ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Похвистнево 14 февраля 2020 г.
Резолютивная часть оглашена 14 февраля 2020 года.
Судья Похвистневского районного суда Самарской области Шляпникова Л.В.,
с участием представителя Средневолжского территориального управления Росрыболовства - государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области Ладнова Н.И.,
представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Управления мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» Красильниковой К.И., Кораблиной О.Н.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» (юридический адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Ново - Садовая, дом 17),
установил:
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и представленных по делу материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес> при рассмотрении материалов административного расследования по факту спуска воды и гибели рыбы в пруду, расположенном <адрес>, установлено, что река Большой Толкай, на которой расположен пруд, относится к водоему объекта первой рыбохозяйственной категории (акт № от ДД.ММ.ГГГГ), пруд является частью акватории реки Большой Толкай. Из полученных и имеющихся сведений следует, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» в ДД.ММ.ГГГГ осуществило спуск воды в пруду, расположенном на <адрес>, путем демонтажазатворовгидротехнических сооружений, расположенных на вышеуказанном пруду, врезультатечего пруд спущен полностью, что могло повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия и является нарушением правил охраны водных биологических ресурсов.
В судебном заседании представители юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, не признали, пояснив, что невозможно было получить согласование ни с одним из органов для проведения противопаводковых мероприятий. На реке Большой Толкай был риск прорыва дамбы, поэтому были проведены ремонтные работы гидротехнических сооружений, спустили из пруда воду. Информации, что в реке Большой Толкай производилась рыбная ловля, нет, пруд не относится к объектам рыбной ловли. Когда производились ремонтные работы, гибели рыбы не было зафиксировано, нет доказательств, актов, фотографий. Информация о массовой гибели рыбы ни в адрес ФГБУ «Управление Самарамелиоводхоз», ни в адрес контролирующих органов не поступала. Водохранилище на реке Большой Толкай не входит в список водоемов для рыбной ловли в Самарской области.
В судебном заседании представитель Управления Средневолжского территориального управления Росрыболовства с доводами представителей юридического лица не согласился, пояснив, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, имелись. Река Большой Толкай является водоемом федерального значения, она является притоком реки Малый Кинель, а река Малый Кинель - притоком реки Большой Кинель. Река Самара и река Большой Кинель являются нерестилищем всех видов рыб. ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» провели работы без согласования, не поставив в известность управление Росрыболовства, а также не производили расчет компенсации ущерба.
Заслушав доводы представителей юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области», мнение представителя Управления Средневолжского территориального управления Росрыболовства по Самарской области, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона деятельность, указанная в ч. 1 ст. 50 данного Федерального закона, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.
Пунктом 13 указанного Положения установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52 - ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Строительство дамб, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраныводных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» в ДД.ММ.ГГГГ осуществило спуск воды в пруду, расположенном на реке Большой Толкай, относящейся к объектам первой рыбохозяйственной категории (акт № от ДД.ММ.ГГГГ), в <адрес>, путем демонтажа затворов гидротехнического сооружения, расположенного на вышеуказанном пруду, в результате чего пруд спущен полностью, что могло повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных с уничтожением в значительных размерах кормовых запасов и является нарушением правил охраны водных биологических ресурсов.
Представителями ФГБУ «Управления мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» не были представлены доказательства того, что ими были предприняты все зависящие от них меры по соблюдению федерального законодательства по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при проведении ремонтных работ.
Доводы представителей юридического лица ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» о том, что когда производились ремонтные работы, гибели рыбы не было зафиксировано, нет доказательств, актов, фотографий, информация о массовой гибели рыбы ни в адрес ФГБУ «Управление Самарамелиоводхоз», ни в адрес контролирующих органов не поступала, водохранилище на реке Большой Толкай не входит в список водоемов для рыбной ловли в Самарской области, опровергаются информацией заместителя начальника Камско-Волжского филиала Самарского отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что река Большой Толкай является правым притоком реки Малый Кинель, притоком Саратовского водохранилища четвертого порядка, ихтиофауна реки в целом немногочисленна: в верховьях встречаются в основном реофильные виды рыб, характерные для верховьев малых рек и ручьев: голец, пескарь, в среднем и нижнем течении обитают уклея, плотва, окунь, карась, налим и другие; показаниями в судебном заседании представителя Управления Средневолжского территориального управления Росрыболовства Ладнова Н.И. о том, что река Большой Толкай является водоемом федерального значения, она является притоком реки Малый Кинель, а река Малый Кинель - притоком реки Большой Кинель, которая, в том числе, является нерестилищем всех видов рыб. Кроме того, из обращения жителей села Малый Толкай Похвистневского района в адрес Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, следует, что ДД.ММ.ГГГГ после того, как были разрезаны автогеном шлюзы на пруду в с. Малый Толкай, спущена вода из пруда, большая часть рыбы погибла, отчего пострадали не только жители, но и сама природа.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении ФГБУ «Управление Самарамелиоводхоз» ремонтных работ гидротехнических сооружений, в ходе которых спустили из пруда воду, произошла массовая гибель рыбы, а также указанные работы могли повлечь массовую гибель и других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Информация о массовой гибели рыбы поступила, как указано выше, от жителей села Малый Толкай Похвистневского района в адрес Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, после чего была доведена до сведения Средневолжского территориального управления Росрыболовства для принятия решения.
Таким образом в действиях юридического лица ФГБУ «Управления мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, а также обстоятельства, смягчающими и отягчающие административную ответственность юридического лица, судом не установлены.
С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствии отягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств, суд считает возможным назначить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.38 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в течение 10 суток.
Судья Л.В. Шляпникова
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель платежа: УФК по Самарской области (Средневолжское территориальное управление Росрыболовства л/с 04421874030), ИНН: 6316121764, КПП: 631901001, счет № 40101810822020012001 в отделении Самара УФК по Самарской области, ОКТМО:36701320, БИК 043601001, КБК: 07611690040046000140.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.