Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1314/2015 ~ М-81/2015 от 12.01.2015

№ 2-1314/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Парадовской В.В.,

при секретаре Цыковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перевертайло ФИО10, Анохина ФИО11 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам,

у с т а н о в и л :

Истцы Перевертайло Е.И., Анохин А.С. обратились в суд с иском к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Свои требования мотивируют тем, что зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> Указанная квартира принадлежит им на праве собственности, 1/6 доли квартиры принадлежит Перевертайло Е.И., 5/6 доли квартиры принадлежит Анохину А.С. Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой <адрес> был признана аварийным и подлежащим сносу. Решением Воронежской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж». Многоквартирный жилой <адрес> в установленном порядке был включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции. При этом был установлен срок начала реализации программы - 2012-2013 годы. В рамках указанной программы Постановлением администрации городского округа г. Воронеж «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж была возложена обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года. Вместе с тем до настоящего времени обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> администрацией городского округа город Воронеж не исполнена.

Истцы Перевертайло Е.И., Анохин А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление.

Представитель истцов, действующая на основании ордера адвокат Сычева Н.В., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения на исковое заявление.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

На основании объяснений лиц, участвующих в деле, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит им на праве собственности, 1/6 доли квартиры принадлежит Перевертайло Е.И., 5/6 доли квартиры принадлежит Анохину А.С.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой <адрес> был признана аварийным и подлежащим сносу.

Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены специальные меры государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, может находится по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Решением Воронежской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж».

Многоквартирный жилой <адрес> в установленном порядке был включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции. При этом был установлен срок начала реализации программы - 2012-2013 годы.

В рамках указанной программы Постановлением администрации городского округа г. Воронеж «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж была возложена обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.

Принимая во внимание, что жилое помещение в установленном законом порядке было признано аварийным и подлежащим сносу, истцы, как жильцы указанного дома, подлежали переселению.

До настоящего времени обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> администрацией городского округа город Воронеж не исполнена со ссылкой ответчика на отсутствие возможности расселения многоквартирного жилого <адрес> в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку расселению подлежат дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений.

Представителем администрации городского округа город Воронеж не было представлено суду документов в подтверждение своих возражений по иску и доводов для отказа в удовлетворении исковых требований, также не было представлено доказательств конкретных действий органа местного самоуправления для реализации вышеуказанного постановления.

Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращались, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Судом установлено, что истцы проживают длительное время в жилом помещении, признанным аварийным, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, который, по мнению ответчика, не наступил, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилого помещения истцам должно быть произведено немедленно.

Статьей 32 ЖК РФ, озаглавленной «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд», регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

Согласно п. 5.3. Порядка освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской Городской думы от 27.11.2007г. № 250-II «О порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж» возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению, путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого и количество комнат в нем соответствуют площади и количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Перевертайло Е.И., Анохина А.С. являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67,194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Перевертайло ФИО13, Анохина ФИО14 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Перевертайло ФИО15, Анохину ФИО16 в собственность другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам и находящееся в границах городского округа город Воронеж, равнозначное по общей площади, занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> общей площадью 14,6 кв.м.

Обязать Перевертайло ФИО17, Анохина ФИО18 передать в счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади 14,6 кв. м, находящегося в границах городского округа город Воронеж.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Судья Парадовская В.В.

№ 2-1314/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Парадовской В.В.,

при секретаре Цыковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перевертайло ФИО10, Анохина ФИО11 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам,

у с т а н о в и л :

Истцы Перевертайло Е.И., Анохин А.С. обратились в суд с иском к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Свои требования мотивируют тем, что зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> Указанная квартира принадлежит им на праве собственности, 1/6 доли квартиры принадлежит Перевертайло Е.И., 5/6 доли квартиры принадлежит Анохину А.С. Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой <адрес> был признана аварийным и подлежащим сносу. Решением Воронежской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж». Многоквартирный жилой <адрес> в установленном порядке был включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции. При этом был установлен срок начала реализации программы - 2012-2013 годы. В рамках указанной программы Постановлением администрации городского округа г. Воронеж «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж была возложена обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года. Вместе с тем до настоящего времени обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> администрацией городского округа город Воронеж не исполнена.

Истцы Перевертайло Е.И., Анохин А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление.

Представитель истцов, действующая на основании ордера адвокат Сычева Н.В., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения на исковое заявление.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

На основании объяснений лиц, участвующих в деле, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит им на праве собственности, 1/6 доли квартиры принадлежит Перевертайло Е.И., 5/6 доли квартиры принадлежит Анохину А.С.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года, многоквартирный жилой <адрес> был признана аварийным и подлежащим сносу.

Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены специальные меры государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, может находится по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Решением Воронежской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж».

Многоквартирный жилой <адрес> в установленном порядке был включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции. При этом был установлен срок начала реализации программы - 2012-2013 годы.

В рамках указанной программы Постановлением администрации городского округа г. Воронеж «О признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж была возложена обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.

Принимая во внимание, что жилое помещение в установленном законом порядке было признано аварийным и подлежащим сносу, истцы, как жильцы указанного дома, подлежали переселению.

До настоящего времени обязанность по переселению граждан из многоквартирного жилого <адрес> администрацией городского округа город Воронеж не исполнена со ссылкой ответчика на отсутствие возможности расселения многоквартирного жилого <адрес> в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку расселению подлежат дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений.

Представителем администрации городского округа город Воронеж не было представлено суду документов в подтверждение своих возражений по иску и доводов для отказа в удовлетворении исковых требований, также не было представлено доказательств конкретных действий органа местного самоуправления для реализации вышеуказанного постановления.

Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращались, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Судом установлено, что истцы проживают длительное время в жилом помещении, признанным аварийным, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, который, по мнению ответчика, не наступил, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилого помещения истцам должно быть произведено немедленно.

Статьей 32 ЖК РФ, озаглавленной «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд», регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

Согласно п. 5.3. Порядка освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской Городской думы от 27.11.2007г. № 250-II «О порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж» возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению, путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого и количество комнат в нем соответствуют площади и количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Перевертайло Е.И., Анохина А.С. являются обоснованными и доказанными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67,194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Перевертайло ФИО13, Анохина ФИО14 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Перевертайло ФИО15, Анохину ФИО16 в собственность другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам и находящееся в границах городского округа город Воронеж, равнозначное по общей площади, занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> общей площадью 14,6 кв.м.

Обязать Перевертайло ФИО17, Анохина ФИО18 передать в счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади 14,6 кв. м, находящегося в границах городского округа город Воронеж.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Судья Парадовская В.В.

1версия для печати

2-1314/2015 ~ М-81/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анохин Александр Сергеевич
Перевертайло Елена Ивановна
Ответчики
Администрация ГО г. Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Парадовская Валентина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
15.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.02.2015Предварительное судебное заседание
17.02.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2015Предварительное судебное заседание
23.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2015Дело оформлено
10.09.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.09.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.10.2015Судебное заседание
21.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее