодный для выполнения строительных и иных работ. Выполнять обязанности, предусмотренные законодательством РФ, иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика градостроительным планом земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, доводы представителя ООО «Монолитстрой» о том, что ООО «Монолитстрой» не является надлежащим ответчиком по делу, не являются обоснованными, исходя из норм вышеуказанного законодательства, обязанность по строительству и надлежащему вводу в эксплуатацию жилых домов лежала на генеральном подрядчике и застройщике.
После завершения строительства администрацией Орджоникидзевского ... дважды было отказано ГКУ РХ «УКС» в выдаче разрешений на ввод жилого дома, расположенного по адресу: ..., в эксплуатацию по причине несоответствия построенных объектов требованиям градостроительных регламентов, а именно, их размещения на границах смежных земельных участков с адресами: ... кадастровым номером №.., и ... кадастровым номером №..
В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Поскольку отсутствие выданного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине допущенных при его строительстве ошибок, которые обязаны устранить подрядчик и застройщик, препятствует дальнейшему оформлению жилого дома в собственность граждан, не позволяет гражданам в полном объеме реализовать предоставленные им права, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доказательств, которые бы опровергали доводы истца, суду не представлено.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок - до ../../.. достаточным и разумным для исполнения возложенной обязанности.
Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ, обязанность рассмотреть заявление застройщика о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: ..., возложена на администрацию Орджоникидзевского ... Республики Хакасия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Орджоникидзевского ... Республики Хакасия в интересах Коноваловой Ю.А. удовлетворить.
Возложить обязанность на государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление капитального строительства» и общество с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» в срок до ../../.. устранить нарушения требований государственного контракта №...55 от ../../.. путем получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: ....
Возложить на администрацию Орджоникидзевского ... Республики Хакасия обязанность рассмотреть заявление государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями, установленными в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2017 года.
Судья М.Н.Южакова