Дело №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Елизово Камчатского края 26 декабря 2017 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Маслов Р.Ю., изучив дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Иванова Александра Григорьевича,
У С Т А Н О В И Л:
в Елизовский районный суд поступило вышеуказанное дело об административном правонарушении.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) имеются основания для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол в связи с неправильным составлением протокола, неправильным оформлением и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствует дата его составления.
Согласно ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
На основании ч. 5 ст. 27.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
Согласно материалам дела 27 марта 2017 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Протокол об административном правонарушении составлен без указания даты в декабре 2017 года. Дело поступило в суд 26 декабря 2017 года.
Вместе с тем, в деле об административном правонарушении отсутствует определение о продлении срока административного расследования и сведения о вручении его лицу, в отношении которого проводится административное расследование, а также потерпевшему.
На основании ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В материалах дела отсутствует первый экземпляр определения о назначении медицинской судебной экспертизы, а в представленной в материалах дела его копии нет записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме этого, нет сведений о том, что до направления определения для исполнения с ним ознакомлена потерпевшая, а также разъяснены лицу, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении и потерпевшей их права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Согласно ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
На основании ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ потерпевший вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Потерпевший предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Как следует из объяснений потерпевшей ФИО3 и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанным лицам не были перед их опросом разъяснены их права, кроме предусмотренных ст. 51 Конституции Российской Федерации и потерпевшая не предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. (л.д. 11, 12)
На основании ст. 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно материалам дела об административном правонарушении лицу, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела и потерпевшей их права и обязанности не разъяснены, соответствующая запись об этом в определении отсутствует. Копия определения не направлена указанным лицам. (л.д. 6, 7)
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, что предполагает необходимым в отношении физического лица приобщать к материалам дела копию заверенного документа удостоверяющего личность, которая отсутствует в поступившем деле.
Таким образом, в связи с существенными процессуальными нарушениями суд лишен возможности рассмотреть поступивший протокол и материалы дела об административном правонарушении и согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимает решение о возвращении протокола и других материалов дела в ОМВД России по Елизовскому району.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л:
вернуть протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Иванова Александра Григорьевича в ОМВД России по Елизовскому району, для устранения недостатков, в срок установленный ч. 3 ст. 28.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Елизовского районного суда Р.Ю. Маслов