Дело № 2-2390/2021
24RS0028-01-2021-00002890-95
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской О.В.,
при секретаре Синцовой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» к Андраханову Павлу Владимировичу о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» обратилась с иском в суд к Андраханову П.В. о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ООО УК «ЖСК» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес>. Жилое помещение - квартира <адрес> <адрес> принадлежит Андрахановой О.Н. и Андраханову П.В. (по ? доле каждому). За период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении указанной квартиры образовалась задолженность в размере 45 475 рублей 22 копейки. Андраханова О.Н. умерла 08 апреля 2020 года. Размер задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, соответствующий доле Андрахановой О.Н. в праве собственности на указанное жилое помещение, составляет 22 737 рублей 61 копейка (45 475 рублей 22 копейки / 2). Наследником после смерти Андрахановой О.Н. является ее сын Андраханов П.В., который обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследственного имущества, в связи с чем должен отвечать по обязательствам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Право требования задолженности перешли от ООО УК «ЖСК» к АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на основании мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом Красноярского края. Истец просит взыскать Андраханова П.В. задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года в размере 22 737 рублей 61 копейка, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 882 рубля 13 копеек (л.д. 2-3, 80).
Представитель истца АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 206), просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ООО УК «ЖСК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 207).
Ответчик Андраханов П.В., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, относительно исковых требований АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» возражал, выражая несогласие с представленным истцом расчетом задолженности.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, кроме прочего, включает в себя плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно п.1 и п.2 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 10 февраля 2016 года квартира №<адрес> площадью 28,1 кв.м, принадлежит на праве собственности Андраханову П.В. и Андрахановой О.Н. (по ? доле в праве собственности на указанное жилое помещение). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.88-94).
Согласно выписке из домовой книги, в указанном жилом помещении на регистрационном учете состояла Андраханова О.Н. с 05 ноября 1991 года (снята 08 апреля 2020 года в связи со смертью), состоит Андраханов П.В. с 05 сентября 2000 года по настоящее время (л.д.5).
ООО УК «ЖСК» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») осуществляет управление многоквартирным жилым домом <адрес> на основании договора управления от 01 апреля 2016 года (л.д. 10-20).
Обращаясь с настоящим иском в суд истец указал, что за собственниками квартиры <адрес> за предоставленные жилищные и коммунальные услуги числится задолженности, размер которой за период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года составляет 45 475 рублей 22 копейки.
Представленный истцом расчет задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года подтвержден детализацией начислений, проверен судом, признан соответствующим требованиям действующего законодательства, является арифметически верным и не опровергнут ответчиком. Сомнений в правильности и объективности расчета задолженности за потребленные жилищные и коммунальные услуги у суда не имеется (л.д.6-8, 190-196).
На основании мирового соглашения от 11 ноября 2020 года, утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2020 года, ООО УК «ЖСК» уступило АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» право требования к третьим лицам, в том числе к Андраханову П.В. и Андрахановой О.Н. задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг в общем размере 45 475 рублей 22 копейки, что отражено в реестре уступаемых прав (л.д. 43-44, 47-55).
Задолженность в размере 45 475 рублей 22 копейки за названный период выставлена к уплате в платежном документе за ноябрь 2020 года, в котором собственники квартиры №241 в доме №124 по пр. Красноярский рабочий г. Красноярска уведомлены, что задолженность по лицевому счету за жилищные и коммунальные услуги уступлена АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», указаны реквизиты для оплаты (л.д. 8).
Задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг, соответствующая доле Андрахановой О.Н. в праве собственности на указанное жилое помещение, в размере 22 737 рублей 61 копейка, до настоящего времени не погашена, что Андрахановым П.В. в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Статьей 418 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании ст.1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Из дела следует, что 08 апреля 2020 года Андраханова О.Н. умерла (л.д. 84).
По сообщению нотариуса Трихиной Е.Н. после смерти Андрахановой О.Н. было открыто наследственное дело, с заявлением о принятии наследства по всем основаниям обратился сын наследодателя - Андраханов А.В., что последний в ходе рассмотрения дела не оспаривал; иных наследников не имеется (л.д.85). Свидетельства о праве на наследство Андраханову П.В. до настоящего времени не выданы.
После смерти Андрахановой О.Н. открылось наследство в виде: ? доли в праве собственности на жилое помещение – квартиру <адрес>; денежных средств в сумме 09 рублей 56 копеек, находящихся на счете № 40817.810.0.3100.0963389, открытом в ПАО «Сбербанк России»; начисленной, но не выплаченной ко дню смерти Андрахановой О.Н. страховой пенсии по старости в размере 9 678 рублей 99 копеек, ЕДВ – 3006 рублей 77 копеек (л.д. 88-89, 108, 142).
Кадастровая стоимость квартиры <адрес> составляет 1 279 833 рубля 99 копеек, что отражено в выписке из ЕГРН (л.д.88-93).
Андраханов П.В. в судебном заседании не оспаривал, что рыночная стоимость квартиры №241 в доме №124 по пр. Красноярский рабочий г. Красноярска в настоящее время составляет не менее ее кадастровой стоимости, определенной в выписке из ЕГРН, о проведении по делу оценочной экспертизы не ходатайствовал. Указал, что действительно принял после смерти своей матери Андрахановой О.Н. наследственное имущество в виде ? доли в праве собственности на указанное выше жилое помещение, после освобождения из мест лишения свободы намерен вернуться к квартиру <адрес>, поскольку иного жилья он не имеет.
Таким образом, учитывая, что Андраханова О.Н. умела, не исполнив обязательства по оплате жилищных и коммунальных услуг, ее обязательства по оплате жилищных и коммунальных услуг в связи со смертью не прекратились, а перешли в порядке универсального правопреемства к ее наследнику Андраханову П.В., принявшему наследство, оставшееся после смерти наследодателя.
Принимая во внимание, что ответчик Андраханов П.В. принял наследство после смерти Андрахановой О.Н., а требуемая истцом ко взысканию задолженность по оплате ЖКУ, образовавшаяся за период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года, укладывается в стоимость перешедшего к наследнику имущества, достаточного для погашения долга наследодателя, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных к Андраханову П.В., и взыскания с Андраханова П.В. в пользу АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 октября 2020 года в размере 22 737 рублей 61 копейка.
Доводы Андраханова П.В. о том, что он не был уведомлен о наличии задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 30 октября 2020 года в указанном размере, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
Доводы Андраханова П.В. о том, что с 12 апреля 2019 года он содержался под стражей и в нестоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, в связи с чем жилищные и коммунальные услуги с указанного времени ему не оказываются, также не являются основанием для отказа истцу в иске, так как предметом настоящего судебного разбирательства является предъявленная ко взысканию задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг, оказанных собственнику Андрахановой О.Н., обязанность по уплате которой перешла к Андраханову П.В. в порядке наследования.
То обстоятельство, что задолженность, предъявленная истцом ко взысканию за период с 08 апреля 2020 года по 30 октября 2020 года, не свидетельствует о необоснованности требований АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», поскольку Андраханов П.В. после смерти матери в установленном законом порядке принял наследство в виде ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение, обратившись к нотариусу с соответствующим заявлением, в связи с чем должен нести обязанность по оплате жилищных и коммунальных услуг как собственник указанного жилого помещения в период с 08 апреля 2020 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Андраханова П.В. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 882 рубля 13 копеек (л.д. 4).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░-13)» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░-13)» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░ 2018 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 22 737 ░░░░░░ 61 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 882 ░░░░░ 13 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 23 619 ░░░░░░ 74 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.