РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 января 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Лариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бобровой А.В. к Мэрии городского округа Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда,
установил:
Боброва А.В. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец исковые требования уточнила, суду пояснила, что с 1999 года является сиротой, до 18 лет находилась под опекой своей тети ФИО8 и была зарегистрирована в квартире опекуна до 16.08.2013 года, но в данной квартире никогда не проживала. Ранее истец обучалась в колледже г. Тольятти и проживала в общежитии данного колледжа. В настоящее время истец окончила учебное заведение и проживает на съемной квартире. В 2011 году истец обратилась в мэрию г. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве сироты на получения жилья как не имеющей достаточной жилой площади. Однако получила отказ, поскольку за истцом было закреплено жилое помещение в Астраханской области <адрес>. По настоянию социальных работников для постановки на учет в списках детей-сирот для предоставления специализированного жилья истец вновь зарегистрировалась в квартире опекуна по адресу г. Тольятти <адрес> и вступила в права наследства в отношении закрепленного жилья. Решением суда от 23.10.2012 года за истцом признано право в порядке наследования на 1\12 долю в указанной квартире, общей площадью 33,8 кв.м. То есть в собственности истца находится 2,8 кв.м. жилой площади, что значительно меньше учетной нормы. В 2013 году истец обратилась в Мэрию г.о. Тольятти о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, однако получила отказ, так как не представила документы, предусмотренные законом. Между тем в квартире бывшего опекуна истец не проживает и никогда не проживала, прав на данное жилье не имеет, зарегистрировалась только для постановки на учет. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда,
Представитель мэрии г.о.Тольятти ФИО9 действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД, поскольку она не представила сведения, установленные п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД и, кроме того, зарегистрирована в квартире принадлежащей ее родственнику, общей площадью 61,1 кв.м., в квартире зарегистрировано 4 человека, то есть истец обеспечена жилой площадью 15,27 кв.м., что более учетной нормы. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетеля, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.Аналогичное положение закреплено и в п.п. 3 п. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013).
Судом установлено, что Боброва <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла, отец дал согласие на опеку).
Распоряжения Администрации Центрального района г. Тольятти от 16 сентября 1999 года № 2805 над несовершеннолетней Бобровой А.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО8.
Судом также установлено и не оспорено сторонами, что опека в отношении Бобровой А.В. прекращена в связи с ее совершеннолетием, Боброва А.В. окончила обучение в среднем профессиональном учебном заведении г. Тольятти, в настоящее время зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес> принадлежащем на праве собственности бывшему опекуну ФИО8
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 08.11.2013 года № 7427-р/5 Бобровой А.В. в составом семьи 1 человек, зарегистрированной в квартире, принадлежащей родственнице, по адресу г. Тольятти <адрес> общей площадью 61,1 кв.м., всего зарегистрировано 4 человека, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, на основании ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.012.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в связи с непредставлением сведений установленных п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда заявителем подается домовая (поквартирная) книга, либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки, подтверждающие регистрацию по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и содержащие сведения о проживающих совместно с указанными гражданами совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, с указанием общей площади жилого помещения, а также домовая (поквартирная) книга, либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки по всем предыдущим адресам проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с адреса сохраненного за ними жилого помещения, выданные не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления.
Из вышеуказанной нормы следует, что при обращении с заявлением о включении в соответствующий список истец должна была предоставить документы, подтверждающие ее регистрацию с закрепленного за ней жилого помещения до дня обращения с заявлением о включении в список.
Судом установлено, что Постановлением главы <данные изъяты> Астраханской области № 97 от 24 августа 2001 года за Бобровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ее совершеннолетия закреплено и сохранено право пользования жилым домом по адресу Астраханская область, <адрес>
То есть, право пользование на вышеуказанный жилой дом было закреплено за Бобровой А.В. до 13 февраля 2010 года (до совершеннолетия).
Согласно справки главы муниципального образования <данные изъяты> от 17.09.2009 года жилое помещение, расположенное по адресу: Астраханская область, <адрес> закреплено на праве проживания, в том числе, за Бобровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая по данному адресу не проживает.
Согласно выписки из похозяйственной книги, выданной Главой МО <данные изъяты> 11.07.2011 года, жилой дом, расположенный по адресу Астраханская область, <адрес> на основании завещания принадлежал ФИО12, умершему ДД.ММ.ГГГГ года, с 1989 года в указанном жилом доме зарегистрирован и проживает ФИО13 Иные лица в жилом доме не зарегистрированы.
Согласно свидетельства о рождении и свидетельства о смерти ФИО12, умерший ДД.ММ.ГГГГ года, является отцом Бобровой <данные изъяты>.
Решением <данные изъяты> райсуда Астраханской области от 23 октября 2012 года за Бобровой <данные изъяты> в порядке наследования признано право общей долевой собственности на 1/12 долю квартиры, общей площадью 33,8 кв.м. и земельного участка площадью 396 кв.м., находящихся по адресу: Астраханская область, <адрес>
Согласно выписки из поквартирной карточки Боброва <данные изъяты> была зарегистрирована по адресу г. Тольятти ул<адрес> с 16.10.2004 года по 13.04.2005 года, затем с 09.07.2010 года по 10.07.2012 года, с 14.09.2012 года по 16.08.2013 года и с 16.08.2013 года по настоящее время. Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО8, являющейся опекуном Бобровой А.В.
Судом установлено и не оспорено представителем ответчика, что указанные документы были представлены истцом при подаче заявления о включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда.
Суд считает, что данные документы являются достаточными для подтверждения факта регистрации, поскольку содержат сведения с момента адреса закрепленного жилья до даты обращения с заявлением о включении в список, свидетельствующие о том, что с даты установления опеки и до совершеннолетия Боброва А.В. имела закрепленное жилье, в котором не проживала и не зарегистрирована, и имела временную регистрацию в г. Тольятти. После совершеннолетия и до настоящего времени Боброва А.В. также имеет регистрацию в г. Тольятти. В связи с чем, ссылку ответчика на то, что истцу отказано во включении в список в связи с непредставлением сведений установленных п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД, суд считает необоснованной и ущемляющей права истца.
Из пояснения истца следует, что в квартире бывшего опекуна истец не проживает и никогда не проживала, прав на данное жилье не имеет, зарегистрировалась только для постановки на учет.
Указанные пояснения истца полностью подтверждается пояснения ФИО8 которая будучи опрошенной в качестве свидетеля, суду пояснила, что истец Боброва А.В. является ее племянницей, свидетель была ее опекуном до совершеннолетия. Истец действительно зарегистрирована в принадлежащей свидетелю квартире, однако в данной квартире истец никогда не проживала. В квартире фактически проживают только свидетель, ее сын, сноха и внук, зарегистрированы: свидетель, ее сын, внук и истец. В период обучения в колледже истец проживала в общежитии колледжа, после окончания колледжа и в настоящее время истец проживает на съемной квартире.
Оценивая изложенное, суд считает установленным, что Боброва А.В. прав на квартиру, расположенную по адресу г. Тольятти <адрес> не имеет, поскольку никогда в ней не проживала и не вселялась. То обстоятельство, что истец была зарегистрирована в данной квартире не может служить основанием для признания за ней прав на квартиру, поскольку в соответствии с действующим законодательством, граждане свободны в выборе места жительства и не обязаны проживать по месту прописки.
Кроме того, судом установлено и не оспорено представителем ответчика, что регистрация в г. Тольятти была истцу необходима для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда.
Таким образом, суд считает, что Боброва А.В. в г.о. Тольятти жилого помещения не имеет ни на праве собственности, ни на праве социального найма, однако фактически проживает в г. Тольятти с 1999 года с момента установления опеки и до настоящего времени. Имеющаяся в ее собственности площадь жилого помещения в Астраханской области, <адрес> (1/12 доля от общей площади 33,8 кв.м.) является невозможной для проживания, поскольку менее учетной нормы и находится в другом регионе РФ. В силу же закона, однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что Бобровой А.В. необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, и она подлежит включению в указанный список с даты подачи заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти включить Боброву <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда с даты подачи заявления.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: