Дело №2-4424/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 18 декабря 2019 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Колеговой Н.А.,
при секретаре Самариной Е.А.,
с участием прокурора Захаровой Ю.В.,
представителя ответчика Администрации города Кунгура Пермского края и третьего лица УГХ Администрации города Кунгура Пермского края - Боросан К.К.,действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора <адрес> к Администрации <адрес> края об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> края с учетом уточненных требований (л.д. 67) о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства городских лесов, расположенных на территории Кунгурского городского лесничества, разработать лесохозяйственный регламент, обеспечить проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории Кунгурского городского лесничества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные исковые требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проведения проверки Кунгурской городской прокуратурой установлено, что в собственности МО «<адрес>» находится 7 земельных участков, занятых городскими лесами. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет и переданы в постоянное бессрочное пользование Управлению городского хозяйства администрации <адрес>. В феврале 2018 прокуратурой по результатам проверки информации о рубке деревьев в сосновом бору, размещенной в газете «Искра», установлено, что городское лесничество, как юридическое лицо, не создано. Обеспечение использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах <адрес> отнесено к основным предметам деятельности УГХ в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения об управлении городского хозяйства администрации <адрес> края, утвержденного Решением Кунгурской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом специалисты лесного хозяйства в УГХ отсутствуют. Проект организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам <адрес> разработан в 2003 Пермской лесоустроительной экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия по заказу Кунгурской городской управы. Таксационное описание подготовлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. УГХ в период времени 2016-2017 г.г. с ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по <адрес> заключались договоры на выполнение работ по воспроизводству городских лесов, выразившихся в уборке сухостойных деревьев, уборке упавших деревьев, уборке деревьев с опасным наклоном, уборке кустарниковой поросли, без соблюдения требований лесного законодательства. По указанным основаниям Кунгурским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес>, УГХ внесено представление с требованиями устранить допущенные нарушения, которое рассмотрено, признано обоснованным. В целях устранения нарушений в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на землях населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» <адрес>, занятых городскими лесами, располагается Кунгурский городской лесопарк, установлены границы. Вместе с тем лесоустроительные работы в отношении городских лесов <адрес> не проводились, лесохозяйственный регламент не разработан. Срок действия Проекта организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам <адрес>, разработанный в 2003 г., истек в 2013 <адрес> лесоустроительные работы в отношении городских лесов <адрес> не проводились, лесохозяйственный регламент не разработан. Устаревшие материалы лесоустройства, отсутствие лесохозяйственного регламента не позволяют организовать эффективные мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. В период времени 2018-2019 г.г. УГХ в администрацию <адрес> неоднократно направлялись письма о необходимости выделения денежных средств для проведения мероприятий по лесоустройству. Однако администрацией <адрес> необходимые денежные средства не выделены до настоящего времени. Не выполнение администрацией <адрес> требований природоохранного, земельного законодательства нарушает гарантированные Конституций РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации <адрес> края и третьего лица УГХ Администрации <адрес> края в судебном заседании с требованиями согласна, пояснила, что в настоящее время проекты лесоустройства отсутствуют, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств для выполнения данных мероприятий. По сроку исполнения решения суда возражений не имеет, считает его достаточным для устранения выявленных нарушений.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы дела, проект организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам <адрес> от 2003г., суд находит требования, заявленные Кунгурским городским прокурором, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов расположенных в границах населенных пунктах поселения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1).
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Судом установлено:
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что на землях населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» <адрес>, занятых городскими лесами, располагается Кунгурский городской лесопарк, состоящий из 7 лесных участков, включенных в границы лесопарка в соответствии с данными ЕГРН (л.д. 23-24).
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 59№, собственником земельных участков является Администрации <адрес> края. Данные земельные участки переданы в постоянное бессрочное пользование Управлению городского хозяйства администрации <адрес> (л.д. 30-36, 68-81).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказы Федерального агентства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, слово «лесопарк» заменено на «лесничество» (л.д.61, 62).
В ходе проверки информации о рубке деревьев в сосновом бору, размещенной в газете «Искра» Кунгурской городской прокуратурой феврале 2018, установлено, что городское лесничество, как юридическое лицо, не создано, специалисты лесного хозяйства отсутствуют, обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах <адрес>, а так же по осуществлению муниципального лесного контроля осуществляет лицо, не имеющее специальных знаний в указанной области. Срок действия проекта организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам <адрес>, разработанного в 2003 Пермской лесоустроительной экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия, истек в 2013г., иные лесоустроительные работы в отношении городских лесов <адрес> не проводились. Таксационное описание подготовлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Для решения вопросов ведения лесного хозяйства, организации лесопользования, воспроизводства, охраны от пожаров и лесонарушений в городских лесах <адрес> со специализированной организацией заключают договоры, которые положений об объеме подлежащей заготовке древесины (в том числе видовой (породный) состав древесины) с распределением ее на деловую (крупная, средняя, мелкая) и дровяную, плате за древесину, подлежащую заготовке, не содержат, условия о купле-продаже лесных насаждений не включены. При выездной проверке квартала 36 городских лесов <адрес> были выявлены нарушения лесного законодательства, повлекшие причинение ущерба лесному фонду в особо крупном размере.
Кунгурской городской прокуратурой по результатам проверки исполнения природоохранного законодательства ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление в адрес администрации <адрес> и УГХ об устранении нарушений лесного законодательства (л.д.8, 9-14).
Во исполнение представления Кунгурского городского прокурора администрацией <адрес> начальнику УГХ поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты муниципальных правовых актов, необходимых для исполнения полномочий органов местного самоуправления в области лесного законодательства, должностным лицам УГХ поручено ускорить процесс оформления необходимых документов по подготовке материалов лесоустройства и разработке лесохозяйственного регламента (л.д. 15, 16-19).
Из ответа УГХ следует, что в целях осуществления мероприятий по лесоустройству, определения стоимости работ по таксации, разработке проекта освоения лесов лесохозяйственного регламента направлена заявка в Пермский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», согласно ответа ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ определена стоимость и сроки выполнения лесоустроительных работ на территории городских лесов <адрес> края, также установлены границы Кунгурскотго городского лесопарка, специалистами УГХ проводится регулярная работа по профилактике правонарушений, выявлены факты несанкционированных рубок на территории городских лесов (л.д. 20-22, 27-28, 60).
Кроме этого, УГХ в адрес главы администрации <адрес> неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств с целью проведения лесоустроительных работ (л.д. 25, 29, 58, 59).
Из ответа администрации следует, что бюджет на 2019г. и плановый период 2020-2021 г.г. утвержден и предусмотреть денежные средства на проведение лесоустроительных работ не представляется возможным (л.д.26).
Начальником УГХ на ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления финансов направлен запрос о выделении дополнительно в 2020г. на лесоустроительные работы (разработка проекта освоения лесов, таксация лесов, разработка лесохозяйственного регламента) денежных средств в размере 754,975 тыс.рублей (л.д.56-57).
Из представленных документов и пояснений представителя ответчика следует, что причиной длительного неисполнения представления прокуратуры по устранению нарушений лесного законодательства является отсутствие финансирования, предусмотренного на эти цели (л.д. 29).
Однако доводы ответчика о невозможности проведения указанных мероприятий ввиду отсутствия денежных средств не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Непринятие администрацией <адрес> края мер по проведению лесоустройства, мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов и разработке лесохозяйственного регламента нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду, так как не позволяет надлежащим образом организовать охрану, защиту городских лесов, сохранение леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, создает угрозу пожарной безопасности населенного пункта.
При таких обстоятельствах, требования Кунгурского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности провести лесоустройство, разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории Кунгурского городского лесопарка, обеспечить проведение мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит разумным установить ответчику срок для исполнения обязанности провести лесоустройство, объема проведения работ – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░