Дело № 2-4079/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2019 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре судебного заседания Митрохиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмичева Вадима Дмитриевича к Администрации г.о.Балашиха, Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха, Министерству образования Московской области о признании нуждающейся в однократном обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
В суд обратилась Кузьмичева А.И., как законный представитель (опекун) несовершеннолетнего Кузьмичева В.Д. ДД.ММ.ГГГГ.рождения, с иском к Администрации г.о. Балашиха Московской области, Министерству образования Московской области, Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, признании решения незаконным, отмене распоряжения, обязании восстановить в списках лиц, подлежащих обеспечению благоустроенным жильём и предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В процессе рассмотрения дела Кузьмичев В.Д. достиг совершеннолетия.
Свои требования мотивировал тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Егорова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ.рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец Егоров Д.А., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления его попечителя он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку зарегистрирован в жилом помещении, собственником которого, равно как нанимателем или членом семьи нанимателя которого не является. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года за ним и его братом было признано право собственности в порядке наследования после смерти отца по 1/6 доле в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>., то есть на него приходится № кв.м. Его попечитель Кузьмичева А.И. неоднократно обращался в орган опеки и попечительства с целью получения сведений о времени предоставления ему жилого помещения. Орган опеки и попечительства сообщил, что его порядковый номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма № 5. Однако на основании распоряжения Управления опеки и попечительства от <данные изъяты> протокола межведомственной комиссии <данные изъяты> года он был исключен из указанного списка по причине того, что в его собственности находится 1/6 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, то есть он является лицом, обеспеченным жилым помещением.
С данным исключением из списка лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного фонда по договору найма, он не согласен, поскольку приходящаяся на него площадь жилого помещения составляет № кв.м., что меньше учетной нормы предоставления жилого помещения, что в свою очередь, свидетельствует о том, что он по прежнему является лицом, нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения, поскольку площадь менее учетной нормы, означает отсутствие жилого помещения.
В связи с чем просит суд признать за ним право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, г.о.Балашиха <данные изъяты>. ; Отменить распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о.Балашиха <данные изъяты>
Обязать Администрацию г.о.Балашиха предоставить Кузьмичеву В.Д. однократно благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке; обязать ответчиков восстановить его в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области с номером очереди 5 и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца Кузьмичева В.Д. по доверенности Кузьмичева А.И. на иске настаивала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.о.Балашиха в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, согласно которому Кузьмичев В.Д. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью №.м., в котором зарегистрировано три человека, и на каждого зарегистрированного приходится по №.м., что составляет более учетной нормы (л.д.34-35).
Представитель Министерства образования Московской области и Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что в соответствии со ст. 8 Закона Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляется тем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, тогда как Кузьмичев В.Д. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение. То обстоятельство, что площадь жилого помещения, приходящаяся на долю истца является менее учетной нормы, не имеет правового значения, поскольку сравнение и применение учетной нормы имеет значение только при предоставлении жилого помещения по договору социального найма и не применяется к собственности.
Представитель Министерства экономики и финансов Московской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени рассмотрения дела, о причинах невки не сообщил, возражений по иску не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи со смертью родителей, над несовершеннолетним Кузьмичевым В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено попечительство. Его опекуном была назначена Кузьмичева А.И.. Место жительства Кузьмичева В.Д. было установлено по месту жительства попечителя. (л.д.13).
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха <данные изъяты> года, Кузьмичев В.Д., как не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.(л.д.17).
Из сообщения начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха И.В. от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что порядковый номер очереди Кузьмичева В.Д. – № (л.д.26).
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года за Кузьмичевым В.Д. признано право собственности на № долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: №
ДД.ММ.ГГГГ года Кузьмичевым В.Д. зарегистрировано право собственности на № долю в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, площадью № кв.м., другими собственниками данной квартиры являются брат Кузьмичева В.Д. - М.Д. и попечитель - Кузьмичева А.И.
Заключением межведомственной комиссии № 3 Управления опеки и попечительства Министерств образования Московской области по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ года Кузьмичев В.Д. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений поскольку в процессе проведенной проверки было установлено, что Кузьмичев В.Д. является собственником № доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
На основании данного заключения, распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха <данные изъяты> года Кузьмичев В.Д. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.
Согласно ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 года N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет 27 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 года N 16/10 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Исключая Кузьмичева В.Д. из списка лиц, имеющих право на однократное предоставление по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха исходило из того, что Кузьмичев В.Д. стал собственником № доли в праве общей долевой собственности на квартиру, в связи с чем, по их мнению, стал лицом обеспеченным жилым помещением, и как следствие, не нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения.
Судом установлено, что квартира, собственником доли в праве общей долевой собственности на которую является истец, однокомнатная, площадью № кв.м., в квартире зарегистрированы 3 разнополых человека. С учетом доли в праве собственности истца на квартиру, ему принадлежит <адрес>., свидетельствует о том, что лицо не обеспечено жилым помещением и в данном случае не имеет значение какое это жилое помещение: находящееся в собственности или предоставленное по договору социального найма.
Таким образом, учитывая вышеуказанные нормоположения, суд приходит к выводу о признании незаконным Заключения межведомственной комиссии № 3 Управления опеки и попечительства Министерств образования Московской области по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ года Кузьмичев В.Д. об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и изданного на основании данного заключения, распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха <данные изъяты> года, которым Кузьмичев В.Д. был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На территории Московской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются законом Московской области от 26 декабря 2007 года N 12/28-П «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Согласно п.1 ст. 8 Закона Московской области от 26 декабря 2007 года N 12/28-П детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Статьей 11.1 закона Московской области от 26 декабря 2007 года N 12/28-П «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона.
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Содержание данной статьи говорит о том, что именно полномочиями Администрации городского округа Балашиха Московской области предусмотрено предоставление жилого помещения, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий устанавливается законом Московской области в случае неисполнения, ненадлежащего осуществления или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
В связи с чем, суд считает необходимым обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о.Балашиха восстановить Кузьмичева В.Д. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с номером очереди 5, и обязать Администрацию г.о.Балашиха предоставить Кузьмичеву В.Д. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированных жилых помещений, во внеочередном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать за Кузьмичевым Вадимом Дмитриевичем право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, г.о.Балашиха <данные изъяты>
Отменить распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о.Балашиха <данные изъяты>
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о.Балашиха восстановить Кузьмичева Вадима Дмитриевича в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области с номером очереди 5.
Обязать Администрацию г.о.Балашиха предоставить Кузьмичеву Вадиму Дмитриевичу однократно благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке.
Судья Т.К.Двухжилова
Решение изготовлено в окончательной форме 03 октября 2019г.
Судья Т.К.Двухжилова