Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2017 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Андренко Е.А.,
с участием истца – ФИО2,
представителя истца – ФИО5,
представителей ответчика - ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел Украины. На день увольнения из органов внутренних дел Украины его выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 17 дней, льготный стаж 22 года 09 месяцев 24 дня. Решением Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, в том числе по состоянию на 18.03.2014г. 22.07.2015г. истец обратился в МВД по <адрес> с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. В назначении пенсии ФИО2 было отказано, поскольку на заявителя не распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с чем, основания для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно- исполнительной системы, и их, семей» отсутствуют. Истец считает отказ ответчика в назначении пенсии неправомерным. Ссылаясь на толкование Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружеств Независимых Государств от 24.12.1993г., приведенное в решении Экономического суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ № указал на то, что право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ может быть реализовано в любом из государств – участников данного Соглашения по нормам и в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают независимо от приобретения права на пенсию по законодательству места прохождении службы. Истец указывает, что имеет право на назначение пенсии за выслугу лет впервые на условиях и в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии.
В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители ответчика просили в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел Украины.
На момент увольнения из органов внутренних дел Украины выслуга лет ФИО2 в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 17 дней, льготный стаж 22 года 09 месяцев 24 дня.
В Украине пенсия ФИО2 назначена не была.
Решением Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по адресу: <адрес>, в том числе по состоянию на 18.03.2014г.
22.07.2015г. истец обратился в МВД по <адрес> с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
На заявления ФИО2 о назначении пенсии по выслуге лет Управлением по работе с личным составом МВД Республики Крым письмами от 06.08.2015г., 05.10. 2016г., ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку на него не распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», следовательно, основания для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно- исполнительной системы, и их, семей» отсутствуют.
Истец считает отказ ответчика в назначении пенсии неправомерным, поскольку имеет право на назначение пенсии за выслугу лет впервые на условиях и в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии -ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
С ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которым установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно- исполнительной системы, и их, семей».
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской ФИО3 либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства – участники Содружества Независимых Государств ДД.ММ.ГГГГг. приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств», которое подписано и вступило в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, для Украины - ДД.ММ.ГГГГ
Данное Соглашение основано на Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм ст. ст. 1 и 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им была назначена.
Поскольку пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Республики Украина ФИО2 не назначалась по законодательству Республики Украины, суд приходит к выводу об отсутствии оснований о признании за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I.
Ссылка истца и его представителя на толкование норм Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований ФИО2, поскольку указанное решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств и содержащиеся в нем выводы касались конкретного заявителя и сформулированы с учетом спора относительно этого заявителя.
На основании установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.