№ 2-7269/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плетеня Я.Я,, Шмуратко А.Я. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Плетеня Я.Я., Шмуратко А.Я. обратились в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права собственности на жилое помещение. Исковые требования мотивированы тем, что на основании ордера на служебное помещение от ДД.ММ.ГГГГ № истец вместе с дочерью Шмуратко А.Я. были вселены и фактически проживают по адресу: <адрес>. Истец указывает, что фактически отработал на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства более десяти лет. Сведения о переводе спорного жилого помещения в фонд служебного муниципального жилья отсутствуют, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа истцу отказано в заключении договора социального найма. На основании вышеизложенного, истец просит признать за ним и его дочерью Шмуратко А.Я. право собственности по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение по адресу: <данные изъяты>.
Истцы в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель истца Плетеня Я.Я. – Автухович Л.П.. действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. N1541-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.17 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.
Указанное жилое помещение было предоставлено истцу, работавшему в ЖЭУ №, в ДД.ММ.ГГГГ на семью из трех человек, в том числе на дочь истца Шмуратко А.Я., что подтверждается ордером на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы: Шмуратко А.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Плетеня Я.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из трудовой книжки истца следует, что истец работал слесарем-сантехником в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ЖЭУ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, уволен по переводу в ЖЭУ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ЖЭУ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <данные изъяты>.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу Плетеня Я.Я. в связи с трудовыми отношениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу норм Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В собственности муниципальных образований, может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан и нуждающихся в жилых помещения, жилыми помещенияминаусловиях договора социального найма.
В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещениявкачестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещенияк специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием навыборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебныхжилых помещениях и жилых помещениях вобщежитиях, предоставленных им до введения вдействие Жилищного кодекса Российской Федерации. Всоответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие научете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещенийв общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то нанего положения данной нормы не распространяются.
В силу ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Намомент предоставления истцу Плетеня Я.Я. спорной квартиры действовал Жилищный кодекс РСФСР (далее – ЖК РСФСР). В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношения должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда вРоссийской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г., государственному учету подлежат независимо от форм собственности, в том числе, служебные жилые помещения.
Из анализа изложенных норм следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение, должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Однако, в нарушение ст.ст. 56, 57 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих совершение конкретных действий по включению спорного жилого помещенияв состав специализированного жилищного фонда.
Установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только втом случае, если жилое помещение зарегистрировано ворганах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае граждане имеют возможность реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении. Тем более, что основанием, предопределяющим невозможность приватизациислужебного жилья, является его особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также его соответствующее территориальное расположение.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается представленными доказательствами, истец Плетеня Я.Я. и его дочь Шмуратко А.Я. проживают в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Трудовой стаж Плетеня Я.Я. на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства г.Петрозаводска составляет более 10 лет и подтверждается трудовой книжкой, соответственно, в силу ст.108 ЖК РСФСР он и члены его семьи не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Ответчиком требований овыселении или освобождении жилого помещения к истцам не предъявлялось.
Суд считает, что с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, истцы Плетеня Я.Я. и Шмуратко А.Я. пользуются спорной квартирой на условиях социального найма. На данное обстоятельство указывает и тот факт, что в соответствии со ст.104 ЖК РФ действие договора найма спорного жилого помещения наймодателем не прекращено, истцы вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Истцы полностью выполняют обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные ст.67 ЖК РФ, и ответчик фактически признал право пользования жилым помещениемнаусловиях договора социального найма. Суд считает, исходя из фактических обстоятельств, что внастоящее время квартиру нельзя отнести к специализированному жилищному фонду.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Плетеня Я.Я. и Шмуратко А.Я. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в равных долях по <данные изъяты> доли на каждого в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать за Плетеня Я.Я,, Шмуратко А.Я. право собственности в равных долях по <данные изъяты> доли на каждого на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения суда.
Судья В.В. Коваленко