Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-538/2023 ~ М-10/2023 от 09.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 26 января 2023 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Дорогойченковой О.Д.,

с участием административного истца – помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Секлетова А.В.,

представителя административных ответчиков Горчевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
а-538/2023 по административному иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, УФСИН Р. по <адрес>, Ф. Р. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм законодательства по обустройству помещений исправительного учреждения,

у с т а н о в и л:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, УФСИН Р. по <адрес>, Ф. Р. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм законодательства по обустройству помещений исправительного учреждения.

В обоснование требований указано, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в июне 2022 года в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в штрафных изоляторах и помещениях замерного типа ИК-6 №, 3, 11, 17, 23 размеры откидных коек варьируются от 160x60 см до 177x71 см, что не соответствует установленным нормативам.

По результатам проверки <дата> в адрес начальника ФКУ ИК-6 внесено предостережение о недопустимости нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

В дальнейшем, проведенной прокуратурой в ноябре 2022 года проверкой установлено, что в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа ИК-6, в которых содержались осужденные, размеры откидных кроватей в камере составляют 162 х 61 см, 185 х 71 см, х 55 см, 185 х 71 см, № И - 178 х 69 см, 176 х 68 см, х 65 см, 177 х 66 см, х 71 см, 176 х 71 см, 177 х 71 см, 177 х 71 см, что не соответствует нормативам, установленным приказом Ф. Р. от <дата> «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также пунктом п. 12 Главы 2 Приказа Ф. Р. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений Ф. Р.» от <дата> , пунктом 14.4.8 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», согласно которым откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, размерами 1900 х 700 мм, устанавливаются в ШИЗО, ПКТ учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В связи с выявленными нарушениями Самарской спецпрокуратурой <дата> в адрес начальника ФКУ ИК-6 внесено представление об устранении нарушений уголовно исполнительного законодательства, которое рассмотрено в установленный законом срок и удовлетворено.

Дополнительная проверка, проведенная прокуратурой <дата> в рамках контроля, показала, что ранее выявленные нарушения требований
ст. 99 УИК РФ и изданных во исполнение данных норм ведомственных приказов Минюста и Ф. Р., регламентирующих материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФКУ ИК-6 так и не устраняются.

Изложенное свидетельствует о длительном бездействии администрации ФКУ ИК-6 в устранении нарушений прав осужденных, несмотря на принятые более полугода назад меры прокурорского реагирования, и требует защиты конституционных прав граждан в судебном порядке.

Ссылаясь на изложенное, прокурор просит суд:

- Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований ст. 99 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

- Обязать администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> в срок до <дата> устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно оборудовать помещения ШИЗО и ПКТ №, 3, 11, 17, 23 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм.

- Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес> в срок до <дата> организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> для устранения нарушений ст. 99 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, а именно оборудование помещений ШИЗО и ПКТ №,3, 11, 17, 23 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм.

Представитель административного истца помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> административные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. ст.2,17,21Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основании части 1 статьи39Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 КАС РФ, статья 35 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации»).

Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках предоставленных ему законом полномочий, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, права которых нарушаются, по мнению заявителя, отсутствием должных материально-бытовых условий при содержании их в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>.

Частью 2 статьи 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Положениями ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В ст. 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> (далее - Положение), одна из основных задач Ф. Р. - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп. 6 п. 3 Положения задачей Ф. Р. является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от <дата> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее-Закон от <дата> ) учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Коммунально-бытовое обеспечение учреждений УИС осуществляется на основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в котором предусмотрено, что его действие распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта.

В ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу. Конструктивное исполнение запорных устройств коек приведено в приложении 4 (п.10 раздела 32 Приказа Минюста Р. от <дата> «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»).

Свод правил «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя Р. от <дата> /пр, а также приказы Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> и
от <дата> устанавливают, помещения ШИЗО и ПКТ должны быть оборудованы откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками установленных размеров 1900 х 700 мм.

Как следует из Устава, ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы (п. 1.1.). Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Ф. Р. (п. 1.2.).

Проведенной <дата> прокуратурой проверкой установлено, что в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа ИК-6, в которых содержались осужденные, размеры откидных кроватей в камере составляют 162 х 61 см, 185 х 71 см, х 55 см, 185 х 71 см, № И - 178 х 69 см, 176 х 68 см, х 65 см, 177 х 66 см, х 71 см, 176 х 71 см, 177 х 71 см, 177 х 71 см, что не соответствует нормативам, установленным приказом Ф. Р. от <дата> «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также пунктом п. 12 Главы 2 Приказа Ф. Р. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений Ф. Р.» от <дата> , пунктом 14.4.8 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», согласно которым откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, размерами 1900 х 700 мм, устанавливаются в ШИЗО, ПКТ учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Таким образом установлено, что надлежащих материально бытовых условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа не создано, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

По результатам проверки в адрес ответчиков направлено представление от <дата> об устранении нарушений федерального законодательства, ранее также направлялось предостережение об устранении нарушений федерального законодательства от <дата>, требования прокурора не исполнены до настоящего времени.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является Ф. Р..

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата> , установлено, что Ф. Р. обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно Уставу ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> данное учреждение - юридическое лицо, участник бюджетного процесса, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренном в его учредительных документах, и несет связанные с этой целью обязанности. Учредителем ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, собственником имущества этого учреждения является Российская Федерация в лице Ф. Р., полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Ф. Р. в соответствии с действующим законодательством (пункты 1.1 - 1.4, 1.7 Устава организации).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> предметом и целями названного исправительного учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждении, безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

УФСИН Р. по <адрес> в отношении ФКУ ИК-26 УФСИН Р. по <адрес> осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности учреждения, контроль использования закрепленного за ним имущества. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут Ф. Р. и УФСИН Р. по <адрес> в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 4.3, 5.8, 5.12 Устава).

В ходе проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки, установлено, что надлежащих материально бытовых условий содержания осужденных в ШИЗО, ПКТ не создано, имеются нарушения. До настоящего времени, перечисленные в исковом заявлении прокурора нарушения не устранены, следовательно, являются обоснованными доводы истца, что на территории ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> не обеспечивается надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных в ШИЗО и ПКТ. Все помещения, которыми пользуются заключенные, и оборудование в таких помещениях должны отвечать всем установленным нормативно-правовыми актами требованиям, для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности, а также не ставить под угрозу жизнь и здоровье последних.

В результате бездействий ФКУ ИК-6, УФСИН Р. по <адрес>, Ф. Р., выраженных в невыполнении предусмотренных законом обязанностей и несвоевременном устранении указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, режимных требований, нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе нарушаются права лиц, отбывающих наказание, в связи с чем истец правомерно заявляет требований о возложении обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения материально-бытовых прав осужденных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования обоснованы подлежат удовлетворению.

Суд учитывает, что для устранения выявленных прокурором нарушений требуется значительное время и значительные финансовые средства, и устанавливает срок для оборудования помещений ШИЗО и ПКТ откидными металлическими койками ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> в соответствии с требованиями закона – до <дата>.

В соответствии с вышеприведенными положениями Устава ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, об его относимости к федеральным казенным и юридическим лицам, учредителем которого является Ф., собственником имущества является Российская Федерация в лице Ф. Р., на которое возложено осуществление полномочий в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-6 на праве оперативного управления, что при недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут Ф. Р. и УФСИН Р. по <адрес>, в связи с этим, административный истец правомерно заявляет об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства ответчиком ФКУ ИК-6 за счет собственных средств, а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний Р., представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, которые должны нести ответственность в рамках своих полномочий.

Поскольку в настоящем споре, участие ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, Ф. Р. и УФСИН Р. по <адрес> в качестве ответчиков обусловлено выполнением функций государственного органа, то в силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФони освобождены от уплаты государственной пошлины, ввиду чего не имеется оснований для взыскания с них данных судебных издержек в доход местного бюджета, несение которых в силу части 3 статьи114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отнесено к бюджетным ассигнованиям федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес>, УФСИН Р. по <адрес>, Ф. Р. о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм законодательства по обустройству помещений исправительного учреждения удовлетворить.

Обязать администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> в срок до <дата> устранить нарушения уголовно­-исполнительного законодательства, а именно оборудовать помещения ШИЗО и ПКТ №, 3, 11, 17, 23 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес> в срок до <дата> организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по <адрес> для устранения нарушений ст. 99 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, а именно оборудование помещений ШИЗО и ПКТ №,3, 11, 17, 23 откидными (одноярусными или двухъярусными) металлическими койками, в соответствии с установленными размерами 1900 х 700 мм.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

2а-538/2023 ~ М-10/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в испраивтельных учреждениях Самарской области
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области
ФСИН России
УФСИН России по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Кремнева Т. Н.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее