Решение по делу № 2-360/2017 от 16.03.2017

Дело № 2-360/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск                                        27 апреля 2017 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Мисюра Е.С.,

с участием истца Кондратьевой И.Г., представителя ответчика Помазкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой И.Г. к ОАО «Читаэнергосбыт», ООО «КраМЗ-Телеком» об обязании произвести перерасчет платы за ОДН по электроэнергии по нормативам Республиканской службы по тарифам,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьева И.Г. обратилась в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет платы за общедомовые нужды (далее также – ОДН) по электроэнергии за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. по нормативам Республиканской службы по тарифам. Требования мотивированы тем, что задолженность образовалась по показаниям установленного на их доме общедомового прибора учета (далее также - ОДПУ), который установлен с нарушением ФЗ № 261-ФЗ, должен был быть установлен по инициативе собственников помещений в доме на основании договора, который не был заключен, не относится к общему имуществу собственников помещений в доме, т.к. их решение и о приеме его в состав общего имущества не принималось. Ресурсоснабжающая компания вправе рассчитывать плату на основании показаний прибора учета, если он входит в состав общего имущества. Принудительная установка ОДПУ и ввод их в эксплуатацию была возможно в период с 01.07.2012 г. по 01.07.2013 г.

Определением суда от 27.04.2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «КраМЗ-Телеком».

В судебном заседании истец Кондратьева И.Г. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что проживает в данном доме с 2004 г. Капитальный ремонт дома, в т.ч. внутренних электросетей, не проводился. Общие собрания собственников помещений по вопросу о установке ОДПУ, принятии его в собственность, не проводились, уведомления о таких собраниях она не получала и не видела. Ее как собственника не извещали об установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ. Общим собранием избиралась старшая по дому Герман, когда не помнит, но уже когда организовалась управляющая компания ООО «<данные изъяты>». Узнала об установке ОДПУ когда стали высчитывать больше платы за ОДН, в 2014 г. На момент установки ОДПУ дом на предмет возможности его установки не обследовался, не проверялась техническая возможность его установки, ей об этом ничего не известно.

Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Помазкина О.А. исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что ОДПУ установлен согласно ФЗ № 261, передаваемые энергоресурсы должны быть зафиксированы ОДПУ, сами его они не устанавливали, установка должна была быть проведена сетевой компанией.

Представитель соответчика ООО «КраМЗ-Телеком» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).

Судом установлено, что истец Кондратьева И.Г. проживает по постоянному месту жительства в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес>, является ее собственником, пользуется коммунальной услугой – электроэнергия, и осуществляет ее оплату.

В данном МКД ООО «КраМЗ-Телеком» установило общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), что сторонами не оспаривается.

Согласно представленных истцом финансово-лицевых счетов за истцом Кондратьевой И.Г. значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН).

В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч.4 ст.154 ЖК РФ).

Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (п. 6 Правил № 354), как заключенного в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, обобеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.

В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).

Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ОДПУ в МКД истца по адресу: <адрес> был установлен без соблюдения вышеуказанных норм, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии. Суду не представлено также доказательств того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.

Суду акт установки прибора учета по запросу не предоставлен, равно как не представлены доказательства того, что о дате и времени проведения данных работ сетевая организация известила ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД. Тем самым суду вообще не представлено доказательств о дате установки ОДПУ. Несмотря на отсутствие в законе прямого требования об обязанности сетевой компании при установке ОДПУ извещать о дате и времени проведения данных работ ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД для их участия суд полагает, что подобное извещение необходимо, поскольку законом предусмотрено императивное требование о допуске ОДПУ в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. В противном случае было бы невозможно проверить соблюдение данного срока, поскольку сетевой организацией акт установки мог бы быть составлен в одностороннем порядке в любое время любой датой, в т.ч. и «задним числом».

Как следует из представленных суду из ООО «КраМЗ-Телеком» и из ООО «<данные изъяты>» копий акта от 28.11.2014 г. допуска прибора учета электрической энергии ОДПУ в эксплуатацию в МКД по адресу: <адрес>, согласно акта из ООО «КраМЗ-Телеком» был допущен к эксплуатации в присутствии представителей ООО «КраМЗ-Телеком», ОАО «Читаэнергосбыт», представителя организации, в отношении которой устанавливается прибор учета – «<данные изъяты>», без указания на организационно-правовую форму данной организации, в лице ФИО1 (в копии акта ООО «<данные изъяты>» данные о ФИО1 отсутствуют, следовательно дописаны позднее вручения его копии представителю ООО «<данные изъяты>»), при этом не указаны ее должность и/или документы, подтверждающие ее полномочия в качестве представителя ООО «<данные изъяты>»; уполномоченного представителя    жилого дома ФИО2, при этом акт данным лицом не подписан, подписан иным лицом ФИО3, которая в акте в качестве иного присутствующего лица не указана. При этом согласно уведомления от ООО «КраМЗ-Телеком» в адрес уполномоченного представителя дома ФИО2 от 21.11.2014 г. данный акт ей не вручен, имеется отметка «отдали соседям» без указания даты, данных сделавшего данную отметку лица и его подписи. Тем самым уполномоченный представитель собственников помещений в МКД о дате и времени допуска в эксплуатацию ОДПУ извещен не был, в акте вписана ФИО3 которая подобными полномочиями не наделялась, доказательств обратному не представлено. Тем самым суду не представлены доказательства, уведомлялись ли надлежащим образом и заблаговременно собственники помещений в данном МКД о дате и времени установки, а затем и допуска в эксплуатацию ОДПУ, о том, когда фактически был установлен ОДПУ. В свою очередь уведомление о дате и времени допуска ОДПУ в эксплуатацию от 21.11.2014 го. было направлено не в ООО «<данные изъяты>», а в ООО УК «<данные изъяты>».

Учитывая, что суду не предоставлена надлежащие информация и документы о дате установки ОДПУ в МКД истца, суду не представлено доказательств соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Более того, согласно информации ООО «<данные изъяты>», которая управляет данным МКД с 01.04.2014 г., и копии техпаспорта, дом 1963 года постройки, капитальный ремонт дома не производился, на момент установки ОДПУ здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа ОДПУ, соответствующий акт не составлялся.

В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение. Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителю электрической энергии - истцу, проживающему в данном МКД, с учетом показаний ОДПУ, установленного с нарушением процедуры, является не правомерным.

С учетом чего произведенные ОАО «Читаэнергосбыт» истцу начисления ОДН исходя из показаний ОДПУ являются незаконными.

В настоящее время продолжает действовать Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия» (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом суд считает необходимым указать, что доводы истца о том, что ОДПУ должен был быть установлен по инициативе собственников помещений в доме на основании договора, который не был заключен, не относится к общему имуществу собственников помещений в доме, т.к. их решение и о приеме его в состав общего имущества не принималось; ресурсоснабжающая компания вправе рассчитывать плату на основании показаний прибора учета, если он входит в состав общего имущества; принудительная установка ОДПУ и ввод их в эксплуатацию была возможно в период с 01.07.2012 г. по 01.07.2013 г., являются несостоятельными и не основаны на законе, т.к. в случае, если до 01.07.2012 г. собственники помещений в МКД сами не установили ОДПУ, данная обязанность лежит на сетевой компании. При этом закон не предусматривает обязательную передачу ОДПУ в их общую собственность, и что в противном случае начисления по данному ОДПУ являются незаконными. Однако данные обстоятельства не имеют значения при наличии иных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ОАО «Читаэнергосбыт« произвести истцу перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды, за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. включительно, по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от 28 августа 2012 года N 5/8(с последующими изменениями).

На основании ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» госпошлину в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             РЕШИЛ:

Исковое заявление Кондратьевой И.Г. к ОАО «Читаэнергосбыт», ООО «КраМЗ-Телеком» об обязании произвести перерасчет платы за ОДН по электроэнергии по нормативам Республиканской службы по тарифам удовлетворить.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Кондратьевой И.Г. по квартире по адресу: <адрес>, перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды, за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. включительно, по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                                     А.А. Максимов

2-360/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кондратьева И.Г.
Ответчики
ОАО " Читаэнергосбыт"
ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ»
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
21.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее