Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2145/2015 ~ М-1537/2015 от 30.03.2015

Дело №2-2145/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2015г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

председательствующего Кудряшова А.В.

при секретаре Зайцевой Е.В.,

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Баланцевой Н.М. о признании в части противоречащим закону Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490,

у с т а н о в и л:

Баланцева Н.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490, в части включения подлежащего предоставлению в ее собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, перед домом №3, в границы санитарно-защитной зоны, указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления в соответствующей части противоречит требованиям земельного и санитарного законодательства и нарушает права заявительницы на оформление вещных прав на упомянутый участок земли, правовых оснований для включения которого в границы санитарно-защитной зоны не имелось, поскольку находящаяся поблизости железная дорога, как объект V класса опасности, размер санитарно-защитной зоны от которого в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливается равным 50 м., располагается на расстоянии более 50 м. от границ названного земельного участка, тогда как в непосредственной близости от последнего иные производственные объекты, являющиеся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, отсутствует.

Представитель Баланцевой Н.М. – Киреев А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Смоленского городского Совета и представитель Администрации г.Смоленска Лазарева М.А. и Колосова С.Ю. (соответственно), возражая против удовлетворения заявленных требований, указали на то, что принятие представительным органом местного самоуправления решения об установлении границ санитарно-защитных зон опасных производственных объектов посредством утверждения Правил землепользования и застройки г.Смоленска отнесено к его нормотворческой компетенции. Размер установленной в отношении железной дороги ОАО «РЖД» санитарно-защитной зоны соответствует требованиям санитарного законодательства.

Представитель ОАО «РЖД» Кузнецова Е.А. указала на обоснованность установления санитарно-защитной зоны в отношении упомянутой железной дороги в границах г.Смоленска.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило; в представленном заключении указало на то, что санитарно-защитная зона в отношении названной железной дороги должна составлять не менее нормативного значения, равного 50 м.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, приходит к следующему.

По правилам ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

В соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, карту градостроительного зонирования, на которой в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (ч.ч.2, 5 ст.30 ГрК РФ).

На основании ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (ч.ч.1-2 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В п.2 ст.52 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п.2.1 введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.п.3.1, 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета – газете «Смоленские городские известия» от 23.03.2007г. за №2 (11).

Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», упомянутые Правила изложены в новой редакции. Данное решение и приложение к нему 15.11.2010г. опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г.Смоленска - газете «Смоленские городские известия», №12 (57) от 15 ноября 2010г., а соблюдение процедуры его принятия проверено в судебном порядке, о чем имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 15 марта 2011г.

По делу также видно, что решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по принятию решения, разрешающего Баланцевой Н.М., как ветерану труда формирование земельного участка площадью от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

В рамках исполнения данного судебного акта письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. Баланцевой разрешено формирование названного участка земли и в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, предложено представить в указанный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Исполняя данные указания Департамента, за счет Баланцевой Н.М. ООО «Городской земельный центр» подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом заместителя Главы администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> отказано со ссылкой на то, что спорный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов ОАО «РЖД» V класса опасности.

Участок земли, на который претендует Баланцева Н.М., находясь в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), градостроительный регламент которой в качестве одного из основных видов разрешенного использования участков предусматривает осуществление ИЖС, расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных объектов V класса опасности, определенной с учетом п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ названными Правилами, в силу ст.57 которых на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. Баланцевой Н.М. отказано в удовлетворении заявленных к Администрации г.Смоленска и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по согласованию упомянутой выше схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом, при разрешении спора суд исходил из того, что испрашиваемый Баланцевой Н.М. земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки г.Смоленска, устанавливающим ограничения (посредством установления указанной санитарно-защитной зоны) на использование данного участка для ИЖС, отметив, что сам факт наличия вступившего в законную силу решения Заднепровского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. не указывает на безусловную обязанность Администрации г.Смоленска по согласованию названной схемы, поскольку данным судебным актом на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность не по предоставлению Баланцевой Н.М. испрашиваемого земельного участка, а по принятию решения, разрешающего ей формирование этого участка, в рамках осуществления которого устанавливаются границы участка, отсутствие при определении данных границ нарушений прав третьих лиц, а также сама возможность использования участка земли в соответствующих целях.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.

Согласно п.6.8 введенного в действие с 1 января 1990г. «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, а также п.8.20 введенной с 20 мая 2011г. в действие актуализированной редакции данного документа СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010г. №820, жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м., считая от оси крайнего железнодорожного пути.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р раздел 6 (пункты 6.1 - 6.41, таблица 10*) СНиП 2.07.01-89* включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из материалов дела усматривается, что названный земельный участок расположен на границе полосы отвода железной дороги ОАО «РЖД» и почти полностью располагается в границах санитарно-защитной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска для данного объекта (л.д.51-52).

Лицами, участвующими в деле, признано, что упомянутая железная дорога согласно разделу XII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относится к объекту, являющемуся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, пятого класса опасности, для которого ориентировочный размер СЗЗ устанавливается равным 50 м. (л.д.53-54, 95).

Правилами землепользования и застройки г.Смоленска размер установленной в отношении железной дороги напротив испрашиваемого Баланцевой участка санитарно-защитной зоны составляет <данные изъяты> м. от оси крайнего железнодорожного пути, что не превышает размера данной СЗЗ, определенной Генеральным планом г.Смоленска, равным <данные изъяты> м. (л.д.100). Данное обстоятельство подтверждено представленной в дело справкой Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ., составленной по результатам замера соответствующей СЗЗ на местности при помощи электронной рулетки с сопоставление полученных данным со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.Смоленска, и представителем заявительницы при рассмотрении дела не оспаривалось.

Как следует из объяснений представителя Администрации г.Смоленска, размер названной СЗЗ исчисленной от границы упомянутой выше полосы отвода составляет около 52 м. (л.д.81).

Несмотря на то, что Правилами землепользования и застройки г.Смоленска размер упомянутой СЗЗ, в границах которой находится испрашиваемый Баланцевой Н.М. земельный участок, определен меньшим, чем 100 м., само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для признания на основании заявления Баланцевой Н.М. данного нормативного акта недействующим в соответствующей части, поскольку права заявительницы в данном случае не нарушаются (установление меньшей по размеру СЗЗ не влияет на разрешение вопроса о возможности предоставления Баланцевой в собственность испрашиваемого ею земельного участка, а право последней на благоприятную окружающую среду не нарушатся, поскольку заявительница в пределах названной СЗЗ находящегося в собственности жилого помещения не имеет и в нем не проживает).

Доводы представителя Баланцевой Н.М. о том, что размер указанной СЗЗ, исчисленный от границы полосы отвода, превышает допустимый предел в 50 м., правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку определенная таким образом граница располагается в пределах соответствующей СЗЗ, предусмотренной СНиП 2.07.01-89*, исходя из наличия железнодорожных путей, как источника негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст.197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд

                        

РЕШИЛ:

Заявление Баланцевой Н.М. о признании в части противоречащим закону Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья А.В.Кудряшов

2-2145/2015 ~ М-1537/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баланцева Наталья Михайловна
Другие
Смоленский городской Совет
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
30.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
01.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.04.2015Предварительное судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2015Дело оформлено
30.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее