РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2015 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Шаповаловой Т.Н.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании выделить денежные средства на оснащение системой телевизионного (видео) наблюдения и к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского районного суда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивирует следующим. <адрес> по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в том числе религиозном, по результатам которой в деятельности МБОУ Новомихайловская СОШ выявлены нарушения законодательства в данной сфере. МБОУ Новомихайловская СОШ является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем, в образовательном учреждении по адресу: <адрес> вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, при использовании которой возможно будет выявлять, пресекать возможные криминальные проявления. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и работников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 39 ГПК РФ прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здание в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования уточнены, просит суд обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства на оснащение МБОУ Новомихайловская СОШ системой телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение одного месяца с момента перечисления денежных средств на данные цели из администрации <адрес>.
Определением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечена администрация <адрес>.
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержала, приведя в обоснование заявленных исковых требований те же доводы, что и в исковом заявлении. Просит срок для установления МБОУ Новомихайловская средняя общеобразовательная школа определить три месяца, учитывая, что сама процедура ее приобретения- длительный процесс.
Представитель – директор МБОУ Новомихайловская СОШ Еременко Г.И. в зал суда не явилась, уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в её отсутствие.
Представитель УО администрации <адрес> Шишлянникова И.Ю., действующая на основании доверенности, показала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. П. 7 и 13 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Часть 3 ст.5 того же Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом законодательством не конкретизируются эти полномочия, отсылая правоприменителя к документам, определяющим только компетенцию указанных органов. Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 № 635/10 утвержден Свод правил Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 СП 118.13330.2012. В пунктах 6.44., 6.48. Данного Свода правил говорится, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование и разрабатываются в соответствии с СП 132.13330. В соответствии с разделом «область применения» данный Свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Здание школы старой постройки и требует капитального и текущего ремонта. Нормы закона прямой обязанности для образовательной организации в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательной организации систему видеонаблюдения не предусматривают. Полагает, что принятые МБОУ Новомихайловская средняя общеобразовательная школа меры в сфере противодействия терроризму достаточны для обеспечения безопасности, как учащихся, так и находящегося в школе персонала.
Представитель администрации <адрес> Колягин И.В., действующий на основании доверенности, показал исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и др. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Законом на органы местного самоуправления не возложено прямой обязанности по установлению систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Это право, а не обязанность. Истцом не представлено доказательств о необходимости в установке системы видеонаблюдения в МБОУ Новомихайловская СОШ. В МБОУ Новомихайловская СОШ проводятся мероприятия против терроризма в необходимом объеме. Полагает, что само по себе установление системы телевизионного (видео) наблюдения не решит проблемы в области противодействия терроризму. Средства для осуществления данных мероприятий отсутствуют.
Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в соответствии с частью 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ Новомихайловская СОШ.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес> Республики Хакасия Шаповалову Т.Н., представителя администрации <адрес> Колягина И.В., представителя УО администрации <адрес> Шишлянникову И.Ю., исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющих в деле доказательств.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из Конвенции ООН, о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу статьи 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. ( Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В связи с изложенным орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, которые включают в себя, в том числе и установление систем видеонаблюдения. При этом отсутствие финансовой возможности для выполнения указанных мероприятий не является основанием для бездействия соответствующих органов.
Согласно представленной информации УО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 322, что система видеонаблюдения установлена в четырех школах : МБОУ Белоярская СОШ, МБОУ Подсинская СОШ, МБОУ Изыхская СОШ, МБОУ Кайбальская СОШ. Из данной информации следует, что МБОУ Новомихайловская СОШ в состав учреждений, которые оснащены системой видеонаблюдения не входит.
Из сообщения руководителя Алтайского УО В.А. Янгуловой прокурору <адрес> следует, что на оборудование системы видеонаблюдения необходимы денежные средства в размере 7000000 рублей. Причина не оборудования данными системами муниципальных образовательных организаций отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования <адрес>. Бюджет муниципального образования <адрес> на 2014 год был принят с предельным размером дефицита, финансирование распорядителей бюджетных средств района производилось только по первоочередным и социально-значимым расходам. В бюджете на 2015 год данный вид расходов не предусмотрен.
Вместе с тем, доказательств подтверждающих изложенную в сообщении руководителя Алтайского УО В.А. Янгуловой прокурору <адрес> информацию о том, что именно 7000000 рублей необходимо для оборудования системы видеонаблюдения, не предоставлено.
В соответствии с п. 1.7 Устава МБОУ Новомихайловская СОШ учредителем школы является муниципальное образование <адрес> в лице администрации муниципального образования <адрес>.
Полномочия и функции Учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования <адрес>. Отдельные полномочия и функции Учредителя в сфере управления и распоряжения имуществом осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес>. Собственником имущества Учреждения является публично-правовое образование - муниципальное образование <адрес> в лице Администрации муниципального образования <адрес>.
Из технического паспорта нежилого помещения- здания школы расположенного по адресу: <адрес> следует, что здание школы 1972 года постройки.
Доказательств, свидетельствующих необходимости проведения в здании школы капитального или текущего ремонта, сторонами не предоставлено.
Положения пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Однако установление Федеральным законом и СП ограничения в применении требований к зданиям и сооружениям, указывающие на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания учреждения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Бездействие по осуществлению необходимых мер способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц по охране жизни и здоровья.
Осуществление деятельности МБОУ Новомихайловская СОШ в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании выделить денежные средства на оснащение системой телевизионного (видео) наблюдения и к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства на оснащение МБОУ Новомихайловская СОШ системой телевизионного (видео) наблюдения на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении трех месяцев с момента перечисления денежных средств на данные цели из администрации <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья
Алтайского районного суда Попова Г.В.
28 апреля 2015 года - дата изготовления мотивированного решения суда