Дело №
Судья Гусейнов Г.Я.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 14 марта 2013 года
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтулаевой З.А., судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и представителя МВД России по РД Курбатовой Ю.Ю. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 октября 2012 года, которым постановлено: взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу ФИО1 в возмещение причиненного ущерба денежное довольствие в сумме <.> <.> рублей <.> копеек
В остальной части иска отказать.
Расходы по государственной пошлине отнести на федеральный бюджет.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., объяснения истца Магомедова М.М., просившего решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме, объяснения представителя ответчика Курбатовой Ю.Ю. (дов. от <дата> №), просившей решение суда изменить, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
установил:
Магомедов М.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан об обязании установить ему с 9 июня 2012 года должностной оклад по прежнему месту работы в размере <.> рублей и выплатить ему задолженность по денежному довольствию за март, апрель, май и 8 дней июня 2012 года в сумме <.> рублей, мотивировав тем, <дата>, он с должности <.> зачислен в распоряжение МВД по Республике Дагестан в связи с переводом на иную должность в соответствии с приказом МВД по Р<адрес> от <дата>. Согласно ст. 36 Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», вопрос о его назначении должен был быть решен в течение месяца и согласно ч. 23 ст. 2 Закона «О социальных гарантиях сотрудников ОВД Российской Федерации» в течение этого месяца он должен был быть обеспечен денежным содержанием: оклад по должности, оклад по званию и содержание по выслуге лет. За февраль 2012 года причитающееся мне денежное содержание он получил. С <дата> он должен был приступить к работе. Ему была предложена должность заместителя начальника Центра профессиональной подготовки МВД по РД. О чем им был составлен рапорт на имя министра внутренних дел Республики Дагестан. Но по непонятным причинам его назначение затягивалось, а потом и вовсе было отказано в назначении. Несмотря на его неоднократные устные и письменные обращения по вопросу его назначения на должность, вопрос оставался нерешенным. Денежное содержание ему не выплачивалось. Его заработная плата является источником дохода его семьи. Более 3-х месяцев он жил не получая денежного содержания. Залез в долги. Им <дата>, был направлен рапорт на имя министра внутренних дел Республики Дагестан с указанием вышеизложенных обстоятельств, и с просьбой назначить его на равнозначную должность той, с которой он был освобожден. Лишь <дата> он был назначен на должность на много нижестоящей той, которую он занимал, то есть <.> с должностным окладом <.> тысяч рублей. По прежнему месту работы его оклад составлял <.> тысячи рублей. Он был зачислен в распоряжение МВД с переводом на иную должность, но не на нижестоящую. Согласно ч. 8 ст. 30 Закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» за ним должен был сохраниться оклад по прежнему месту работы.
Кроме того, с 1 марта по <дата>, несмотря на его неоднократные обращения, он не был назначен на должность и не был обеспечен денежным довольствием. После его назначения на должность <дата>, им на имя министра внутренних дел Республики Дагестан направлен рапорт с указанием вышеизложенных обстоятельств и с просьбой выплатить ему причитающееся денежное довольствие согласно требованиям законодательства. <дата> им получена отписка с МВД по РД, из которой следует, что его рапорт по существу даже не рассматривался, то есть ему было отказано в его требованиях.
Согласно ч. 13 ст. 30 Закона « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» до назначения сотрудника на должность в ОВД по новому месту службы с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.
В течение указанного времени с 1 марта по <дата> по независящим от него обстоятельствам и, несмотря на его неоднократные просьбы и требования он не был назначен на должность.
Ранее до зачисления в распоряжение МВД по РД он работал на должности <.>, его оклад по должности составлял <.> рублей, оклад по званию полковника полиции <.> рублей, за выслугу лет <.> рублей, за особые достижения в службе <.> рублей, надбавка за безводность <.> рублей, за работу с секретными документами <.> рублей, ежемесячные поощрительные выплаты <.> рублей, северо-кавказская надбавка один оклад- <.> рублей. Итого: <.> рублей. Это его ежемесячное денежное содержание на должности <.>. Среднесуточное денежное содержание составляет <.>:30 дней = <.> рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На указанное решение суда истцом Магомедовым М.М. подана апелляционная жалоба, в которой считает необоснованным отказ суда в удовлетворении иска в части взыскания ежемесячных коэффициентов оплаты за службу в безводной местности в сумме <.> и ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в сумме <.> рублей, просит в указанной части решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объёме.
Представителем ответчика Курбатовой Ю.Ю. на решение суда также подана апелляционная жалоба, в которой считает, что суд взыскал заработную плату истца за период нахождения в распоряжении без учёта положений ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, предусматривающего сохранение денежного довольствия в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Просила взыскать в пользу Магомедова М.М. сумму в <.> рублей, вместо <.> рублей, то есть за время фактического нахождения Магомедова в распоряжении МВД по РД в количестве <.> дней. При этом за февраль месяц Магомедовым М.М. денежное довольствие было получено, следовательно истец не получил заработную плату за 100 дней.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы истца и представителя ответчика оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из содержания ст. 11 Трудового кодекса РФ следует, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, когда эти правоотношения не урегулированы специальными Законами и нормативными актами.
Таким образом, суд правильно применил к правоотношениям сторон как нормы ТК РФ, так и нормы специального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, п. п. 11 - 13, 15 - 18 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного ст. 32 Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не более двух месяцев - в случаях, предусмотренных п. п. 1 и 3 ч. 10 статьи. Сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности. На сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, распространяется режим служебного времени, установленный настоящим Федеральным законом. Время нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания. Денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В срок нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1, 2, 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные ч. 6 вышеуказанной статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Магомедов М.М. проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника <.>
Приказом МВД по Республике Дагестан от <дата> № л/с Магомедов М.М., <.> в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ» зачислен в распоряжение МВД по РД.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 36 указанного Закона, зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается, в том числе, в случае освобождение сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел в связи с переводом на иную должность в органах внутренних дел. В этом случае в соответствии с п. 2 ч. 11 сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение периода необходимого для передачи дел по должности, но не более одного месяца.
Исходя из приведенных норм закона, на руководителя органа внутренних дел возлагается обязанность в срок не позднее одного месяца с момента зачисления сотрудника в распоряжение органа внутренних дел в случае освобождения от должности решить вопрос о его назначении на должность либо увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из материалов дела следует, Магомедов М.М., приказом Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от <дата>, назначен на должность <.> <.> с <дата>.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
Никто не вправе ограничивать сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и этим Федеральным законом.
Как установлено судом, с 1 марта по <дата> включительно, Министерством внутренних дел по Республике Дагестан прекращена выплата денежного довольствия Магомедову М.М.
Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Законодательством определен порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам, находящимся в распоряжении (Федеральными законами "О полиции", "О службе в органах внутренних дел РФ", "О социальных гарантиях органов внутренних дел РФ", Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 878, Приказом МВД РФ от 01.12.2011 N 1192).
В соответствии со ст. 2 ФЗ
Прекращение выплаты денежного довольствия ФИО9., находившемуся в распоряжении органа внутренних дел сверх установленных сроков, но не утратившему статуса сотрудника органа внутренних дел, бесспорно, является нарушением его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел.
Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9).
При этом, сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности (часть 12).
Согласно ч. 16 указанной статьи Закона о службе в органах внутренних дел, денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В срок нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 17).
В соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 2 указанного Закона размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлены новые размеры окладов месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. При этом, в п. 3 данного Постановления Правительства указано, что действие данного Постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 1 января 2012 г.
В силу положения ст. 10 Закона о службе в органах внутренних дел РФ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава (пункт 1). Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел (пункт 2).
По смыслу вышеприведенных норм, сохранение денежного довольствия в размере оклада по последней замещаемой должности и по специальному званию, в случае повышения их в установленном законодательством порядке в период нахождения сотрудника в распоряжении МВД, предполагает автоматическое повышение такому сотруднику наравне с другими сотрудниками должностного оклада и оклада по званию. Иное, в силу ст. ст. 2 и 3 Трудового кодекса РФ, является дискриминацией в сфере труда и противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом.
Суд правильно указал, что в силу названной нормы за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Истцу в период нахождения в распоряжении было сохранено и выплачивалось денежное довольствие, состоящее из должностного оклада по последней занимаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, т.е. денежное содержание, выплачивалось в размере и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами представителя ответчика Курбатовой Ю.Ю. о том, что законных оснований для установления оклада по ранее замещаемой должности не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал оценку представленным доказательствам и по мотивам, изложенным в решении, правильно рассмотрел заявленный спор, и поэтому оснований для отмены решения суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по иску ФИО9 к Министерству внутренних России по РД о взыскании денежного довольствия и обязании установить денежный оклад по прежнему месту работы оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и представителя Министерства внутренних дел России по РД Курбатовой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи