Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р АЦ И И
<адрес> 15 июля 2015 года
<адрес> районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Плешачковой О.В.
с участием помощника военного прокурора <адрес> гарнизона Антюфеева С.А.
при секретаре Кирилловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по иску военного прокурора <адрес> гарнизона в интересах Российской Федерации к Амерхановой Р.Х., Амерханову Р.И., Амерхановой С.Р., Ахмедовой В.И., Амерханову И.Р. о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор <адрес> гарнизона обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ к Амерхановой Р.Х., Амерханову Р.И., Амерхановой С.Р., Ахмедовой В.И., Амерханову И.Р. о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, указав, что в период прохождения военной службы ФИО1 на состав семьи <данные изъяты> человека было предоставлено служебное жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>. Согласно ст. ст. 93, 99 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям. Помимо иных оснований, в соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Действовавшим ранее Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), то есть по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу.
В связи с проживанием в ведомственном жилом фонде, расположенном в военном городке, имеющему в период прохождения ФИО1 военной службы статус закрытого административного формирования, в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 был поставлен на учет в органах местного самоуправления, как нуждающийся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства (пп. «г» п. 7 настоящих Правил).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исключен <адрес> (военный городок №).
До настоящего времени каких-либо решений относительно передачи названного ведомственного фонда (МО РФ) в муниципальную собственность не принято. Фактически указанный жилой фонд, в том числе <адрес> находится в ведении Минобороны России, что также подтверждается передаточным актом ФГКУ «<адрес> территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (правопреемник ФГКУ «<адрес> КЭЧ района» МО РФ).
ФИО1. был уволен со службы в запас ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он умер. ДД.ММ.ГГГГ его супруге Амерхановой Р.Х. предоставлено в собственность в равных долях на <данные изъяты>-х членов семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Фактически ответчики реализовали свое право на получение постоянного жилого помещения после увольнения с военной службы ФИО1., что в свою очередь повлекло прекращение права пользования ведомственным жилым помещением по адресу<адрес>
До настоящего времени данное жилое помещение продолжает заниматься ответчиками.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке в адрес ответчика направлено уведомление об освобождении жилого помещения, которое до настоящего времени не исполнено, ответчики не сняты с регистрационного учета по месту жительства, лицевой счет на квартиру не закрыт. Такие действия ущемляют права Министерства обороны Российской Федерации, которое в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также подведомственным ему организаций и учреждений.
Незаконное удержание ответчиками жилого помещения нарушает право собственности Российской Федерации, в лице Минобороны Российской Федерации в лице ныне действующего ФГКУ «<адрес> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, осуществляющим функции по распределению служебных жилых
помещений между военнослужащими, проходящими военную службу на территории <адрес> военного округа, нуждающимся в получении служебных жилых помещений, так и неопределенного круга лиц военнослужащих, проходящих военную службу на территории <адрес> гарнизона и необеспеченных по установленным нормам служебным жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В судебном заседании помощник военного прокурора <адрес> гарнизона Антюфеев С.А. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Ответчики Амерханов Р.И. и Амерханова Р.Х обеспечены ДД.ММ.ГГГГ другим жилым помещением и обязаны освободить ранее занимаемое жилое помещение. Внучка ФИО1 – Амерханова С. родилась ДД.ММ.ГГГГ и не была признана членом семьи военнослужащего до его смерти в установленном порядке. Внук Амерханов И. родился ДД.ММ.ГГГГ уже после предоставления жилого помещения и также не являлся членом семьи военнослужащего.
Ответчик - Амерханов Р.И. действующий за себя, на основании доверенности за Ахмедову В. И. и Амерханову Р.Х., также как законный представитель в интересах <данные изъяты> Амерханова И.Р. и Амерхановой С.Р. иск не признал и пояснил, что спорная квартира была предоставлена его отцу в период его службы на состав семье <данные изъяты> человека. Отец умер ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> квартира в <адрес> была предоставлена им в собственность на основании приказа руководителя департамента управления имуществом г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без учета его дочери, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, с чем он не согласен. В настоящее время указанная квартира находится в его собственности, а также его матери Амерхановой Р.Х., сестры ФИО3 и племянника ФИО2 по <данные изъяты> доли у каждого. Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м. Его семья состоит в настоящее время из <данные изъяты> человек: он, его гражданская жена Ахмедова В.И. и двое <данные изъяты> детей.
Представитель Амерханова Р.И. адвокат Аминев Д.Р. с иском не согласен, считает, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, оснований для выселения ответчика Амерханова Р.И. не имеется. Квартира не является служебной и фактически является муниципальной собственностью и ответчик занимает указанное помещение на условиях социального найма. Оснований для выселения без предоставления другого жилого помещения по его мнению не имеется.
Ответчик - Ахмедова В.И. иск не признала и пояснила, что она состоит в гражданском браке с Амерхановым Р.И. с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проживает в спорной квартире. Они имеют <данные изъяты> детей: дочь Амерханову С. ДД.ММ.ГГГГ и сына Амерханова И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.В спорной квартире она не зарегистрирована.
3 лица- Департамент управления имуществом г.о. <адрес> и ОУФМС России по <адрес> в <адрес> в суд не явились, извещены надлежащим образом.
3 лицо - ФГКУ « <адрес> территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – в лице представителя по доверенности Бутова С.И. иск поддержал в полном объеме.
3 лицо- 1 отдел ФГКУ « <адрес> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ – в лице представителя по доверенности Некуш К.Б. также поддержала иск прокурора в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны СССР выдало ордер военнослужащему по месту прохождения службы на получение квартиры. В настоящее время квартира не имеет статус служебной. Она была закреплена на праве оперативного управления за <адрес> КЭЧ Министерства обороны РФ, затем на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ передана в оперативное управление в ФГУ «<адрес> территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Указанное учреждение осуществляет деятельность в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил. Считает, что иск предъявлен надлежащим лицом, так как ФГКУ « <адрес> региональное управление жилищного обеспечения» не является собственником спорного жилого помещения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны СССР КЭЧ <адрес> ПУрВО на состав семьи <данные изъяты> человека было предоставлено служебное жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>., что подтверждается копией талона к ордеру.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ майор ФИО1 был уволен в запас и исключен из списков личного состава части.
На основании заявления ФИО1 он и члены его семьи состояли на учете в списке очередников на получении жилой площади в Департаменте управления имуществом г.о. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. обращался с заявлением о включении в состав его семьи внука ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был признан членом семьи ФИО1.(л.д. <данные изъяты>)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. (л.д.<данные изъяты>)
Вдова военнослужащего ФИО4 выбрала способ улучшения жилищных условий – получение жилого помещения в собственность бесплатно, что подтверждается заявлением ФИО4 руководителю Департамента управления имуществом г.о. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Амерхановой Р.Х. предоставлено в собственность в равных долях на <данные изъяты>-х членов семьи жилое помещение, расположенное в <адрес>, в <адрес>, что подтверждается договором передачи квартиры в собственность бесплатно гражданину, уволенному с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.<данные изъяты>), приказом о предоставлении жилого помещения.(л.д.<данные изъяты>)
Право собственности на квартиру ответчики зарегистрировали, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (л.д.<данные изъяты>)
При предоставлении жилого помещения ответчики Амерханова Р.Х. и Амерханов Р.И. давали обязательство об освобождении совместно со всеми проживающими членами семьи ранее занимаемого жилого помещения и сдаче его в установленном законодательством РФ порядке, однако указанное обязательство не исполнили и продолжают проживать в спорной квартире.
Из справки ОАО « <данные изъяты>» РЭУ № следует, что по адресу: <адрес> настоящее время зарегистрированы: Амерханова Р.Х., Амерханов Р.И., Амерханов И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Амерханова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.<данные изъяты>)
Согласно сообщения начальника 1 отдела ФГКУ « <адрес> региональное управление жилищного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира не включена в реестр специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и статус служебной квартиры не имеет.
Согласно ответа на запрос ТУ Росимущества в <адрес> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не числится.
Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> следует, что сведения в реестре о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют.
Указанная квартира в реестре муниципальной собственности муниципального района <адрес> также не значится.
Из материалов дела следует, что спорная квартира на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ № была закреплена на праве оперативного управления за <данные изъяты> КЭЧ Минобороны России, что подтверждается приложением к распоряжению.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> « Об изменении типов учреждений Минобороны» созданы ФГКУ « Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ и ФГКУ « <адрес> территориальное управление имущественных отношений.
Согласно Устава ФГКУ « <адрес> территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ в ДД.ММ.ГГГГ указанное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ « <данные изъяты> КЭЧ района»
Согласно п.26 Устава ФГКУ « <адрес> территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ» имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
Согласно ст. ст. 93, 99 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.
Помимо иных оснований, в соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В связи с проживанием в ведомственном жилом фонде, расположенном в военном городке, имеющему в период прохождения ФИО1 военной службы статус закрытого административного формирования, в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был поставлен на учет в органах местного самоуправления, как нуждающийся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства (п.п. «г» п. 7 настоящих Правил).
В нормах жилищного законодательства, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ г., юридические термины "ведомственное жилье" и "служебное жилье" фактически были аналогичны юридическим понятиям, обозначавшим равные по условиям проживания в них (временный характер проживания и ограничения в правах пользования ими) и по их предназначению (в связи с характером трудовых, служебных отношений с органом, предоставившим гражданам такое жилье) жилые помещения.
Фактически назначение и цели предоставления военнослужащим ведомственных жилых помещений в закрытых военных городках соответствовало назначению и целям предоставления служебных жилых помещений, указанным в нормах ст. ст. 101 и 105 ЖК РСФСР.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № исключен <адрес> (военный городок №
До настоящего времени каких-либо решений относительно передачи названного ведомственного фонда Министерства обороны в муниципальную собственность не принято.
Фактически указанный жилой фонд, в том числе <адрес>, продолжает находится в ведении Минобороны России, что также подтверждается передаточным актом ФГКУ «<адрес> территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (правопреемник ФГКУ «<адрес> КЭЧ района» МО РФ).
Отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что права 3 лиц на спорную квартиру отсутствуют.
Доводы представителя ответчика Амерханова Р.И. адвоката Аминева Д.И. о том, что квартира фактически является муниципальной собственностью и ответчик занимает ее на условиях социального найма, суд считает необоснованными. Использование жилого помещения в качестве служебного без принятия уполномоченным органом соответствующего решения, при наличии доказательств служебного статуса жилого помещения, не влечет за собой признания такого жилого помещения предоставленным по договору социального найма
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Амерхановой Р.Х. было предоставлено в собственность в равных долях на <данные изъяты>-х членов семьи жилое помещение, расположенное в <адрес>, в <адрес>, фактически ответчики реализовали свое право на получение постоянного жилого помещения после увольнения с военной службы ФИО1 что в свою очередь повлекло прекращение права пользования ведомственным жилым помещением по адресу: <адрес>
До настоящего времени данное жилое помещение продолжают незаконно занимать ответчики Амерханова Р.Х., Амерханов Р.И., Ахмедова В.И., несовершеннолетние Амерханов И. и Амерханова С..
Суд считает доводы военного прокурора об ущемлении действиями ответчиков права Министерства обороны Российской Федерации, которое в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также подведомственным ему организаций и учреждений обоснованными.
Незаконное удержание ответчиками жилого помещения нарушает право собственности Российской Федерации, в лице Минобороны Российской Федерации в лице ныне действующего ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, осуществляющим функции по распределению служебных жилых
помещений между военнослужащими, проходящими военную службу на территории <адрес> военного округа, нуждающимся в получении служебных жилых помещений, так и неопределенного круга лиц военнослужащих, проходящих военную службу на территории <адрес> гарнизона и необеспеченных по установленным нормам жилыми помещениями, в связи с чем, военный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с иском.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск военного прокурора <адрес> гарнизона удовлетворить.
Выселить Амерханова Р.И., Амерханову Р.Х., Амерханову С.Р., Ахмедову В.И., Амерханова И.Р. из жилого помещения по адресу : <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Обязать УФМС России по <адрес> в <адрес> снять Амерханова Р.И., Амерханову Р.Х., Амерханову С.Р., Амерханова И.Р. с регистрационного учета по адресу : <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <данные изъяты>