Дело № 2-13-2326-1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2013 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Е.Ю.,
при секретаре Малышевой А.С.,
с участием помощника Владимирского природоохранного прокурора Курысевой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Дунаеву С. В. о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Дунаеву С.В. о возложении на ответчика обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01 января 2014 года.
В судебном заседании представитель истца – помощник Владимирского природоохранного прокурора Курысева О.К., исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что согласно договору аренды от 01 апреля 2009 года ИП Дунаев С.В. арендует земельный участок площадью 4278 кв.м, который находится <адрес>, на котором расположена пилорама. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в процессе производства от котельной, которая отапливает пилораму, поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества: серы диоксид, азота оксид, углерода оксид и другие вещества. В нарушение природоохранного законодательства ответчик осуществляет свою деятельность в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный факт влечет ухудшение экологической обстановки, а также влияет на окружающую природную среду и здоровье населения, создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Ответчик - ИП Дунаев С.В., в судебном заседании согласился с требованиями иска, пояснив, что 11 апреля 2013 года заключил договор на разработку проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу с ИП Е,А. с целью устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства.
Представитель третьего лица - Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, в суд не явился, о дне и времени слушания дела извещался, мнение по иску не представил.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
П. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (п. 8 Положения).
В ходе поверки Владимирской природоохранной прокуратурой установлено, что согласно договору аренды № 12 от 01 апреля 2009 администрация Ковровского района Владимирской области предоставила в аренду ответчику - индивидуальному предпринимателю Дунаеву С.В. земельный участок площадью 4278 кв.м, который находится <адрес>. Свою деятельность индивидуальный предприниматель Дунаев С.В. осуществляет в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в адрес ответчика Владимирской природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, соответствующее разрешение не получено.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Поскольку для индивидуального предпринимателя Дунаева С.В. в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения, данная деятельность ответчика создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд, учитывая длительность согласований проектов обоснования нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу различными инстанциями и получения соответствующего разрешения, полагает возможным иск Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить и установить срок исполнения обязанности до 01 января 2014 года, полагая его разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, сумма которой согласно ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Дунаеву С. В. о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Дунаева С. В. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до <дата>.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дунаева С. В., <дата> года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 р<данные изъяты>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после принятия решения судом.
Судья: подпись Е.Ю. Мочалова
ВЕРНО.
Судья Е.Ю. Мочалова
Секретарь Р.Ю.Старостенко
Справка: решение суда вступило в законную силу 27 июля 2013 года.
Подлинное решение суда подшито в материалах гражданского дела № 2-13-2326-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья Е.Ю. Мочалова
Секретарь Р.Ю.Старостенко