Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1414/2015 ~ М-353/2015 от 12.01.2015

№ 2-1414/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2015 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующей судьи И.Н.Масловой

при секретаре А.Н.Терещенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловой М. И. к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства» (ФГБНУ ВНИИОК), Федеральному Агентству Научных Организаций (ФАНО России)

о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес обезличен>, расположенную по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>.

В обоснование заявленных требований в иске, со ссылкой на ст.ст.35, 40, 55 Конституции, ст.217 ГК РФ, указано, что Павлова М.И., проживающая в <адрес обезличен>, работает в Ф. В.. В связи с работой ей были предоставлены комнаты в общежитии, находящемся в оперативном управлении института, государство не смогло обеспечить их отдельным жильем. В 2001 г. она, вместе с другими сотрудниками, обратилась в Россельхозакадемию с просьбой провести перепланировку комнат, в которых они проживают, в отдельные квартиры. Россельхозакадемия, как правообладатель дала согласие, и истица провела перепланировку полностью за свои средства и теперь живет в изолированной квартире с отдельным входом.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от <дата обезличена> <номер обезличен> жилое помещение - общежитие, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, является федеральной собственностью, закреплено на праве оперативного управления за Ф. В..

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от <дата обезличена> <номер обезличен> предусматривается возможность передачи жилых помещений в собственность гражданам уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Таким образом, решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими организациями, должно приниматься и осуществляется такими организациями самостоятельно, без обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

В связи с тем, что истица не пользовался правом бесплатной приватизации и занимаемые ею комнаты являются единственным жильем, в 2011-2012 году, письмами она и другие сотрудники института обратились в администрацию Ф. В., как органу имеющему право оперативного управления, с просьбой разрешить приватизацию занимаемых жилых помещений. Был получен отказ в приватизации со ссылкой на то, что <адрес обезличен> является общежитием для временного проживания слушателей высшей школы бонитеров и аспирантов, и жилые помещения в нем не приватизируются.

Однако, вышеуказанное общежитие не отвечает требованиям, предъявляемым к общежитиям, поскольку не отвечает ни одному из критериев, установленных Жилищным Кодексом Российской Федерации, Примерным положением об общежитиях (в ред.Постановлении Правительства РФ от <дата обезличена> № 726), типовым нормам оборудования общежитий мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, утвержденным Госпланом СССР и ВЦСПС от <дата обезличена> № 706, так как в нем отсутствует мебель, постельные принадлежности, культурный инвентарь, медпункт, красный уголок и т.д. Кроме того, не соблюдается временный характер проживания граждан вобщежитии, так как истица и другие жильцы имеют постоянную регистрацию по месту жительства в занимаемом помещении в течении длительного времени.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации», жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат. Однако, исходя из конституционных принципов законодательства РФ, а именно, согласно Постановлению Конституционного суда РФ от <дата обезличена> по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при
передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод ___ человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности и право иметь имущество в собственности гарантируется гражданину.

В судебном заседании истица требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что в общежитие вселена как сотрудник института на основании ордера, выдаваемого администрацией института, работает по настоящее время, имеет постоянную прописку по <адрес обезличен>. Пояснила, что ордер у неё не сохранился. Жилой помещения, в котором она проживает, является квартирой, а не комнатой общежития.

Представитель истицы по доверенности также требования подержал, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указав, что фактически <адрес обезличен> статус общежития утратил. Сослался на судебная практика по подобного рода вопросам: решение Пятигорского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> по делу № 2-3328/11, Постановление суда надзорной инстанции от <дата обезличена> по делу № 44г-378/09, решение Пятигорского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> по делу № 2-44/10, решение Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> по делу № 1208/13.

Представитель Ф. В. исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что <адрес обезличен>, имеет статус общежития по настоящее время, находится в оперативном управления института, собственником является Ф. Р., которое возражает против заключения договора приватизации. Согласно договору № V1/10, за 2006 институт не справе без согласия Ф. отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом.

Представитель Ф. Р. по доверенности в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Сообщил, что <дата обезличена> в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращения деятельности юридического лица - Российской академии сельскохозяйственных наук. Одновременно с реорганизацией, в соответствии с ч.9 ст.18 Федерального закона № 253-ФЗ от <дата обезличена> «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «О Федеральном агентстве научных организаций» организации, находившиеся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук, переданы в ведение Ф..

В письменных возражениях просил отказать Павловой М.И. в удовлетворении требований. В обоснование возражений указал на ст.ст.2, 6, 7 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пояснив, что договор социального найма с истцом не заключался, спорное жилое помещение было предоставлено Павловой М.И. на период трудовых отношений с институтом. Кроме того, в соответствии со статьёй 4 упомянутого выше закона не подлежат приватизации, в частности, жилые помещения в общежитиях. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (статья 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Дополнил, что статьёй 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления. Однако, акт, уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность в материалах настоящего дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах положения статьи 7 Вводного закона в данном деле применению не подлежат. Это соответствует разъяснениям Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от <дата обезличена> № 53-В11-11 по аналогичному спору.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, комнаты в общежитии не подлежат приватизации.

Представитель Территориального управления Росимущества в <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что в соответствии с п. 4.9 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в <адрес обезличен>, утвержденного приказом Росимущества от <дата обезличена> <номер обезличен> (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.Спорный объект - недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в реестре числится как общежитие и находится в оперативном управлении у Ф. «Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства», что подтверждается следующими документами: договор №VI.10 от <дата обезличена> «О закреплении за Государственным учреждением Ставропольским научно-исследовательским институтом животноводства и кормопроизводства Россельхозакадемии федерального имущества на праве оперативного управления», дополнительное соглашение <номер обезличен> от <дата обезличена> «О внесении изменений в договор №VL10 от 01.01.2006» для временного проживания аспирантов, слушателей высшей школы бонитеров и научных сотрудников.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, общежитие относится к специализированному жилищному фонду.

С учетом положений ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> <номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Обращаясь к комментарию п. 1 ст. 94 можно сделать вывод, что при несоблюдении требований, предъявляемых к общежитиям, регистрация жилого дома в качестве общежития не должна производиться. И, соответственно, жилой дом не может быть использован в качестве общежития.

Изложенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> соответствует критериям, установленным ст. 94 ЖК РФ, и не утратило статус «общежитие».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Данный вывод суда основан на следующем.

Судом установлено, что истица вселена в общежитие, расположенное по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>, как сотрудник Ф. В., имеет постоянную прописку с <дата обезличена> по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>, общ., <адрес обезличен>, что подтверждается копией паспорта и домовой книгой.

Стороны не оспаривают, что договор социального найма с истицей не заключался, спорное жилое помещение предоставлено Павловой М.И. в связи с трудовыми отношениями с институтом, в котором истица работает по настоящее время (копия трудовой книжки – л.д.82-86).

Документы, на основании которых истица вселена в общежитие, в институте и у истицы не сохранились.

Объект недвижимости – общежитие, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2195,2 кв.м. числится в реестре федерального имущества, как общежитие и находится в оперативном управлении у Ф. «Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства» на основании договора №VI.10 от <дата обезличена> «О закреплении за Государственным учреждением Ставропольским научно-исследовательским институтом животноводства и кормопроизводства Россельхозакадемии федерального имущества на праве оперативного управления», дополнительного соглашения <номер обезличен> от <дата обезличена> «О внесении изменений в договор №VL10 от 01.01.2006», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 328162 от <дата обезличена> (л.д.27).

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 189-ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении.

Исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как установлено судом, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития.

Обстоятельств, связанных с исключением его в установленном законом порядке из специализированного жилищного фонда, судом не установлено, и истица на такие обстоятельства не ссылается.

В соответствии со ст. 6 и ст. 7 Закона РФ № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Однако, спорное жилое помещение находилось и находится в федеральной собственности и на праве оперативного управления Ф. В., на основании Договора №VI.10 от <дата обезличена> «О закреплении за Государственным учреждением Ставропольским научно-исследовательским институтом животноводства и кормопроизводства Россельхозакадемии федерального имущества на праве оперативного управления», дополнительного соглашения <номер обезличен> от <дата обезличена> «О внесении изменений в договор №VL10 от 01.01.2006» как единый объект.

Согласно п.2.2 Договора №VI.10 от <дата обезличена> учреждение без согласия Академии не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться (продавать, передавать в аренду, во временное пользование, под залог, в обмен, дарение и вложение в качестве имущественного вклада в уставные фонды организаций, предприятий любых организационных форм) принадлежащим ему на праве оперативного управления недвижимым и иным особо ценным имуществом (л.д.40-44) и дополнительного соглашения « 7 (л.д.105-106). В перечне, переданных в оперативное управление объектов недвижимости, значится общежитие – <адрес обезличен> – 2195,2 кв.м.

Суд согласен с доводами представителя Ф. о том, что обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления. Однако, акт, уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность в материалах настоящего дела отсутствуют.

Общежитие по <адрес обезличен> в ведение органов местного самоуправления не передавались.

Частью 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Решения об изменении статуса объекта жилого фонда, отнесенного к федеральной собственности, соответствующим органом не принималось.

Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.)

Поскольку, спорное жилое помещение находится в общежитии, предназначенном для временного проживания аспирантов, слушателей высшей школы бонитеров и научных сотрудников, проживание истицы в таком общежитии по иному основанию не влечет возникновение отношений социального найма, а равно права на приватизацию в общем порядке.

Доводы представителя истицы о наличии судебных решений об удовлетворении требований истцов о признании права собственности в порядке приватизации на жилые помещения, находящиеся в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, не свидетельствует о том, что общежитие утратило статус общежития.

Тот факт, что жилые помещения в общежитии занимают граждане, не связанные трудовыми, иными отношениями с ответчиком, что не соответствует целевому назначению жилых помещений в общежитиях, которые предназначены для временного проживания определенного круга лиц (аспирантов, слушателей высшей школы бонитеров и научных сотрудников) является нарушением действующего законодательства.

Истицей не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение находится в объекте недвижимости, которому в установленном законом порядке изменен статус специализированного жилищного фонда (общежития) на жилой дом.

Поскольку спорное здание в ведение органов местного самоуправление никогда не передавалось, является собственностью Российской Федерации и передано Ф. В. на праве оперативного управления, оснований для удовлетворения требований о признании за ней права собственности в порядке приватизации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловой М. И. к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства» (Ф. В.), Федеральному Агентству Научных Организаций (Ф. Р.)

о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.Н.Маслова

Мотивированное решение составлено 04.06.2015 года.

Судья И.Н.Маслова

2-1414/2015 ~ М-353/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлова Мария Ивановна
Ответчики
ГНУ СНИИЖК Россельхозакадемия
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Маслова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.02.2015Предварительное судебное заседание
12.03.2015Предварительное судебное заседание
03.04.2015Предварительное судебное заседание
20.05.2015Предварительное судебное заседание
02.06.2015Судебное заседание
03.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее