Дело № 2а – 90 / 2021 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Григорян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к Сивцовой Е.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области ( далее - МИФНС № 4 ) обратилась в суд с иском к Сивцовой Е.А. о взыскании задолженности по налогу и пени в общей сумме 146 957, 46 руб., в том числе налог по УСН в размере 134 666 руб. за 2019 год, пени в размере 12 286, 31 руб. за 2019-2020 г.г., пени по страховым взносам на ОМС за 2020 г. в размере 5, 15 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 30.11.2015 г. по 18.03.2020 г. ответчик состояла на налоговом учете в МИФНС №4 в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), с объектом налогообложения «доход» на основании ст.346.14 НК РФ.
В МИФНС №4 Сивцова Е.А. 28.07.2020 г. представила первичную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, в которой отразила авансовые платежи к уплате в бюджет по срокам оплаты:
на 25.04.2019 г. в сумме 75 406 руб., согласно данной декларации сумма налога была уменьшена на 6 282 руб.;
на 25.07.2019 г. в сумме 71 494 руб., согласно данной декларации сумма налога была уменьшена на 5 952 руб.
Таким образом, сумма задолженности по налогу УСН составляет 134 666 руб.
В установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов и сборов, в связи с чем начислены пени по налогу УСН за 2019 год в размере 12 297, 40 руб.
В период предпринимательской деятельности ответчик являлся страхователем обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, в связи с чем обязан был уплачивать соответствующие страховые взносы.
Согласно карточке расчета с бюджетом страховые взносы на ОМС в сумме 1 812, 04 руб. за 2020 год оплачены 28.07.2020 г.
За несвоевременную уплату налога начислены пени в размере 5, 15 руб.
В связи с неуплатой налогов в адрес ответчика были направлены требования №37140 от 24.08.2020 г., № 14515 от 22.06.2020 г. Срок исполнения требований истек, однако задолженность до настоящего времени не погашена. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании сумм недоимки и пени с Сивцовой Е.А., а после его отмены в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Сивцова Е.А. в судебном заседании исковые требования в части взыскания налога по УСН за 2019 год в размере 134 666 руб. и пени по страховым взносам на ОМС в размере 5, 15 руб. признала, пояснив, что задолженность по налогу на УСН образовалась в связи с отсутствием финансовой возможности. Пени в размере 12 286, 31 руб. просила уменьшить либо отменить.
Проверив письменные материалы дела, заслушав доводы ответчицы, суд находит административный иск МИФНС № 4 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ
Согласно ст.346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п.3 ст.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.7 ст.346.21 НК РФ авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Из материалов административного дела следует, что Сивцова Е.А. с 30.11.2015 г. по 18.03.2020 г. являлась индивидуальным предпринимателем.
Из материалов административного дела следует, что в МИФНС №4 Сивцова Е.А. 28.07.2020 г. представила первичную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, в которой отразила авансовые платежи к уплате в бюджет по срокам оплаты:
на 25.04.2019 г. в сумме 75 406 руб., согласно данной декларации сумма налога была уменьшена на 6 282 руб.;
на 25.07.2019 г. в сумме 71 494 руб., согласно данной декларации сумма налога была уменьшена на 5 952 руб.
Таким образом, сумма задолженности по налогу УСН составляет 134 666 руб.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Положениями главы 34 НК РФ основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Из материалов административного дела следует, что Сивцова Е.А. возложенные на нее законом обязанности по уплате страховых взносов на ОМС за 2020 год исполнила лишь 28.07.2020 г., оплатив 1 812, 04 руб.
Расчет страховых взносов, подлежащих уплате Сивцовой Е.А., а также задолженность по налогу по УСН, последняя в суде не оспорила, данный расчет судом проверен, является верным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с Сивцовой Е.А. задолженность по налогу по УСН за 2019 год в размере 134 666 руб.
Исполнение обязанности по уплате налогов, страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За неисполнение обязанности по оплате страховых взносов на ОМС за 2020 год, налоговым органом Сивцовой Е.А. насчитаны пени в размере 5,15 руб., за неисполнение обязанности по уплате налога по УСН за 2019 год налоговым органом Сивцовой Е.А. насчитаны пени в размере 12 286, 31 руб. за 2019-2020 г.г.
Расчет пени является арифметически верным, судом проверен, административным ответчиком не оспорен.
Межрайонной ИФНС России 4 по Ульяновской области в адрес Сивцовой Е.А. направлены требования №37140 от 24.08.2020 г., № 14515 от 22.06.2020 г. об уплате налога и пени.
Доказательств отсутствия недоимки за 2020 год, административным ответчиком суду не представлено.
28 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Сивцовой Е.А. недоимки в общей сумме 146 957, 46 руб.
Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 17 ноября 2020 года на основании заявления должника.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в Барышский городской суд 11 января 2021 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд, с момента отмены судебного приказа.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени административным истцом исполнена, правильность расчета сумм недоимки по обязательным платежам и пени проверена судом, расчет взыскиваемых сумм не оспорен ответчиком, срок обращения в суд по заявленным требованиям подлежит восстановлению, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы административного ответчика о возможности уменьшения либо отмене пеней, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. Данный вывод сделан исходя из следующего.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для организаций одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Положения НК РФ не предусматривают возможность уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней, которые являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу части 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
С учетом изложенных норм права суд приходит к выводу о том, что порядок начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату налогов регулируется нормами НК РФ, возникшие между сторонами правоотношения по данному вопросу являются налоговыми, к которым положения статьи 333 ГК РФ об уменьшении (отмене) неустойки (пеней) применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим, исходя из п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, с Сивцовой Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 139, 15 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 146 957, 46 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 134 666 ░░░. ░░ 2019 ░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 286, 31 ░░░. ░░ 2019-2020 ░.░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 5, 15 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 139, 15 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2021 ░░░░