Дело №2а-1-113/2020
УИД 73RS0008-01-2020-000092-63
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2020 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности организовать работу фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в с. Бояркино Инзенского района Ульяновской области,
у с т а н о в и л:
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности организовать работу фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в с. Бояркино Инзенского района Ульяновской области.
Судом по ходатайству представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов Ульяновской области
В обоснование иска указано следующее. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что государственным учреждением здравоохранения «Инзенская районная больница» не принимаются меры к организации фельдшерско-акушерского пункта или фельдшерского здравпункта в с.Бояркино Инзенского района.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. На основании положений ст. 32 Закона №323-Ф3, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 г. № 543н утверждено Положение «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
В силу п. 19.2 вышеуказанного Положения установлено, что в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
Согласно Приложению № 15 к Положению, которым определены Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, из п. 2 следует, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В соответствии с п. 7, 8 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, принятым постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения создает условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан и организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 1.5 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Пунктами 4.1 и 4.2 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» установлено, что финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением.
Пунктом 4.4 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» источниками финансовых ресурсов учреждения определены, в том числе средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением бюджетов всех уровней.
На момент прокурорской проверки установлено, что структурным подразделением ГУЗ «Инзенская РБ» является Бояркинский ФАП, расположенный по адресу: Ульяновская область, Инзенский р-н, с. Бояркино, ул. Центральная, д. 13.
Вместе с тем проверкой установлено, что медицинская помощь жителям в ФАПе с. Бояркино не оказывается по причине его закрытия.
Согласно технического заключения Строительно-технической экспертизы Димитровградского управления строительства от 06.09.2019 техническое состояние указанного здания признано аварийным и требуют незамедлительных мер по сносу указанного здания.
На момент проверки установлено, что в с. Бояркино Инзенского района проживают 171 граждан, из них в возрасте до 3 лет- 1, до 14 лет- 14, от 15 до 17 лет- 7, от 18 лет-149 граждан, в том числе 118 пенсионеров и 16 инвалидов.
Расстояние от указанного населенного пункта до ГУЗ «Инзенская РБ» составляет 15 км.
Вместе с тем, установлено, что меры к организации ФАПа или Фельдшерского здравпункта ГУЗ «Инзенской РБ» не приняты.
Указанные обстоятельства приводят к ограничению прав граждан на получение своевременной и качественной медицинской помощи.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области и государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» организовать фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт в с. Бояркино Инзенского района Ульяновской области.
Представитель административного истца помощник Инзенского межрайонного прокурора Зайцев О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные доводам иска.
Представитель административного ответчика – государственного учреждения здравоохранения «Инзенская районная больница» в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика - Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенный о времени и месту судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил отзыв, в котором указал, что ГУЗ «Инзенская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области.
В настоящее время медицинские учреждения имеют следующие источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от предпринимательской или иной деятельности.
Министерство согласно п.1.1. Приложения № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П «О Министерстве» (далее - положение) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
Согласно п. 1.6. положения финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Согласно п. 2.10. положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которого в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесённых к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.11. положения Министерство, в рамках выделенных денежных средств, получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения.
Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2020 года является дефицитным.
Министерство согласно ст. 161 ч. 11 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнять возложенные на него функции.
Таким образом, надлежащими ответчиками по делу являются ГУЗ «Инзенская районная больница», Министерство финансов Ульяновской области, так как для выполнения учреждением требований действующего законодательства здравоохранения без дополнительного выделения Министерством финансов Ульяновской области денежных средств, не представляется возможным. По состоянию на 1 февраля 2020 года общая кредиторская задолженность у всех лечебных учреждений, подведомственных Министерству, составляет 2 787 434127,32 руб. Непосредственно у ГУЗ «Инзенская районная больница» кредиторская задолженность составляет- 104 530 747, 87 руб.
Кроме того, согласно сведениям, полученным из ГУЗ «Инзенская районная больница», в настоящее время подобрано другое помещение под размещение ФАП в бывшем здании клуба. Совместно с Главой Черемушкинского сельского поселения Вечкутовой А.Н. проведен осмотр нового помещения. Со стороны поселения будет подготовлена ПСД на ремонт помещения под ФАП. Ориентировочная стоимость капитального ремонта - 1 млн.руб. Но в настоящее время в с. Бояркино отсутствует водопровод, что затруднит ввод в эксплуатацию нового объекта. Более подходящих помещений под ФАП в с. Бояркино нет. В настоящее время медицинскую помощь населению с. Бояркино оказывает зав. близлежащего ФАП с. Репьевка Чичкина Л.И.
Дело просил рассмотреть без своего участия.
Определением Инзенского районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица МУ Администрация МО Черемушкинское сельское поселение.
Представитель соответчика- Министерства финансов Ульяновской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Министерство финансов Ульяновской области не является собственником спорного имущества. Собственником спорного имущества является Ульяновская область, то есть не орган государственной власти, а публично-правовое образование.
Согласно статье 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» (далее - Министерство) Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В систему управления Министерства входят подведомственные организации, находящиеся на территории Ульяновской области.
Министерство является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области.
Министерство формирует в установленном порядке бюджетные заявки на финансирование расходов, необходимых для осуществления функций и полномочий Министерства;
осуществляет контроль деятельности учреждений здравоохранения в пределах своей компетенции;
осуществляет по поручению Правительства Ульяновской области функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, имеющих организационноправовую форму казённых, бюджетных и автономных учреждений;
осуществляет контроль за деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства;
осуществляет контроль за учётом и сохранностью государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в данной сфере правоотношений является Министерство. Именно Министерство формирует бюджетные заявки на финансирование расходов.
Кроме того, согласно статье 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.
В соответствии со статьёй 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Уставу ГУЗ «Инзенская районная больница» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Согласно Уставу Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность. Доходы, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
Кроме того, согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Кроме того, в данном судебном деле Министерство финансов Ульяновской области представляет субъект Российской Федерации - Ульяновскую область, то есть денежные средства в случае удовлетворения исковых требований должны быть взысканы за счёт средств казны Ульяновской области.
Просил суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Ульяновской области отказать в полном объёме.
Дело просил рассмотреть без своего участия.
Представитель заинтересованного лица - Администрация МО Черемушкинское сельское поселение Вечкутова А.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время для оборудования ФАПа необходимо либо построить новое здание, либо произвести реконструкцию здания бывшей библиотеки. И тот, и другой вариант требует больших материальных затрат – около 1 500 000 рублей. Администрация поселения не в состоянии своими силами решить возникшую проблему.
Исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании положений статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны.
Из положений ч. ч. 1-3 ст. 32 ФЗ Закона № 323-ФЗ следует, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно- гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально- участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 Закона № 323-ФЗ. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
На основании положений ст. 32 Закона №323-Ф3, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 г. № 543н утверждено Положение «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее - Положение).
В силу п. 19.2 вышеуказанного Положения установлено, что в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
Согласно Приложению № 15 к Положению, которым определены Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, из п. 2 следует, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В соответствии с п. 7, 8 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, принятым постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П Министерство здравоохранения создает условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан и организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 1.5 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Пунктами 4.1 и 4.2 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» установлено, что финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением.
Пунктом 4.4 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» источниками финансовых ресурсов учреждения определены, в том числе средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением бюджетов всех уровней.
На момент прокурорской проверки установлено, что структурным подразделением ГУЗ «Инзенская РБ» является Бояркинский ФАП, расположенный по адресу: Ульяновская область, Инзенский р-н, с. Бояркино, ул. Центральная, д. 13.
Вместе с тем медицинская помощь жителям в ФАПе с. Бояркино не оказывается по причине его закрытия.
При рассмотрении дела установлено, что в с. Бояркино Инзенского района проживают 171 граждан, из них в возрасте до 3 лет- 1, до 14 лет- 14, от 15 до 17 лет- 7, от 18 лет-149 граждан, в том числе 118 пенсионеров и 16 инвалидов.
Расстояние от указанного населенного пункта до ГУЗ «Инзенская РБ» составляет 15 км.
Вместе с тем, установлено, что меры к организации ФАПа или Фельдшерского здравпункта ГУЗ «Инзенской РБ» не приняты.
Указанные обстоятельства приводят к ограничению прав граждан на получение своевременной и качественной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Министерство здравоохранения Ульяновской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета Ульяновской области, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Как установлено в в ходе рассмотрения дела ГУЗ «Инзенская РБ» своими силами не в состоянии организовать работу ФАП в с. Бояркино, что не оспаривается в отзыве представителем Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Таким образом, надлежащими ответчиками по делу являются ГУЗ «Инзенская РБ» и Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Вместе с тем, суд считает, что Министерство финансов Ульяновской области на данной стадии дела не является надлежащим ответчиком, поскольку в настоящем судебном заседании не решается вопрос о взыскании денежных средств.
Вопросы организации работы медицинских учреждений к компетенции Министерства финансов Ульяновской области напрямую не относятся.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» организовать работу фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в с. Бояркино Инзенского района Ульяновской области.
Министерство финансов Ульяновской области от административно-правовой ответственности в рамках настоящего дела освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2020 г.