Производство № 2-458/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-000845-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 20 сентября 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Сковородинского района Волошина И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Сковородинского района к администрации Сковородинского района об обязании обустроить открытую площадку временного складирования ТБО,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Сковородинского района обратился с иском к администрации Сковородинского района об обязании обустроить открытую площадку временного складирования ТБО, в обоснование которого указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой установлено следующее. На территории Сковородинского района расположен земельный участок с кадастровым номером 28:24:013900:153, площадью 10.000 кв.м., расположенный в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе полосы отвода Забайкальской железной дороги - р. Амур - р. Ольдой Сковородинского района Амурской области. Указанному земельному участку присвоена категория земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Статус учтенный. Вид разрешенного использования - под размещение свалки твердых бытовых отходов, правообладатель - администрация Сковородинского района, на основании свидетельства о государственного свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>. Установлено, что указанный земельный участок с кадастровым номером 28:24:013900:153 используется для временного складирования ТБО вблизи с. Джалинда Сковородинского района Амурской области. В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 28:24:013900:153, установлено, что поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытой площадке не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навесом), на поверхность площадки отсутствует твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Подъездные пути к свалке частично завалены свежим мусором, наблюдается разлет мелкой фракции мусора на территории прилегающей к месту временного складирования ТБО. Отсутствует указатель (аншлаг). На основании изложенного, просит обязать администрацию Сковородинского района обустроить открытую площадку временного складирования ТБО, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:24:013900:153, в соответствии Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», путем укрытия брезентом, навесом; создания твердого покрытия (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Установить срок для добровольного исполнения решения суда до 31.12.2021 года.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Сковородинского района Волошин И.Э. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации Сковородинского района, представитель третьего лица ООО «Спецэкомаш» в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Из отзыва ООО «Спекцэкомаш» следует, что заявленные требования прокурора Сковородинского района поддерживают. По результатам проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Спецэкомаш» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. 20.08.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецэкомаш» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер № 1» (г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район) Амурской области. 16.11.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецэкомаш» заключено дополнительное соглашение в соответствии с которым от министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к министерству природных ресурсов Амурской области перешли все права и обязанности по соглашению. Согласно указанному соглашению региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО, обязанности по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории Кластера № 1 на ООО «Спецэкомаш» не возложено. Земельный участок с кадастровым номером 28:24:013900:153 находится в зоне деятельности регионального оператора ООО «Спецэкомаш» и предназначено для складирования отходов в целях их дальнейшего размещения. Складирование отходов на данном земельном участке осуществлялось задолго до начала исполнения региональным оператором обязанностей по обращению с ТКО органами местного самоуправления и продолжает осуществляться не только региональным оператором, но и другими лицами в соответствии с разрешёнными использованием – размещением свалки твердых бытовых отходов. В соответствии с действующим законодательством РФ и условиями заключённого между органами исполнительной власти субъекта РФ и ООО «Спецэкомаш» соглашения, к обязанностям регионального оператора создание, обустройство и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относиться.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе об охране здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду и т.д..
Поскольку действиями (бездействием) администрации Сковородинского района нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Сковородинского района на благоприятные и безопасные условия проживания, то прокурор Сковородинского района обоснованно обратился в суд с данным заявлением.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:013900:153 используется для временного складирования ТБО вблизи с. Джалинда Сковородинского района Амурской области. При осмотре земельного участка с кадастровым номером 28:24:013900:153, установлено, что поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытой площадке не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навесом), на поверхность площадки отсутствует твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Подъездные пути к свалке частично завалены свежим мусором, наблюдается разлет мелкой фракции мусора на территории прилегающей к месту временного складирования ТБО. Отсутствует указатель (аншлаг).
Земельный участок с кадастровым номером 28:24:013900:153, площадью 10.000 кв.м., расположенный в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе полосы отвода Забайкальской железной дороги - р. Амур - р. Ольдой Сковородинского района Амурской области. Указанному земельному участку присвоена категория земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования - под размещение свалки твердых бытовых отходов.
Согласно свидетельству государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, правообладателем данного земельного участка является администрация Сковородинского района.
Также установлено, что по результатам проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Спецэкомаш» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
20.08.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецэкомаш» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер № 1» (г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район) Амурской области.
16.11.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецэкомаш» заключено дополнительное соглашение в соответствии с которым от министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к министерству природных ресурсов Амурской области перешли все права и обязанности по соглашению. Согласно указанному соглашению региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО, обязанности по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории Кластера № 1 на ООО «Спецэкомаш» не возложено.
Ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
На основании п. п. 18, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании п.1 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
В силу п.1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункту 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 220 указанных Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Факты того, что поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытой площадке, расположенной в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе полосы отвода Забайкальской железной дороги - р. Амур - р. Ольдой Сковородинского района Амурской области, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навесом), на поверхности площадки отсутствует твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), подъездные пути к свалке частично завалены свежим мусором, наблюдается разлет мелкой фракции мусора на территории прилегающей к месту временного складирования ТБО, отсутствует указатель (аншлаг), подтверждается актом обследования и фототаблицей.
Таким образом, администрация Сковородинского района, как орган местного самоуправления обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами и обустройством открытых площадок для складирования бытовых отходов, поскольку указанная обязанность на них возложена в силу закона. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией муниципального образования Сковородинский район оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку на территории муниципального образования Сковородинского района, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ.
Региональный оператор ООО «Спецэкомаш» несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО, обязанности по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории Кластера № 1 на ООО «Спецэкомаш» не возложено.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства до 31 декабря 2021 года.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Сковородинского района к администрации Сковородинского района об обязании обустроить открытую площадку временного складирования ТБО - удовлетворить.
Обязать администрацию Сковородинского района обустроить открытую площадку временного складирования ТБО, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:24:013900:153, в соответствии Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», путем укрытия брезентом, навесом, создания твердого покрытия (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) в срок до 31 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.Б. Федорчук