Дело №а - 682/19
05RS0047-01-2019-000902-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» октября 2019 г. гор. Хасавюрт
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Магомедова Г.М., при секретаре судебного заседания Гаджиевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Республике Дагестан к Кулиеву А.Э. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 2701,11 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №17 по Республике Дагестан обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кулиеву А.Э. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 2701,11 рублей, указывая, что налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 17 по РД (далее - Истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Кулиев А.Э. № (далее - Ответчик, Налогоплательщик) и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.З ст.4 Закона Республики Дагестан от 02.12.2002 № 39 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п.4 ст.4 данного закона налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог по месту нахождения транспортного средства (место регистрации правообладателя) ежегодно, не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 К334-Ф3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, содержащимся в базе данных Межрайонной ИФНС России №17 по РД установлено, что гражданин Кулиев А.Э. № является собственником объектов имущественной собственности:
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00
Таким образом, у вышеуказанного гражданина имеются объекты налогообложения, с наличием которых связано возникновение обязанности по уплате имущественных налогов.
Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление. Срок уплаты имущественного налога за 2016 год законодательством определен 1 декабря 2017 года (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЭ), следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Порядок исчисления и размеры пени за просрочку уплаты налога установлено статьей 75 НК РФ.
В нарушение статьи 45 НК РФ налогоплательщик Кулиев А.Э., № не исполнил свои обязанности и не уплатил налог, в связи, с чем начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлено требование(я) от от 12.11.2015 № 42407, от 18.12.2016 № 1498, от 02.05.2017 № 41996, от 11.12.2017 № 51806 об уплате налога, в сумме 2701.11 р.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с тем, что данное требование не было исполнено в установленный срок и законом предусмотрена возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в судебном порядке, а так же на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. 125 и 126 КАС РФ. Межрайонная ИФНС России № 17 по Республике Дагестан было направлено заявление о вынесении судебного приказа.
14.02.2019 года мировой судьей судебного участка № 130 Хасавюртовского района, вынесен судебный приказ (дело 2а-187/2019.) о взыскании с должника недоимки по налогу.
В связи с тем, что должником в суд было представлено возражение относительно исполнения судебного приказа, определением от 04.03.2019 года суд отменил судебный приказ, мотивировала тем, что не согласен с требованиями, предъявляемыми Межрайонной ИФНС России № 17 по РД так как налоги им уплачены в полном объеме.
С объяснениями о причинах неуплаты налога в налоговый орган должник не явился и документы, дающие право на льготы в Межрайонную ИФНС России № 17 по РД не представил
В соответствии с абзацем 3, п. 2, ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ)
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по РД в Хасавюртовском районе не явился оп неизвестной суду причине, будучи извещенный о дне и времени проведения судебного заседания.
Представитель административного ответчика – Кулиев А.Э. своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный, не явился. В суд направил возражение о том, что административный иск не признает и просит применить срок исковой давности.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь положениями указанной нормы закона, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
П. 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.5 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Согласно материалов дела следует, что ответчик находится на налоговом учете в инспекции МИФНС, имеет ИНН № и является налогоплательщиком транспортного налога ввиду наличия зарегистрированной на его имя транспортных средств.
Согласно материалам дела представлены требования об уплате налога от 12.11.2015 № 42407, от 18.12.2016 № 1498, от 02.05.2017 № 41996, 11.12.2017 № 51806 об уплате налога, в сумме 2701.11 р.
Имеется реестр заказных писем о направлении налогового извещения и требований, в материалах дела имеется также список заказных писем.
В последующем истец обратился в мировой суд судебный с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен 14.02.2019, и в последующем определением суда от 04 марта 2019 года отменен, в связи с поступившими возражениями от ответчика Кулиева А.Э. Дата выставления первого требования значится 12.11.2015 г.
Административное исковое заявление о взыскании транспортного налога и пени с Кулиеву А.Э. поступило в суд в пределах шестимесячного срока, после отмены судебного приказа 04.03.2019 года.
Однако при исследовании вышеуказанных норм закона и представленных материалов дела, следует, что административным истцом не в полной мере соблюдена процедура направления требования об уплате налога, не соблюден срок предъявления административного иска первоначально в мировой суд.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.(ч.6)
Так согласно нормам пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно статье 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Суд считает, что налоговым органом пропущен установленный законом срок для предъявления в мировой суд требования о взыскании с ответчика налога.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению налогового органа в суд.
Срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей, а вынесение судебного приказа мировым судьей и его последующая отмена позволяли налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа.
В суде не представлено сведений, что налоговый орган последовательно принимал меры к взысканию налоговой задолженности, как свидетельствующее о явно выраженной воле на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога, в установленный законом сроки.
Истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций в силу статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, необоснованно в силу того обстоятельства, что судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогу, пеней и штрафов отменен.
Ввиду вышеприведенного, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Кулиеву А.Э. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 2701,11 рублей, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Кулиеву А.Э. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 2701,11 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в месячный срок, со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Магомедов