УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бахарева Н.Н. Дело № 33-208/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 19 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4000/2020 по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 октября 2020 года, по которому постановлено:
исковые требования Файзуллиной Юлии Павловны к Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительным, о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребёнка удовлетворить.
Признать отказ Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты Файзуллиной Юлии Павловне недействительным.
Обязать Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить Файзуллиной Юлии Павловны с 13.02.2020 ежемесячную выплату в связи с рождением сына Ф*** И*** И***, *** года рождения.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ОГКУСЗН Ульяновской области Сапожниковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Файзуллина Ю.П. обратилась в суд с иском к областному
государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области (далее ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании недействительным отказа
в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в
связи с рождением первого ребенка, о назначении ежемесячной выплаты в связи с
рождением ребёнка. Требования мотивированы тем, что истцом
09.06.2020 через МФЦ - Центр по предоставлению государственных и муниципальных
услуг ОГКУ «Правительство для граждан» было подано заявление (запрос) на
предоставление государственной услуги: ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка, что подтверждается распиской в получении
документов.
11.07.2020 в МФЦ ею было получено Уведомление от 07.07.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по причине отсутствия доходов с 01.12.2018 по 30.11.2019.
Она не работает с 01.08.2017, копия трудовой книжки была приложена к заявлению (запросу) на предоставление государственной услуги, что подтверждается распиской в получении документов. В настоящий момент она ухаживает за ребенком Ф*** И.И., *** г.р.
Ее супруг Ф*** И.Е. работал в период до
31.08.2018, в период с 01.09.2018 по 08.01.2020 не работал; работает с
09.01.2020 по настоящее время, копия его трудовой книжки также была приложена к
заявлению на предоставление государственной услуги.
На ее обращение ОГКУСЗН Ульяновской области в письме № *** от 07.08.2020 указывает, что в представленных ею документах отсутствуют подтвержденные сведения о доходах ее семьи с декабря 2018 по ноябрь 2019 и, исходя из этого, не представляется возможным достоверно определить среднедушевой доход семьи.
Полагает, что предоставление оригинала трудовой книжки является достаточным документом, удовлетворяющим п.п. «а» п. 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н. Размер среднедушевого дохода ее семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, составляющую в Ульяновской области 22 220 руб. на каждого члена семьи. Таким образом, оснований для неудовлетворения государственной услуги - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка не имеется.
Просила суд признать недействительным отказ в
предоставлении государственной услуги: ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка по заявлению от 09.06.2020, назначить ей
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с
момента возникновения права на выплату.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считают его принятым с нарушениями норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы выражают несогласие с доводами суда о том, что письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7.03.2018 №*** «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, в ходе реализации Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. При этом отмечает, что указанное письмо в Минюсте не зарегистрировано и не имеет юридической силы, является частным мнением должностного лица Минтруда России. Указывает, что ни Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», ни приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, а также перечня документов необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка» не предусмотрено предоставление трудовой книжки в качестве доказательства, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей. Считает несостоятельными выводы суда о том, что в Законе отсутствуют ограничения на назначение пособия в том случае, если в проверяемый период члены семьи не имели доход. По мнению автора жалобы отказ в назначении ежемесячной выплаты на ребенка является правомерным, поскольку невозможно было определить среднедушевой доход семьи истца, документально не подтверждена нуждаемость семьи в поддержке. Полагает, что отсутствие записи в трудовой книжке не может свидетельствовать об отсутствии неофициальных доходов семьи Файзуллиных, которые нигде не декларируются. Однако, данные факты при вынесении судом решения также не учтены, и необоснованно размер среднедушевого дохода семьи рассчитан в отсутствии сведений о доходах семьи. При этом обращают внимание на то, что представитель истца в судебном заседании неоднократно заявляла, что семье Файзуллиных оказывалась родственниками материальная помощь, судом указанный факт не проверен. Также незаконными считают вывод суда о том, что представленные оригиналы трудовых книжек Файзуллиных свидетельствуют об отсутствии их трудоустройства и подтверждают доводы об отсутствии доходов. Вывод суда о том, что размер среднедушевого дохода семьи Файзуллиных не превышает 2- кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, составляющую в Ульяновской области 22 220 руб. на каждого члена семьи, в отсутствии сведений о доходах противоречат правовой природе данной меры социальной поддержки. Полагает, что в отсутствии официальных сведений о доходах определить размер среднедушевого дохода семьи не представляется возможным, в связи с этим отказ в назначении указанной ежемесячной выплаты является законным. В поддержание своей позиции ссылается на судебную практику.
В возражениях на апелляционную жалобу Файзуллина Ю.П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1).
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (подпункт «ж.1»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Файзуллина Ю.П. является матерью несовершеннолетнего Ф*** И.И., *** года рождения.
С *** года Файзуллина Ю.П. состоит в зарегистрированном браке с Ф*** И.Е.
9 июня 2020 года Файзуллина Ю.П. обратилась в многофункциональный центр - Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг ОГКУ «Правительство для граждан» за предоставлением государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Уведомлением ОГКУСЗН Ульяновской области от 7 июля 2020 года истице отказано в назначении спорной меры социальной поддержки ввиду недостаточности документов, а именно отсутствии сведений о доходах за запрошенный период.
Полагая отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка незаконным, Файзуллина Ю.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (п.3 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 1 указанного Федерального Закона № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня
рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести
месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в
связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со
дня обращения за ее назначением. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от
28.12.2017 № 418-ФЗ).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.
В соответствии с частями 1 - 6 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.
Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, в котором в том числе закреплен перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Файзуллина Ю.П. представила трудовые книжки ее и супруга, которые свидетельствует об отсутствии их трудоустройства и подтверждают доводы об отсутствии доходов, в связи с чем семья истца имеет право на спорную выплату.
Материалами дела подтверждено, что в период, подлежащий учету для определения дохода семьи истца (с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года), доход супругов от трудовой деятельности отсутствует.
Судом также установлено, согласно сообщению ИНФС по Ленинскому району г. Ульяновска сведения о доходах Файзуллиной Ю.П. и Ф*** И.Е. за указанный период отсутствуют.
Как указано в письме Минтруда России от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», данный Федеральный закон не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе, оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Как следует из материалов дела ответчиком не запрашивалась в иных органах информация о доходах супругов Файзуллиных.
Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства также не заявлено ходатайство об истребовании информации о доходах истицы и ее супруга, необходимых для расчета среднедушевого дохода семьи для назначения указанной ежемесячной выплаты.
Поскольку истицей предоставлены трудовые книжки ее и супруга, свидетельствующие об отсутствии их трудоустройства в период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года, сведений о наличии иных доходов семьи Файзуллиных за указанный период не установлено, то оснований для отказа в назначении истице ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка у ответчика не имелось.
Нормами Федерального закона № 418-Фз от 28.12.2017 не предусмотрено, что отсутствие трудоустройства родителей является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Спорная выплата гарантирована ребенку, а не для неработающего члена семьи.
С учетом фактических обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с принятым решением, основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные отношения, а потому не являются основанием к отмене судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи: