Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-214/2015 ~ М-197/2015 от 17.08.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 сентября 2015 года                                                                          город Воронеж

    Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Маринкина О.В.,

при секретаре Андреещевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Ганноченко <данные изъяты>, об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 2 отдел), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ганноченко 18 июня 2015 года обратилась с заявлением во 2 отдел для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако, решением начальника 2 отдела от <данные изъяты> года <данные изъяты> Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что в 2000 году ее мужем от МО РФ было получено жилое помещение с учетом всех членов семьи, включая заявителя Ганноченко Л.А.

Ссылаясь на то, что о получении данной квартиры мужем она ничего не знала и своего согласия на ее получение не давала, полагала свои права нарушенными.

В связи с чем, Ганноченко просила суд признать незаконными действия начальника 2 отдела по принятию решения от <данные изъяты> об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе Москве, а также решение начальника 2 отдела об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе <данные изъяты>, обязать начальника 2 отдела повторно рассмотреть ее заявление о признании нуждающейся в получении жилого помещения по месту жительства в городе <данные изъяты> и принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ганноченко, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыла, а в направленном в суд заявлении просила удовлетворить ее требования и рассмотреть данное гражданское дело без ее участия.

Начальник 2 отдела управления, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл и не направил своего представителя, а в направленных в суд возражениях указал, что требования заявителя не признает.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Ганноченко по следующим основаниям.

Из копии заявления Ганноченко от 18 июня 2015 года на имя начальника 2 отдела следует, что Ганноченко просит принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без членов семьи.

В копии решения начальника 2 отдела от <данные изъяты> Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что в 2000 году ее мужем, Ганноченко В.И. от МО РФ было получено жилое помещение с учетом всех членов семьи, включая заявителя Ганноченко Л.А., расположенное по адресу: <данные изъяты>, которое было приватизировано на Ганноченко В.И.

Согласно копии ордера №<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> года Ганноченко В.И. предоставлено право занятия <данные изъяты> с составом семьи 4 человека в числе которых значится Ганноченко Л.А., при этом жилое помещение имело жилую площадь <данные изъяты>

Из копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество <данные изъяты> от 5 марта 2001 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: г<данные изъяты>, на основании договора передачи жилья в собственность, является собственностью Ганноченко В.И. без обременений.

Согласно копии решения мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя от <данные изъяты> года, вступившего в законную силу <данные изъяты> <данные изъяты>, брак между Ганноченко В.И. и Ганноченко Л.А. был расторгнут, поскольку в 1996 году Ганноченко В.И. был переведен к новому месту службы на территорию РФ, а Ганноченко Л.А. отказалась переезжать с мужем, оставшись проживать в <данные изъяты>, при этом спора о разделе имущества не было.

Из копии домовой книги следует, что по месту регистрации Ганноченко В.И. в городе <данные изъяты>, где он был зарегистрирован в 2000 году, в 2003 году была зарегистрирована его дочь Ганноченко Т.В.

В копии решения <данные изъяты> гарнизонного военного суда от <данные изъяты> года, вступившего в законную силу <данные изъяты> года, указано, что решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от <данные изъяты> года №<данные изъяты> Ганноченко Л.А. отказалась от обеспечения жилым помещением на территории РФ, получив от МО РФ квартиру <данные изъяты>, при этом из копии выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> года следует, что комиссия рассмотрела рапорт Ганноченко Л.А. о том, что она отказывается от получения жилой площади на территории РФ и оформления сертификата взамен полученной квартиры <данные изъяты>, удовлетворив его, а сама Ганноченко в этот же день была ознакомлена с данной выпиской из протокола.

Согласно протоколу судебного заседания от <данные изъяты> года Ганноченко пояснила, что квартиру <данные изъяты>, она не получала, а получал ее муж в <данные изъяты> году на всех членов семьи, при этом в настоящее время в данной квартире проживает ее дочь со своей семьей.

Из копии свидетельства о регистрации по месту пребывания Ганноченко проживает в комнате <данные изъяты>.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона

Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.

Согласно п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к настоящей Инструкции.

С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае, утвержденных Решением исполкома Ставропольского краевого совета народных депутатов и президиумом крайсовпрофа от 21 ноября 1990 года №325 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 квадратных метров, при этом жилая площадь предоставляемого жилого помещения не должна быть менее 9 кв. м.

В ст. 31 СК РФ указано, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. При этом вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. При этом ст. 36 СК РФ определено, что имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств и норм права позволяет суду прийти к следующим выводам.

Так в судебном заседании установлено, что в период действия брака между заявителем Ганноченко Л.А. и Ганноченко В.И. оба указанных лица являлись военнослужащими МО РФ и в период времени до <данные изъяты> года, когда данный брак был расторгнут, на весь состав семьи из 4 человек от МО РФ ими было получено две квартиры для постоянного проживания, расположенные по адресам: <данные изъяты>.

Учитывая то обстоятельство, что квартиру <данные изъяты> Ганноченко В.И. приватизировал только на себя, то с учетом положений СК РФ заявитель Ганноченко Л.А., права которой на обеспечение жилым помещением от МО РФ были реализованы в данной квартире по установленным нормам, что подтверждается копией ордера, фактически в настоящее время лишена возможности вернуть данную квартиру в ведение МО РФ для дальнейшего ее обеспечения жильем по линии МО РФ.

При этом суд находит ссылки заявителя о незнании оснований и условий предоставления Ганноченко В.И. указанной квартиры в городе <данные изъяты> от МО РФ бездоказательными, поскольку в момент получения Ганноченко В.И. данной квартиры в состав его семьи входили супруга - Ганноченко Л.А. и двое детей, которые безусловно подлежали обеспечению жилым помещением совместно с Ганноченко В.И. и были указаны в гр.21 его послужного списка, чего заявитель Ганноченко Л.А. не могла не знать, поскольку сама являлась военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а то обстоятельство, что данная квартира была приватизирована только на Ганноченко В.И. не противоречит правовому режиму допускаемому законом в семье, то есть супруги сами между собой решают каким образом распоряжаться своими правами для приобретения в собственность жилых помещений или их отчуждения, а также суд учитывает и наличие регистрации дочери заявителя Ганноченко Т.В. с <данные изъяты> года в названной квартире.

Между тем судом установлено, что в <данные изъяты> году Ганноченко Л.А. уже было впервые реализовано право на обеспечение жилым помещением от МО РФ для постоянного проживания, через предоставление Ганноченко В.И. квартиры <данные изъяты>, в которой она проживала до <данные изъяты> года, осознавая правовой статус данной квартиры, что находит свое подтверждение в копии выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> года, где указано, что Ганноченко Л.А. фактически признает данную квартиру, как жилое помещение для постоянного проживания, выделенное ей органами МО РФ, а в последствии оставленное ею своей дочери, из чего следует сделать вывод о том, что Ганноченко явно не желает сдавать названную квартиру органам МО РФ в <данные изъяты> регионе. При этом справки, имеющиеся в материалах дела, об отсутствии у Ганноченко Л.А. жилых помещений в г. <данные изъяты> опровергаются как пояснениями самой Ганноченко, так и копией выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> года.

При таких обстоятельствах суд находит решение начальника 2 отдела от <данные изъяты>, которым Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, законным и обоснованным, в связи с чем считает, что права Ганноченко по обеспечению ее жилым помещением от МО РФ не были нарушены, а все требования заявителя Ганноченко не подлежат удовлетворению.

Согласно квитанции Ганноченко уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей.

      Поскольку решение суда состоялось не в пользу Ганноченко, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания в пользу заявителя понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Ганноченко <данные изъяты>, об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                 О.В. Маринкин

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 сентября 2015 года                                                                          город Воронеж

    Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Маринкина О.В.,

при секретаре Андреещевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Ганноченко <данные изъяты>, об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее 2 отдел), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ганноченко 18 июня 2015 года обратилась с заявлением во 2 отдел для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако, решением начальника 2 отдела от <данные изъяты> года <данные изъяты> Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что в 2000 году ее мужем от МО РФ было получено жилое помещение с учетом всех членов семьи, включая заявителя Ганноченко Л.А.

Ссылаясь на то, что о получении данной квартиры мужем она ничего не знала и своего согласия на ее получение не давала, полагала свои права нарушенными.

В связи с чем, Ганноченко просила суд признать незаконными действия начальника 2 отдела по принятию решения от <данные изъяты> об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе Москве, а также решение начальника 2 отдела об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе <данные изъяты>, обязать начальника 2 отдела повторно рассмотреть ее заявление о признании нуждающейся в получении жилого помещения по месту жительства в городе <данные изъяты> и принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ганноченко, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыла, а в направленном в суд заявлении просила удовлетворить ее требования и рассмотреть данное гражданское дело без ее участия.

Начальник 2 отдела управления, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл и не направил своего представителя, а в направленных в суд возражениях указал, что требования заявителя не признает.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Ганноченко по следующим основаниям.

Из копии заявления Ганноченко от 18 июня 2015 года на имя начальника 2 отдела следует, что Ганноченко просит принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без членов семьи.

В копии решения начальника 2 отдела от <данные изъяты> Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что в 2000 году ее мужем, Ганноченко В.И. от МО РФ было получено жилое помещение с учетом всех членов семьи, включая заявителя Ганноченко Л.А., расположенное по адресу: <данные изъяты>, которое было приватизировано на Ганноченко В.И.

Согласно копии ордера №<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> года Ганноченко В.И. предоставлено право занятия <данные изъяты> с составом семьи 4 человека в числе которых значится Ганноченко Л.А., при этом жилое помещение имело жилую площадь <данные изъяты>

Из копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество <данные изъяты> от 5 марта 2001 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: г<данные изъяты>, на основании договора передачи жилья в собственность, является собственностью Ганноченко В.И. без обременений.

Согласно копии решения мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя от <данные изъяты> года, вступившего в законную силу <данные изъяты> <данные изъяты>, брак между Ганноченко В.И. и Ганноченко Л.А. был расторгнут, поскольку в 1996 году Ганноченко В.И. был переведен к новому месту службы на территорию РФ, а Ганноченко Л.А. отказалась переезжать с мужем, оставшись проживать в <данные изъяты>, при этом спора о разделе имущества не было.

Из копии домовой книги следует, что по месту регистрации Ганноченко В.И. в городе <данные изъяты>, где он был зарегистрирован в 2000 году, в 2003 году была зарегистрирована его дочь Ганноченко Т.В.

В копии решения <данные изъяты> гарнизонного военного суда от <данные изъяты> года, вступившего в законную силу <данные изъяты> года, указано, что решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от <данные изъяты> года №<данные изъяты> Ганноченко Л.А. отказалась от обеспечения жилым помещением на территории РФ, получив от МО РФ квартиру <данные изъяты>, при этом из копии выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> года следует, что комиссия рассмотрела рапорт Ганноченко Л.А. о том, что она отказывается от получения жилой площади на территории РФ и оформления сертификата взамен полученной квартиры <данные изъяты>, удовлетворив его, а сама Ганноченко в этот же день была ознакомлена с данной выпиской из протокола.

Согласно протоколу судебного заседания от <данные изъяты> года Ганноченко пояснила, что квартиру <данные изъяты>, она не получала, а получал ее муж в <данные изъяты> году на всех членов семьи, при этом в настоящее время в данной квартире проживает ее дочь со своей семьей.

Из копии свидетельства о регистрации по месту пребывания Ганноченко проживает в комнате <данные изъяты>.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона

Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.

Согласно п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к настоящей Инструкции.

С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае, утвержденных Решением исполкома Ставропольского краевого совета народных депутатов и президиумом крайсовпрофа от 21 ноября 1990 года №325 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 квадратных метров, при этом жилая площадь предоставляемого жилого помещения не должна быть менее 9 кв. м.

В ст. 31 СК РФ указано, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. При этом вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. При этом ст. 36 СК РФ определено, что имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств и норм права позволяет суду прийти к следующим выводам.

Так в судебном заседании установлено, что в период действия брака между заявителем Ганноченко Л.А. и Ганноченко В.И. оба указанных лица являлись военнослужащими МО РФ и в период времени до <данные изъяты> года, когда данный брак был расторгнут, на весь состав семьи из 4 человек от МО РФ ими было получено две квартиры для постоянного проживания, расположенные по адресам: <данные изъяты>.

Учитывая то обстоятельство, что квартиру <данные изъяты> Ганноченко В.И. приватизировал только на себя, то с учетом положений СК РФ заявитель Ганноченко Л.А., права которой на обеспечение жилым помещением от МО РФ были реализованы в данной квартире по установленным нормам, что подтверждается копией ордера, фактически в настоящее время лишена возможности вернуть данную квартиру в ведение МО РФ для дальнейшего ее обеспечения жильем по линии МО РФ.

При этом суд находит ссылки заявителя о незнании оснований и условий предоставления Ганноченко В.И. указанной квартиры в городе <данные изъяты> от МО РФ бездоказательными, поскольку в момент получения Ганноченко В.И. данной квартиры в состав его семьи входили супруга - Ганноченко Л.А. и двое детей, которые безусловно подлежали обеспечению жилым помещением совместно с Ганноченко В.И. и были указаны в гр.21 его послужного списка, чего заявитель Ганноченко Л.А. не могла не знать, поскольку сама являлась военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а то обстоятельство, что данная квартира была приватизирована только на Ганноченко В.И. не противоречит правовому режиму допускаемому законом в семье, то есть супруги сами между собой решают каким образом распоряжаться своими правами для приобретения в собственность жилых помещений или их отчуждения, а также суд учитывает и наличие регистрации дочери заявителя Ганноченко Т.В. с <данные изъяты> года в названной квартире.

Между тем судом установлено, что в <данные изъяты> году Ганноченко Л.А. уже было впервые реализовано право на обеспечение жилым помещением от МО РФ для постоянного проживания, через предоставление Ганноченко В.И. квартиры <данные изъяты>, в которой она проживала до <данные изъяты> года, осознавая правовой статус данной квартиры, что находит свое подтверждение в копии выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> года, где указано, что Ганноченко Л.А. фактически признает данную квартиру, как жилое помещение для постоянного проживания, выделенное ей органами МО РФ, а в последствии оставленное ею своей дочери, из чего следует сделать вывод о том, что Ганноченко явно не желает сдавать названную квартиру органам МО РФ в <данные изъяты> регионе. При этом справки, имеющиеся в материалах дела, об отсутствии у Ганноченко Л.А. жилых помещений в г. <данные изъяты> опровергаются как пояснениями самой Ганноченко, так и копией выписки из протокола №<данные изъяты> заседания жилищной комиссии войсковой части п.п. <данные изъяты> от <данные изъяты> года.

При таких обстоятельствах суд находит решение начальника 2 отдела от <данные изъяты>, которым Ганноченко было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, законным и обоснованным, в связи с чем считает, что права Ганноченко по обеспечению ее жилым помещением от МО РФ не были нарушены, а все требования заявителя Ганноченко не подлежат удовлетворению.

Согласно квитанции Ганноченко уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей.

      Поскольку решение суда состоялось не в пользу Ганноченко, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания в пользу заявителя понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Ганноченко <данные изъяты>, об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                 О.В. Маринкин

1версия для печати

2-214/2015 ~ М-197/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ганноченко Любовь Анатольевна
Другие
ФГУ "ЗРУЖО МО РФ"(2 отдел)
Суд
Воронежский гарнизонный военный суд (Воронежская область)
Судья
Маринкин Олег Владимирович
Дело на странице суда
gvs--vrn.sudrf.ru
17.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2015Предварительное судебное заседание
31.08.2015Предварительное судебное заседание
04.09.2015Судебное заседание
04.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2015Дело оформлено
10.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее