Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 10 сентября 2015 г.
Судья Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Абидуев О.Н-Ц.,
при секретарях Бородиной А.В., Ермаковой В.В.,
с участием помощников прокурора Прибайкальского района РБ Васильевой О.В., Дульской И.Г.,
главы МО СП «Турунтаевское» О.Е.Ю.,
представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Б.И.М.,
председателя СПК «Прибайкалец» К.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района РБ, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО СП «Турунтаевское» об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прибайкальского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском об обязании Администрации МО СП «Турунтаевское» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в <адрес>, <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела, прокурор отказался от иска в части требований о ликвидации свалки, расположенной <адрес>, в связи с добровольным исполнением его требований.
В судебном заседании помощник прокурора Дульская И.Г. поддержала заявленные исковые требования, привела аналогичные доводы.
Глава МО СП «Турунтаевское» О.Е.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считает, что поселение не обязано организовать сбор и вывоз мусора с земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, и не относящихся к землям поселения или землям населенных пунктов.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Б.И.М. считает, что мероприятия по ликвидации выявленных свалок обязана выполнять Администрация МО СП «Турунтаевское», поскольку указанные свалки расположены в границах поселения, образованы из отходов производства и потребления.
Председатель СПК «<данные изъяты>» (арендатор лесного участка, на котором обнаружена свалка) К.А.В. также считает, что обнаруженные свалки должна ликвидировать Администрация МО СП «Турунтаевское», поскольку договором аренды лесных насаждений и проектом освоения лесов на арендатора лесного участка не возложены обязанности по очистке лесной территории от бытовых отходов.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ и ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Части 1 и 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). При этом, уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения городских поселений (в т.ч. связанные с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора).
Согласно п. 18 ст. 2 Устава МО СП «Турунтаевское» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
Судом установлено, что в границах МО СП «Турунтаевское», <адрес> (на землях лесного фонда), имеется стихийная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, образовавшаяся в результате жизнедеятельности людей (картонные коробки, пластиковые пакеты, стекла и т.д.), что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как проживающего на территории данных сельских поселений, так и неопределенного круга лиц.
По мнению суда, причиной возникновения указанной несанкционированной свалки является как недостаточная организация на территории сельского поселения мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие Администрацией МО СП «Турунтаевское» надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, что подтверждает наличие выявленной свалки бытовых отходов.
Учитывая изложенное, а также то, что выявленная прокурором свалка расположена в границах МО СП «Турунтаевское» и состоит из бытовых отходов и мусора, образованных в результате жизнедеятельности населения, то меры по их ликвидации должны быть организованы соответствующим муниципальным образованием, в данном случае МО СП «Турунтаевское».
Республиканское агентство лесного хозяйства и арендатор лесного участка отношения к образованию несанкционированной свалки не имеют, действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти и арендаторов лесных участков обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения сельских поселений, поэтому оснований для понуждения их организовать ликвидацию выявленной несанкционированной свалки не имеется.
Рассматривая вопрос о сроке, необходимом для устранения нарушения действующего законодательства, суд с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Турунтаевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение одного месяца.
Судья: О.Н-Ц. Абидуев