Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2017 ~ М-102/2017 от 04.04.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кириллов 3 мая 2017 года

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Смирновой В.М.

при секретаре Николаевой О.В.

с участием представителя истца Пучкова В.А.,

ответчика Шалыгиной О.В.,

представителя ответчика Кузнецовой И.В.,

представителя третьего лица Пенюгаловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области и Шалыгиной О.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в суд с иском к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области и Шалыгиной О.В., в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ ; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения прав Шалыгиной О.В. на земельный участок с кадастровым номером (<адрес>); исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке.

В обоснование заявленных требований указали, что у Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, заключившей договор аренды, отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , который в силу закона является федеральной собственностью. Оспариваемая сделка не была согласована с Минприроды России, нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, он является ничтожной сделкой, не порождающей у Шалыгиной О.В. права аренды на оспариваемый земельный участок.

До рассмотрения дела судом от Минприроды России поступило заявление о замене ненадлежащего ответчика - Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области на надлежащего ответчика - Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области, как лица, являвшегося стороной договора (арендодателем).

Определением суда от 24.04.2017 года произведена замена ответчика.

В судебном заседании представитель истца Пучков В.А. заявленные требования поддержал по тем же основаниям.

Ответчик Шалыгина О.В. и представитель ответчика – Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области Кузнецова И.В. заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, так как не предоставлен в постоянное бессрочное пользованию национальному парку «Русский Север». Данный участок отнесен к не разграниченной государственной собственности, находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего администрация сельского поселения действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочий Минприроды РФ на распоряжение земельным участком. Разрешенное использование земельного участка установлено в соответствии с Генеральным планом <адрес>, согласованным с Минприроды РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – национального парка «Русский Север» Пенюгалова Т.Ю. пояснила, что земельный участок с кадастровым номером находится в границах национального парка «Русский Север», в силу закона является федеральной собственностью независимо от того, что оспариваемый участок не предоставлен в постоянное бессрочное пользованию Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Русский Север»».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований со ссылкой на то, что земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как установлено судом, национальный парк «Русский Север» создан Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 182 «О создании национального парка «Русский Север» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области», общая площадь национального парка составила 166,4 тыс. гектара, из которых в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации включены 90,5 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного и другого назначения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Русский Север» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. Границы национального парка поставлены на кадастровый учет 3 декабря 2009 года (решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области от 03.12.2009 года № 05/09-2000). Приказом Минприроды России от 25.10.2012 № 345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север» (зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2012 № 26002). Согласно п.3 Положения о национальном парке «Русский Север» общая площадь национального парка 166400,0 га. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 90500,0 гектаров, что соответствует Постановлению № 182 от 20.03.1992 года.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес>, общей площадью 1898 кв.м находится в границах территории размещения сторонних землепользователей национального парка «Русский Север» на землях населенного пункта, что подтверждается п.2.5 Договора аренды, сведениями Публичной кадастровой карты и не оспаривается сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района (арендодатель) и Шалыгиной О.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером расположенным <адрес>, общей площадью 1898 кв.м, на срок двадцать лет с разрешенным использованием: отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до двух этажей включительно.

Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенным <адрес>, и не оспариваются сторонами и третьими лицами.

Статьей 17 Земельного кодекса РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п.6 ст.95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В силу положений ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах национального парка «Русский Север», в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, в связи с чем у Администрации сельского поселения Николоторжское отсутствуют полномочия по распоряжению данным земельным участком. Наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п.1 и п.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с подп.1 п.4 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, относятся к землям, изъятым из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В нарушение указанных требований закона Администрация сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района заключила с Шалыгиной О.В. договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о нахождении спорного земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования указанной особо охраняемой территории – Национальный парк «Русский Север» и зоны его охраны в границах, установленных вышеприведенными нормативными правовыми актами. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 19.02.2015 года № 305-КГ14-4322.

Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. В соответствии с положениями данного закона управление, в том числе по вопросам предоставления в аренду земельных участков на территории национальных парков, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти. В данном случае уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, установлено, что Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Как следует из положений ч.6 и ч.7 ст.36 ЗК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Установив в договоре аренды вид разрешенного использования земельного участка без согласования с Минприроды России администрация поселения нарушила положения Закона об особо охраняемых природных территориях.

Оспариваемый договор нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно статье 4 Закона Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 2 Закона № 7-ФЗ закреплено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Статьей 3 Закона № 7-ФЗ установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.05.2009 №8-П указал, что одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов. Поскольку охрана природы и окружающей среды установлены на конституционном уровне, заключение оспариваемого договора нарушает публичные интересы.

В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу п.2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иных правовых актов и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, связанные с недействительностью сделки.

Иски о признании недействительной ничтожной сделки могут быть поданы любым заинтересованным лицом, поскольку Гражданский кодекс РФ не исключает возможность предъявления таких исков.

Согласно п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Учитывая, что земельный участок, являющийся объектом спорного договора аренды, относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, администрация поселения на момент заключения данного договора аренды с Шалыгиной О.В. не являлась публичным собственником земельного участка и у нее отсутствовали полномочия им распоряжаться, договор аренды заключен в нарушение запрета, установленного ст.27 ЗК РФ и нарушает публичные интересы, то данный договор аренды является недействительной (ничтожной) сделкой.

Принимая во внимание изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

Истец в качестве последствий недействительности договора аренды просит признать прекращенным (отсутствующим) право Шалыгиной О.В. на земельный участок с кадастровым номером (<адрес>) и исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке.

Данные требования суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 52 совместного постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Поскольку в данном случае право федеральной собственности за земельный участок установлено законом и не требует признания в судебном порядке, на момент создания национального парка «Русский Север» 20 марта 1992 года земельный участок находился в пользовании Администрации Волокославинского сельского Совета народных депутатов (в настоящее время Администрация сельского поселения Николоторжское), то заявленное право может быть защищено только путем признания обременения в виде аренды земельного участка ответчиком Шалягиной О.В. отсутствующим (прекращенным).

Как установлено судом, не оспаривается сторонами и третьими лицами, земельный участок с кадастровым номером не передавался на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Национальный парк «Русский Север»», но он входит в границы национального парка «Русский Север». Включение земельных участков сторонних землепользователей в границы национальных парков означает, что указанные земельные участки входят в границы национальных парков и имеют ограничения в их хозяйственном использовании в соответствии с действующим законодательством, но не изымаются у их законных правообладателей.

Поскольку земельный участок был предоставлен в аренду ответчику в ДД.ММ.ГГГГ году на основании ничтожной сделки, что свидетельствует об отсутствии у Шалыгиной О.В. законных оснований к использованию земельного участка, суд признает отсутствующим обременение в виде права аренды указанного лица на спорный земельный участок. У ответчика не возникло право пользования земельным участком по другим основаниям. Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ обременение оспариваемого земельного участка в виде права аренды Шалыгиной О.В. зарегистрировано на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося недействительной (ничтожной) сделкой.

Решение суда является основанием для погашения записи государственного кадастрового учета об обременении в виде права аренды ответчицы на земельный участок с кадастровым номером . Подлежат исключению из реестра также сведения о виде разрешенного использования земельного участка, который в нарушение требований закона не был согласован с Минприроды РФ.

В соответствии с ч.4 ст.166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.9, 17, 27, 95 ЗК РФ, ст.ст.168, 209 ГК РФ, ст.198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области и Шалыгиной О.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) Договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенным <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района (арендодатель) и Шалыгиной О.В.

Признать прекращенным (отсутствующим) обременение в виде права аренды у Шалыгиной О.В. на земельный участок с кадастровым , общей площадью 1898 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Решение суда является основанием для погашения записи в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером в части обременения в виде права аренды Шалыгиной О.В. на указанный земельный участок, а также погашения записи о виде разрешенного использовании: отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, с участками от 0,004 до 0,2 га.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Смирнова В.М.

Решение составлено: 05.05.2017 года

Судья: Смирнова В.М.

Копия верна: судья Смирнова В.М.

2-155/2017 ~ М-102/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Ответчики
Шалыгина Ольга Викторовна
Администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области
Другие
ТУ Росимущество в Вологодской области
ФГУБ "Национальный парк "Русский север"
Управление Росреестра в Вологодской области
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Смирнова Вера Меркурьевна
Дело на сайте суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
04.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2017Передача материалов судье
05.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2017Судебное заседание
05.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее