2- 2070 (2013)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2013 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гудовой Н.В.,
с участием истца Вороного А.А.,
третьего лица Вороной О.Р.,
при секретаре Егоровой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороного А.А., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Вороной А.А. к администрации Ачинского района, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании проживающими на условиях социального найма, права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Вороный А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Вороной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ачинского района, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ), Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании проживающими в жилом помещении, расположенным <адрес>, на условиях социального найма, признании в равных долях за каждым права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. Исковые требования мотивированы тем, что в 2002 году в связи с трудовыми отношениями Вороному А.А. и членам его семьи: супруге Вороной О.Р. и дочери Вороной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 была предоставлена вышеуказанная квартира, состоящая из трех комнат общей площадью 49,0 кв. м. Спорная квартира по <адрес> ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 года № 1779-р военный городок исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истцы не имеют другого жилья, право на приватизацию не использовали, истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением (л.д.3-7).
Представители ответчиков: ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, о чем свидетельствует судебное извещение, направленные в адрес ответчиков почтовой связью (л.д.62), уведомление о вручении судебного извещения (л.д. 65), в суд не явились.
Представитель ответчика администрации Ачинского района, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, путем вручения судебного извещения через курьера (л.д. 62, 73), в суд не явился, в ранее представленном письменном отзыве представитель ответчика Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующая по доверенности от 24.01.2012 года (л.д. 48), указала, что не возражает против удовлетворения требований истцов при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма. В соответствии с реестром служебных жилых помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения о включении спорной квартиры по <адрес> в число служебных. Дополнительно сообщила, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления. До настоящего времени жилищный фонд д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, в связи с чем отсутствует возможность регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией района и правовые основания для того, чтобы выступать стороной по сделке – договору приватизации. Полагает, что в силу закона спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации района ( л.д. 47).
Представители третьих лиц Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебного извещения (л.д. 63, 64), в суд не явились.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Мутиева Г.Ю., действующая на основании доверенности от 08.04.2013 года сроком на один год (оборот л.д. 72), представила в суд отзыв, в котором по заявленным требованиям возражала, указав, что целями деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ, в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений. В соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ через специализированные организации Министерства обороны РФ, т.е. через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ является уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения только военнослужащих. На момент получения жилого помещения п.Каменка военный городок был закрытым, поэтому жилые помещения предоставлялись в качестве служебного на время исполнения трудовых обязанностей. В соответствии с указаниями Министра Обороны РФ №205\2\709 от 15.10.2009 года, изданным во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. В соответствии с приведенными нормами закона служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации не являются обязанностью Министерства обороны РФ. Просила в иске отказать (л.д.70-71). В поступившем ходатайстве Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России просила рассмотреть дело в их отсутствие в связи с территориальной отдаленностью и невозможностью выезда представителя в другой регион для участия в судебном заседании (л.д. 72).
От представителя третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Зинович Н.А., действующей по доверенности от 14 ноября 2012 года (л.д. 54), поступил отзыв, в котором представителем третьего лица указано, что жилое помещение, расположенное по <адрес>, не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество вооруженных сил относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался. Уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск, пр. Мира, д. 63). В связи с отсутствием возможности явки представителя агентства в судебное заседание просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя агентства (л.д. 53).
От представителя третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае заместителя руководителя Булгаковой Н.Н поступил письменный отзыв, в котором по существу заявленных требований указано, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Согласно подпункту 43 пункта 7 Положения о Министерстве Обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 108, Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, a также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ в соответствии с его назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения). Учитывая вышеизложенное, a также, если в суд истцом будут представлены в совокупности все доказательства, подтверждающие возможность признания права собственности в порядке приватизации, Территориальное управление не будет возражать против удовлетворения искового заявления. В связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя, просит рассмотреть дело без их участия (л.д. 66-67).
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В судебном заседании истец Вороный А.А., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Вороной А.А., исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации поддержал в полном объеме, суду пояснил, что с 1996 года состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 74008, сначала работал в должности элекромонтера ЭМО, потом был переведен в котельную и работал там до передачи в ОАО «РЭУ» Иркутский. На основании решения от 23.12.2002г. его семье было предоставлено жилое помещение по <адрес>, состоящая из трех комнат, квартира была предоставлена с учетом членов семьи: супруги и дочери. 23 декабря 2002 года заключен договор найма жилого помещения, ордер на вселение не выдавался. Квартиру в число служебных никто не включал. Квартира находилась на территории военного городка, поэтому заключен договор найма на служебную квартиру. Сейчас статус закрытости с военного городка снят, решается вопрос об отмене пропускного режима. Району жилое помещение не передано. С истцом заключен договор на обслуживание квартиры с ОАО «Славянка», за все время проживания их семьи в спорной квартире, претензии никто не предъявлял. Право на приватизацию ни истец, ни его дочь, не использовали, супруга в приватизации участвовала.
Третье лицо Вороная О.Р. по исковым требованиям супруга не возражала.
Выслушав объяснения истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации ( далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д. 79), Постановлениями Администрации города Ачинска № 57-п от 09.04.1992 г. (оборот л.д. 79), от 13.05.1992г. № 113-П (л.д. 80), от 26.11.1992г. №484-П (л.д. 81), от 21.06.1993г. №241-П (л.д.82). После включения населенного пункта д.Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д. 83-92).
Как следует из материалов дела, истец Вороный А.А. с 03.09.1996 года по 10.11.2010 года состоял в трудовых отношениях с в/ч 74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу, справкой с места работы (л.д. 38-42).
В судебном заседании установлено, что в 2002 году по решению жилищной комиссии от 23.12.2002 года семье Вороного А.А. была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 49,0 кв.м., расположенная по <адрес>. Между командиром войсковой части 74008 и Вороным А.А. 23 декабря 2002 года заключен договор № 59 найма служебной квартиры (общежития) в домах государственного жилого фонда в РФ (л.д. 13-17).
Между тем, суд полагает, что данный документ не может повлиять на право истцов, связанного с приватизацией жилья, поскольку указанный договор не свидетельствует об установлении статуса служебной квартиры в соответствии с требованиями закона.
Из материалов дела следует, что установленный законом порядок включения жилого помещения в число служебных при заключении вышеуказанного договора найма не соблюден. На жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
В материалы дела стороной ответчиков не представлено никаких доказательств, что занимаемая истцами квартира по <адрес> решением органа, осуществляющего управление государственным, муниципальным жилищным фондом, была включена в состав специализированного жилищного фонда. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено доказательств, что распоряжением Министра обороны Российской Федерации принимались решения о переводе в служебный жилищный фонд вооруженных сил квартир жилого дома по <адрес>, в котором находится <адрес>.
Согласно выписки из домовой книги, Вороный А.А., Вороная О.Р., Вороная А.А. зарегистрированы в жилом помещении по <адрес> с 15.01.2003 года (л.д. 9), на них открыт финансово-лицевой счет (л.д. 10), ОАО «Славянка» осуществляет техническое обслуживание жилого помещения, предоставление коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, вывоз ТБО), энергоснабжение. До предоставления спорной квартиры, истец Вороный А.А. и члены его семьи проживали по <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 10).
Истцы после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д.12,77), претензий по проживанию к истцам не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истцов в спорном жилом помещении не оспорены.
В судебном заседании также установлено, что истец Вороный А.А., его дочь Вороная А.А., ДД.ММ.ГГГГ., других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности не имеют, право на приватизацию ими не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 31,32).
Согласно отзыву на исковое заявление администрации Ачинского района, жилищный фонд д. Каменка Ачинского района в муниципальной собственности Ачинского района не передавался (л.д. 47).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что семья истцов проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно истцы имеют право на приватизацию указанного жилого помещения.
24.04.2013 года Вороный А.А. обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, 3-й отдел ФГУ «Центррегионжилье», ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ, ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ (л.д. 18-25), ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ» (л.д. 37) с заявлением о заключении с ним и членом его семьи Вороной А.А. договора о безвозмездной передаче жилья в собственность. Однако ответы из данных учреждений в адрес истца до настоящего времени не поступили.
Согласно кадастровому паспорту помещения от 12.04.2013 года площадь жилого помещения, расположенного по <адрес>, составляет 49,0 кв.м.(л.д.33).
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения в спорное жилое помещение, истцами представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Вороным А.А., Вороной А.А. в порядке приватизации право собственности на квартиру № дома <адрес>, по 1/2 доле за каждым.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Вороным А.А., Вороной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности пo 1/2 доле за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 49,0 кв. метров.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения или заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья Гудова Н.В.