РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В.,
представителей ответчика: Литвиновой Ю.С., действующей на основании Устава; Соколовой З.М., действующей на основании доверенности от 09.04.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района в интересах Орлегова С. С.ча к Муниципальному казенному учреждению «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
Установил:
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Орлегова С.С. к Муниципальному казенному учреждению «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» (далее МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта»), в котором просит обязать ответчика начислить и выплатить Орлегову С. С.чу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь, февраль 2018 года в размере 25956 рублей 76 копеек. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что Орлегов С.С. работает в МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» в должности <данные изъяты> на 1 ставку и <данные изъяты> на 0,5 ставки по совместительству с августа 2017 года. Заработная плата Орлегова С.С. за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года составила - 15888 рублей, за январь, февраль 2018 года – 16875,22 рублей с учетом должностного оклада, доплат до МРОТ, а также районного коэффициента и северной надбавки. Проверкой установлено, что в период с 1 августа 2017 года по 01 марта 2018 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размере оплаты труда в Российской Федерации. Согласно выписок из лицевых счетов с августа 2017 года по март 2018 года Орлегову С.С. выплачена заработная плата, состоящая из: должностного оклада, региональных выплат, районного коэффициента 30% и северной надбавки 30%. Размер заработной платы Орлегова С.С. без учета районного коэффициента и северной надбавки составляет ниже установленного на территории РФ минимального размера оплаты труда. Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30%) составляет: в августе 2017 года – 2832 рублей; в сентябре 2017 года - 2832 рублей; в октябре 2017 года - 2832 рублей; в ноябре 2017 года - 2832 рублей; в декабре 2017 года - 2832 рублей; в январе 2018 года – 5898,76 рублей; в феврале 2018 года – 5898,76 рублей. Всего за вышеуказанный период времени размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы Орлегову С.С. составил 25956,76 рублей. В силу действующего законодательства заработная плата подлежит взысканию без учета налоговых отчислений. Поскольку невыплатой в полном объеме заработной платы нарушены права Орлегова С.С. на гарантированный законом размер оплаты труда, требуется защита данных прав возложением на ответчика обязанностей по устранению допущенных нарушений закона, в связи с чем и подано прокурором указанное исковое заявление.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, считает, что нарушены трудовые права материального истца, при этом пояснила, что в расчете недоначисленной заработной платы за февраль 2018 года допущена техническая ошибка, следовало указать 6 249,60 рублей, в иске ошибочно прописано 5 898,76 рублей.
Истец Орлегов С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие; заявленные в его интересах исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» Соколова З.М., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы с августа по ноябрь 2017 года. Ею представлены письменные возражения, в которых она указывает, что Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 года № 38-п вступило в силу с момента его провозглашения, 27.02.2018 года этот же суд в своем Определении разъяснил, что именно с момента вступления в силу Постановления № 38-п при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты и процентные надбавки. Таким образом, по мнению представителя ответчика, только начиная с 07.12.2017 года должны применяться правила начисления заработной платы, исходя из изложенной Конституционным Судом РФ позиции.
Представитель ответчика – руководитель МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» Литвинова Ю.С. исковые требования признала частично, поддержала мнение, высказанное Соколовой З.М.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников.
В силу ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При этом согласно ст.2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 28.12.2017 года) с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.
Как следует из содержания ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.
Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.
Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 Трудового кодекса РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, размер минимальной заработной платы для работников муниципального образования в Нижнеингашском районе составляет 10592 рубля. Соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.
Таким образом, Орлегову С.С., работающему в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ему заработной платы за вышеуказанный период времени. Ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени на 1 ставку в должности <данные изъяты> и 0,5 ставки в должности <данные изъяты>, в соответствии с требованиями действующего законодательства должна составлять не менее 18 720 рублей в месяц: ((7800 + 7800 х 60%) х1,5) за период с августа по декабрь 2017 года и 22 773,60 рублей в месяц: ((9489 + 9489 х 60%) х 1,5) за январь и февраль 2018 года.
МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с представленными суду копией трудового договора, выписками из лицевых счетов за период с августа по декабрь 2017 года и январь, февраль 2018 года, штатным расписанием, заработная плата Орлегова С.С. состоит из должностного оклада, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок из лицевых счетов, начисленная Орлегову С.С. заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года на 1,5 ставки составила 15 888,00 рублей, за январь 2018 года 16 875,22 рублей, за февраль 16 524,00 рублей.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Орлегова С.С. в его пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:
За август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года:
7800 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2340 рублей;
7800 рублей (МРОТ) х 30% = 2340 рублей (северная надбавка);
(7800 рублей + 2340 рублей + 2340 рублей) х 1,5 = 18 720 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки);
18 720 рублей – 15 888 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 2 832,00 рублей.
За январь 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2846,70 рублей;
9489 рублей (МРОТ) х 30% = 2846,70 рублей (северная надбавка);
(9489 рублей + 2846,70 рублей + 2846,70 рублей) х 1,5 = 22 773,60 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки).
22 773,60 рублей – 16 875,22 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 5 898,38 рублей.
За февраль 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2846,70 рублей;
9489 рублей (МРОТ) х 30% = 2846,70 рублей (северная надбавка);
(9489 рублей + 2846,70 рублей + 2846,70 рублей) х 1,5 = 22 773,60 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени на 1,5 ставки).
22 773,60 рублей – 16 524,00 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата) = 6 249,60 рублей.
В приложенном к иску расчету, прокурор указал, что в феврале 2018 года истцу фактически начислено 16 875,22 рублей, данная ошибка, по мнению суда, является технической и подлежит устранению в настоящем судебном заседании.
Итого: 2 832 + 2 832 +2 832 + 2 832+2 832 +5898,38+ 6 249,60 = 26 307,98 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований с учетом произведенного судом расчета.
Доводы представителей ответчика о том, что Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017 г. №38-п может быть применено только в отношении требований о взыскании заработной платы, начисленной за декабрь 2017 года и позднее, с учетом даты вступления в силу указанного Постановления, суд считает не состоятельными, так как Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07 декабря 2017 года № 38-П не признал неконституционными положения ст. 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового Кодекса РФ.
Согласно ст.75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с ч.1 ст.79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
Поскольку исковые требования прокурором заявлены в пределах сроков давности для защиты нарушенного права в суде, установленных ст. 392 ТК РФ, имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 989,24 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» начислить и выплатить Орлегову С. С.чу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь, февраль 2018 года в размере 26 307 (двадцать шесть тысяч триста семь) рублей 98 копеек.
Взыскать с МКУ Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 989 (девятьсот восемьдесят девять) рублей 24 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: