Решение по делу № 2-220/2015 ~ М-144/2015 от 04.03.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2015 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Шаповаловой Т.Н.,

при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании выделить денежные средства на оснащение системой телевизионного (видео) наблюдения и к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского районного суда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивирует следующим. <адрес> по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в том числе религиозном, по результатам которой в деятельности МБОУ Новомихайловская СОШ выявлены нарушения законодательства в данной сфере. МБОУ Новомихайловская СОШ является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем, в образовательном учреждении по адресу: <адрес> вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, при использовании которой возможно будет выявлять, пресекать возможные криминальные проявления. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и работников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 39 ГПК РФ прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здание в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования уточнены, просит суд обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства на оснащение МБОУ Новомихайловская СОШ системой телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации по адресу: <адрес>, а именно на 1 этаже (фойе) и центральном входе в течение одного месяца с момента перечисления денежных средств на данные цели из администрации <адрес>.

Определением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечена администрация <адрес>.

В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержала, приведя в обоснование заявленных исковых требований те же доводы, что и в исковом заявлении. Просит срок для установления МБОУ Новомихайловская средняя общеобразовательная школа определить три месяца, учитывая, что сама процедура ее приобретения- длительный процесс.

Представитель – директор МБОУ Новомихайловская СОШ Еременко Г.И. в зал суда не явилась, уведомив суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в её отсутствие.

Представитель УО администрации <адрес> Шишлянникова И.Ю., действующая на основании доверенности, показала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. П. 7 и 13 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Часть 3 ст.5 того же Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом законодательством не конкретизируются эти полномочия, отсылая правоприменителя к документам, определяющим только компетенцию указанных органов. Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 № 635/10 утвержден Свод правил Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 СП 118.13330.2012. В пунктах 6.44., 6.48. Данного Свода правил говорится, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование и разрабатываются в соответствии с СП 132.13330. В соответствии с разделом «область применения» данный Свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Здание школы старой постройки и требует капитального и текущего ремонта. Нормы закона прямой обязанности для образовательной организации в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательной организации систему видеонаблюдения не предусматривают. Полагает, что принятые МБОУ Новомихайловская средняя общеобразовательная школа меры в сфере противодействия терроризму достаточны для обеспечения безопасности, как учащихся, так и находящегося в школе персонала.

Представитель администрации <адрес> Колягин И.В., действующий на основании доверенности, показал исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и др. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Законом на органы местного самоуправления не возложено прямой обязанности по установлению систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Это право, а не обязанность. Истцом не представлено доказательств о необходимости в установке системы видеонаблюдения в МБОУ Новомихайловская СОШ. В МБОУ Новомихайловская СОШ проводятся мероприятия против терроризма в необходимом объеме. Полагает, что само по себе установление системы телевизионного (видео) наблюдения не решит проблемы в области противодействия терроризму. Средства для осуществления данных мероприятий отсутствуют.

Принимая во внимание, что явка в суд является правом, а не обязанностью сторон, в соответствии с частью 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ Новомихайловская СОШ.

Выслушав старшего помощника прокурора <адрес> Республики Хакасия Шаповалову Т.Н., представителя администрации <адрес> Колягина И.В., представителя УО администрации <адрес> Шишлянникову И.Ю., исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющих в деле доказательств.     

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из Конвенции ООН, о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В силу статьи 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

    В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. ( Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В связи с изложенным орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, которые включают в себя, в том числе и установление систем видеонаблюдения. При этом отсутствие финансовой возможности для выполнения указанных мероприятий не является основанием для бездействия соответствующих органов.

Согласно представленной информации УО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 322, что система видеонаблюдения установлена в четырех школах : МБОУ Белоярская СОШ, МБОУ Подсинская СОШ, МБОУ Изыхская СОШ, МБОУ Кайбальская СОШ. Из данной информации следует, что МБОУ Новомихайловская СОШ в состав учреждений, которые оснащены системой видеонаблюдения не входит.

Из сообщения руководителя Алтайского УО В.А. Янгуловой прокурору <адрес> следует, что на оборудование системы видеонаблюдения необходимы денежные средства в размере 7000000 рублей. Причина не оборудования данными системами муниципальных образовательных организаций отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования <адрес>. Бюджет муниципального образования <адрес> на 2014 год был принят с предельным размером дефицита, финансирование распорядителей бюджетных средств района производилось только по первоочередным и социально-значимым расходам. В бюджете на 2015 год данный вид расходов не предусмотрен.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих изложенную в сообщении руководителя Алтайского УО В.А. Янгуловой прокурору <адрес> информацию о том, что именно 7000000 рублей необходимо для оборудования системы видеонаблюдения, не предоставлено.

В соответствии с п. 1.7 Устава МБОУ Новомихайловская СОШ учредителем школы является муниципальное образование <адрес> в лице администрации муниципального образования <адрес>.

Полномочия и функции Учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования <адрес>. Отдельные полномочия и функции Учредителя в сфере управления и распоряжения имуществом осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования <адрес>. Собственником имущества Учреждения является публично-правовое образование - муниципальное образование <адрес> в лице Администрации муниципального образования <адрес>.

Из технического паспорта нежилого помещения- здания школы расположенного по адресу: <адрес> следует, что здание школы 1972 года постройки.

Доказательств, свидетельствующих необходимости проведения в здании школы капитального или текущего ремонта, сторонами не предоставлено.

Положения пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.

Однако установление Федеральным законом и СП ограничения в применении требований к зданиям и сооружениям, указывающие на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания учреждения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Бездействие по осуществлению необходимых мер способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц по охране жизни и здоровья.

Осуществление деятельности МБОУ Новомихайловская СОШ в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании выделить денежные средства на оснащение системой телевизионного (видео) наблюдения и к МБОУ Новомихайловская СОШ об обязании установить систему телевизионного (видео) наблюдения в здании образовательной организации – удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства на оснащение МБОУ Новомихайловская СОШ системой телевизионного (видео) наблюдения на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МБОУ Новомихайловская СОШ установить систему телевизионного (видео) наблюдения на 1 этаже (фойе) и центральном входе в здании образовательной организации по адресу: <адрес> в течении трех месяцев с момента перечисления денежных средств на данные цели из администрации <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Алтайского районного суда          Попова Г.В.

28 апреля 2015 года - дата изготовления мотивированного решения суда

2-220/2015 ~ М-144/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Алтайского района РХ
Ответчики
МБОУ Новомихайловская СОШ
Другие
Управление образования АМО Алтайский район
Суд
Алтайский районный суд Республики Хакасия
Судья
Попова Галина Викторовна
Дело на странице суда
altaysky--hak.sudrf.ru
04.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2015Передача материалов судье
06.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2015Подготовка дела (собеседование)
18.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Подготовка дела (собеседование)
24.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2015Судебное заседание
28.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2015Дело оформлено
24.08.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее