дело № 2-472
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июля 2016 года
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,
при секретаре Сокоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфенеьевского межрайонного прокурора Костромской области, действующего в интересах С., к администрации городского округа г.Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Парфеньевский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в интересах С. , обратился в суд с иском к администрации городского округа г.Буй Костромской области о предоставлению истице благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Буя Костромской области, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированных жилых помещений Требование мотивировано следующими обстоятельствами.
Парфеньевской межрайонной прокуратурой Костромской области проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В ходе проверки выявлена С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая не имеет жилого помещения.
Установлено, что С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Её родители - ФИО6 и ФИО7. лишены родительских прав в отношении истицы на основании решения Парфеньевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с постановлением врио главы администрации Парфеньевского района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении С. была установлена опека. После этого С. проживала в <адрес> с опекуном ФИО8, в принадлежащей последней на праве собственности квартире.
В соответствии с постановлением главы самоуправления Парфеньевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ за С. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Заключениями межведомственной комиссии Парфеньевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что закреплённая за С. квартира не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодна для проживания. В связи с этим, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. было признано утратившим силу на основании постановления главы администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Николо-Поломского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ. С.. включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке.
С.., являясь с ДД.ММ.ГГГГ студенткой колледжа, в соответствии со свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована по месту пребывания на время учёбы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Учитывая, что жилья на праве собственности либо на ином законном основании у С. не имеется, её родители в собственности либо закреплённого за ними жилья не имеют, истица является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ С. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
До настоящего времени право С. на получение жилого помещения, гарантированное действующим законодательством, не реализовано.
Парфеньевский межрайонный прокурор Костромской области, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился в связи с удалённостью прокуратуры.
Прокурор просил обязать муниципальное образование городской округ г.Буй Костромской области в лице администрации предоставить С. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Буя Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Буя Костромской области.
Истица С. в суде поддержала исковые требования. Она пояснила, что в Парфеньевском районе Костромской области не проживает с 2014г. и проживать там не намерена, поскольку жилья, семьи там не имеет; её местом жительства является г.Буй Костромской области.
С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени С. проживает в <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания. Истица обучается в колледже, после окончания которого будет трудоустраиваться в г.Буе, но здесь жилья для постоянного проживания не имеет, поэтому просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика - администрации городского округа г.Буй Костромской области - Коновалова Н.Б., действующая на основании постоянной доверенности, с иском не согласна. Дополнительно она пояснила следующее.
Необходимые средства для обеспечения С. жилым помещением в бюджете городского округа г.Буй Костромской области отсутствуют.
В силу действующего законодательства финансовое обеспечение полномочий органа местного самоуправления по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется только за счёт предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. В 2016г. городскому округу <адрес> на осуществление указанных полномочий выделены субвенции в размере - 980 000 руб. Эти средства будут использованы на приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда для другого ребёнка-сироты. Другие субвенции для городского округа <адрес> не предусмотрены и не предоставлялись.
Также Коновалова Н.Б. просила учесть наличие более двадцати вступивших в законную силу и находящихся на исполнении в службе судебных приставов решений Буйского районного суда Костромской области, на основании которых администрация г.о.г.Буй Костромской области обязана предоставить детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения специализированного жилого фонда г.о.г.Буй Костромской области. Данные решения не исполнены, в связи с отсутствием средств.
Представитель межрайонного территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства №1 (далее-МТОСЗН,ОиП №1) - Смирнова О.В., действующая на основании постоянной доверенности, иск прокурора поддержала, считает требования законными и обоснованными.
Представители третьих лиц - администрации Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа г.Буй Костромской области в суд не явились; о времени и месте судебного заседания извещены.
Администрация Костромской области представила по делу письменный отзыв, в котором указала следующее.
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов <адрес> по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, лиц из их числа урегулированы Законом Костромской области от 23.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Положениями данного Закона участие администрации области в отношениях по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 ст.1 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно Приложению 8 к Закону Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год» главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, является департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
В соответствии с Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год» в бюджете Костромской области предусмотрены денежные средства на расходы муниципальных образований по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В Приложении 6 к Закону Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год» предусмотрено поступление в течение финансового года субсидий из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ на предоставление жилых помещений указанной категории граждан в размере - 32 243,9тыс.руб.
В соответствии с Приложением 7 к названному Закону на решение вопросов по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, кроме вышеуказанной суммы, предусмотрены денежные средства областного бюджета в размере - 35 073,0тыс.руб.
В силу ст.2 БК РФ субвенции носят исключительно целевой характер, в связи с чем, возникновению расходных обязательств в виде передачи субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий должна предшествовать процедура наделения органов местного самоуправления такими полномочиями.
В Законе Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год» предусмотрены средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, то есть, фактически уже предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий без распределения по конкретным муниципальным районам. Согласно положениям ст.5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Таким образом, изменения, вносимые в бюджет в части распределения субвенций, также распространяют свое действие на финансовый год.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа должно осуществляться из муниципального специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным органом муниципального образования городской округ г.Буй Костромской области .
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (далее-департамент) представил по делу письменный отзыв, в котором указал следующее.
С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, требование прокурора департамент не поддерживает, поскольку обеспечение С. жильём в первоочередном порядке, то есть, вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа .
Департамент финансов Костромской области представил по делу аналогичный письменный отзыв .
Комитет по управлению муниципальном имуществом городского округа г.Буй Костромской области представил в суд заявление о том, что он поддерживает доводы администрации городского округа г.Буй Костромской области по иску .
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд находит указанный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно п.«ж» и п.«к» ст.72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. «15-ФЗ, вступившего в силу с 1.01.2013г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно названной статье жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Аналогичные нормы содержатся в ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28.12.2012г. №322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1.01.2013г.).
Установлено, что С.., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа . Родители истицы - ФИО6 и ФИО7 на основании решения Парфеньевского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении С.
Постановлением главы самоуправления Парфеньевского района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ над С. была назначена опека .
На основании постановления главы администрации Николо-Поломского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ С. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения .
Заключением межведомственной комиссии Парфеньевского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ дом №, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания; проведение реконструкции, капитального ремонта дома признано экономически нецелесообразным .
ДД.ММ.ГГГГ МТОСЗН,О и П №3 вынес заключение об установлении факта невозможности проживания С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку оно непригодно для проживания, не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации .
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями .
По сообщению управления Росреестра по Костромской области и государственного предприятия <адрес> «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ права на объекты недвижимого имущества за С. на территории Российской Федерации не зарегистрированы .
Установлено судом и подтверждено документально, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени С. обучается в колледже; проживает в общежитии колледжа по адресу: <адрес> где имеет регистрацию по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В суде достоверно установлено, что местом жительства С. является муниципальное образование городской округ г.Буй Костромской области . на территории которого и Буйского муниципального района Костромской области истица не является собственником жилья, а также нанимателем муниципального жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Как установлено, родители С. также не имеют жилья в собственности; жильё по договору социального найма им не предоставлялось. ФИО6 состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении .
Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Сигова Н.С. нуждается в жилом помещении.
В силу п.8 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2015г., органы местного самоуправления городских округов Костромской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч.1 ст.3 Закона).
В соответствии с ч.2 ст.3 названного Закона Костромской области, государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1)формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2)принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3)принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4)выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
В Приложении 13 к Закону Костромской области от 18.12.2015г. №44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год» органу местного самоуправления городского округа г.Буй Костромской области для осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотрена субвенция в размере - 980 000 руб. .
Учитывая обстоятельства дела, изложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что на муниципальное образование городской округ г.Буй Костромской области следует возложить обязанность по предоставлению С. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, ввиду их несостоятельности.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу ст.ст.132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде г.о.г.Буй Костромской области основанием для освобождения ответчика от обязанности, возложенной на него приведенными выше нормативными актами, не является.
Возможность удовлетворения иска о предоставлении жилья конкретному гражданину, относящемуся к категории детей, законом не ставится в зависимость от обеспеченности жильем других лиц этой же категории.
При таких обстоятельствах законные основания для отказа в удовлетворении искового заявления Парфеньевского межрайонного прокурора Костромской области отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать муниципальное образование городской округ г.Буй Костромской области в лице администрации предоставить С., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Буя Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Буя Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий :