ШЕЛАБОЛИХИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. N 2-284,2-285/2014
Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Матвиенко Е.Н.,
при секретаре Кувшиновой Т.М.,
с участием прокурора Гордеевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <данные изъяты>, главы <данные изъяты> о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов <данные изъяты> от *** №<данные изъяты> «О сложившейся ситуации в ЖКХ района, подготовке к зимнему отопительному сезону 2014-2015 г.г.»,
установил:
Советом депутатов <данные изъяты> *** за №<данные изъяты> принято решение «О сложившейся ситуации в ЖКХ района, подготовке к зимнему отопительному сезону 2014-2015 г.г.».
Согласно данному решению - признана неудовлетворительной работа Главы <данные изъяты> Т. по организации деятельности, реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства в районе, определению статуса предприятий коммунального хозяйства; предложено прекратить нецелевое расходование средств районного бюджета по финансированию коммунальных предприятий района; отмечена недостаточная работа Администрации <данные изъяты> по выполнению подготовительных мероприятий жилищно-коммунального хозяйства к прохождению отопительного периода 2014-2015 гг.; информацию Администрации <данные изъяты> о готовности предприятий ЖКХ к зимнему отопительному периоду заслушать в сентябре 2014 года на очередной сессии Совета депутатов района;
Администрация <данные изъяты> и глава <данные изъяты> обратились в Шелаболихинский районный суд с заявлениями, в которых просили признать незаконным и недействующим с момента принятия указанное решение Совета депутатов <данные изъяты>, ссылаясь на нарушение Советом депутатов процедуры принятия оспариваемого решения, предусмотренного Регламентом. В соответствии со ст.17 регламента Совета депутатов внеочередная сессия была созвана по предложению одной трети депутатов, без обоснования необходимости проведения такой сессии;, Не позднее чем за 4 дня до проведения сессии инициатор проведения сессии должен представить проекты решений Совета депутатов по вопросам повестки. Материалы, подлежащие рассмотрению на внеочередной сессии, должны быть направлены депутатам не позднее чем за 3 дня до ее проведения. Однако, проекта решения Совета депутатов по вопросам повестки сессии депутатам не представлено, в том числе отсутствовал проект решения непосредственно при принятии оспариваемого решения депутатами.
Администрация <данные изъяты> о проведении внеочередной сессии, повестке сессии, официально не уведомлялась, поэтому к сессии была не готова. Выступление главы <данные изъяты> Т. на сессии носило характер экспромта. Должностным лицам администрации района в компетенцию которых входят вопросы ЖКХ, выступить на сессии не позволили.
В нарушении статьи 20 регламента, согласно которому вопросы, включаются в повестку сессии при наличии проекта решения, вопросы в повестку дня сессии включены при отсутствии проектов решений. Голосование осуществлялось при отсутствии таких проектов решений.
Вопросы организации деятельности ЖКХ и о подготовке к отопительному сезону относятся к компетенции органов местного самоуправления поселений в соответствии со ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем решение Совета депутатов о признании неудовлетворительной работы Главы <данные изъяты> в этой части противоречит действующему законодательству и является незаконным.
В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> и главы <данные изъяты> О. поддержал заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям и просил признать незаконным решение Совета депутатов <данные изъяты> от *** №<данные изъяты> в полном объеме со дня его принятия.
Представители от Совета депутатов <данные изъяты> в лице главы района О.1 и С. просили в удовлетворении заявлений отказать, считая обжалуемое решение Совета депутатов законным, в том числе и по процедуре его принятия.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора прокуратуры <данные изъяты> Гордеевой В.С., просившей требования заявителей удовлетворить, суд находит заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст.7 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> от *** №<данные изъяты> «О сложившейся ситуации в ЖКХ района, подготовке к зимнему отопительному сезону 2014-2015 г.г.», принятому на внеочередной сессиирешенопризнать неудовлетворительной работу Главы <данные изъяты> Т. по организации деятельности, реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства в районе, определению статуса предприятий коммунального хозяйства; прекратить нецелевое расходование средств районного бюджета по финансированию коммунальных предприятий района; отметить недостаточную работу Администрации <данные изъяты> по выполнению подготовительных мероприятий жилищно-коммунального хозяйства к прохождению отопительного периода 2014-2015 гг.; информацию Администрации <данные изъяты> о готовности предприятий ЖКХ к зимнему отопительному периоду заслушать в сентябре 2014 года на очередной сессии Совета депутатов района;
Согласно ст.23 Устава муниципального образования <данные изъяты> (далее Устав <данные изъяты> основной формой деятельности Совета депутатов района является сессия. Очередные сессии созываются не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются по предложению одной трети депутатов от установленной численности депутатов, а также главы администрации района или по требованию главы района. Состав правомочен, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Порядок созыва и проведения сессий устанавливается регламентов Совета депутатов, утверждаемый решением Совета депутатов района.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> от *** №<данные изъяты> утвержден Регламент Совета депутатов <данные изъяты> (далее Регламент).
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемое решение, принято Советом депутатов с нарушением регламента, а также норм материального права, поэтому подлежит признанию незаконным в целом с момента его принятия по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст.17 Регламента и ст.23 п.4 Устава, внеочередная сессия созывается по предложению одной трети депутатов от установленной численности депутатов, а также главы администрации района или главы района, в письменном виде, с указанием вопросов, предлагаемых к включению в повестку внеочередной сессии, с обоснованием необходимости проведения внеочередной сессии. Инициаторы проведения внеочередной сессии не позднее чем за 4 дня до дня проведения сессии должны представить Главе <данные изъяты> проекты решений Совета депутатов по вопросам повестки дня с иными документами, предусмотренными порядком внесения в Совет депутатов района проектов муниципальных правовых актов. После рассмотрения материалов, Глава <данные изъяты> назначает время и место проведения внеочередной сессии, утверждает проект повестки дня и направляет ее депутатам.
*** от группы депутатов <данные изъяты> совета депутатов в количестве <данные изъяты> человек (от общего числа избранных депутатов в количестве <данные изъяты> человек), на имя Главы <данные изъяты> поступило обращение с предложением о созыве внеочередной сессии для рассмотрения вопроса об отчете главы администрации района о ситуации в ЖКХ района с поручением постоянно действующей комиссии провести проверку использования бюджетных средств израсходованных на ЖКХ района.
Распоряжением Главы <данные изъяты> от *** за №<данные изъяты> назначено проведение внеочередной сессии на *** в 10 часов в зале заседаний администрации <данные изъяты>, в повестку сессии включены два вопроса - о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве района, подготовке к зимнему отопительному сезону 2014-2015 гг. и о заявлении Совета депутатов <данные изъяты>.
В нарушение ст.17 ч.5,6 Регламента, проекты решений по вопросам повестки дня и необходимые для этого иные материалы, документы, в установленные сроки, Главе <данные изъяты> и депутатам не направлялись. Отсутствовал проект решения сессии и в момент его принятия депутатами, что подтверждается протоколом внеочередной сессии от *** (дата *** указана ошибочно, что не отрицается заявителями).
В нарушение ст.19 Регламента вопросы повестки дня внеочередной сессии Главе <данные изъяты> не направлялись, что не отрицалось представителями Совета депутатов.
Решение Совета депутатов, как это усматривается из текста самого решения от *** года, принято по вопросам, не включенным в повестку внеочередной сессии. В частности о работе главы <данные изъяты> по организации деятельности, реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства, о прекращении нецелевого расходования средств районного бюджета по финансированию коммунальных предприятий района.
Помимо того, что данные вопросы не были включены в повестку сессии, по ним отсутствуют заключения комиссий Совета депутатов, а также иные документы по проверке деятельности администрации <данные изъяты> по вопросам организации деятельности коммунального хозяйства района, о нецелевом расходовании средств районного бюджета на финансирование коммунальных предприятий района.
Из текста протокола внеочередной сессии от *** видно, что по вопросам указанным в решении Совета депутатов от *** голосование не проводилось и как такового решения депутатами по ним не принималось, что является нарушением ст.29 Регламента.
В нарушение ст.28 Регламента проект решения в виду его отсутствия не обсуждался, прения и голосование по нему не проводились, что подтверждается протоколом внеочередной сессии,
Ссылка представителей Совета депутатов на ответ прокурора <данные изъяты>, как на доказательство нецелевого расходования средств районного бюджета, не может быть принята во внимание, поскольку в нем не содержится как такового вывода о нецелевом расходовании средств районного бюджета, во вторых ответ прокурора не может заменить собой документ, составленный уполномоченным органом в области финансового контроля за использованием средств районного бюджета.
Совет депутатов не представил суду доказательств нецелевого расходования средств районного бюджета на финансирование коммунальных предприятий района.
В соответствии со ст.48 Регламента Совет депутатов района ежегодно, не позднее *** заслушивают отчет Главы <данные изъяты> и Главы <данные изъяты>. Совет депутатов района вправе дать оценку деятельности Главы <данные изъяты> и Главы <данные изъяты> по результатам их ежегодного отчета. По вопросам не требующим отчета Главы <данные изъяты> и Главы <данные изъяты>, информация принимается к сведению.
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесены к компетенции сельских поселений.
Между тем, Совет депутатов вправе заслушивать информацию администрации района о состоянии дел в этой области, в том числе и о подготовке к отопительному сезону, с учетом того, что полномочия администрации района распространяются на всю территорию муниципального района, куда территориально входят и сельские поселения. Данный вывод основан из буквального толкования ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также положений Устава <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Совета депутатов от *** года, как принятое с грубыми нарушениями Регламента, подлежит признанию незаконным и недействующим в целом, с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление администрации <данные изъяты>, главы <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня принятия решение Совета депутатов <данные изъяты> от *** №<данные изъяты> «О сложившейся ситуации в ЖКХ района, подготовке к зимнему отопительному сезону 2014-2015 г.г.».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ***
Судья Е.Н. Матвиенко