Дело № 2-12-2012 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Колышлейский районный суд <адрес> в составе:председательствующего судьи Тузукова С.И.,
при секретаре Акимовой И.Ю., с участием представителя истицы (одновременно третьего лица) Шавкова Г.А., представителя ответчика Бухминова А.С., третьего лица Шавкова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой С.Г. к администрации Названовского сельсовета <адрес> о включении доли жилого дома в состав наследственного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлева С.Г. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать - ФИО1, которая была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, д. Названовка, <адрес>. Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти №, выданным администрацией Названовского сельсовета <адрес> РФ ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 завещание не оставила. Она является наследницей по закону первой очереди. От других наследников первой очереди имеются заявления о том, что они отказываются от причитающейся им доли наследственного имущества. У наследодателя осталось наследство, состоящее из 1/3 доли жилого дома, находящегося по указанному адресу. Жилой дом расположен на земельном участке размером <данные изъяты> с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ в общую совместную собственность умершая ФИО1, ФИО7, ФИО8 приватизировали указанный жилой дом. После составления договора умершая заявление на регистрацию перехода права собственности на долю (а именно 1/3 долю) жилого дома не подавала. Также при составлении вышеуказанного договора ошибочно указан статус жилого помещения - квартира, тогда как это отдельно стоящий жилой дом, что подтверждается техническим, кадастровым паспортами, показаниями свидетелей. Умершая ФИО1 проживала до конца своих дней в этом доме, пользовалась и распоряжалась им, содержала его в надлежащем порядке. Из-за того, что вышеуказанный договор не прошел регистрацию в Колышлейском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в настоящее время истица не может реализовать свое право на принятие доли вышеуказанного жилого дома, что подтверждается отказом нотариуса в выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Для вступления в наследство ей необходимо, чтобы указанная доля жилого дома была включена в состав наследственного имущества ФИО1 Спора по наследству не имеется. Просит включить 1/3 долю жилого дома, общей площадью 60,7 кв.м., в том числе жилой - 36,0 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Яковлева С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащем образом.
Представитель истицы, одновременно третье лицо - Шавков Г.А. в судебном заседании заявленное требование поддержал по указанным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что в договоре приватизации неверно указана также общая площадь дома, вместо 60,7 кв.м. - 58,7 кв.м. Никаких перестроений в доме не производилось, и неверное указание указанной площади является ошибкой оформлявшего договор лица - представителя «Продавца».
Представитель ответчика администрации Названовского сельсовета <адрес> Бухминов А.С. в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражал, доводы истицы подтвердил.
Третье лицо - нотариус Колышлейского нотариального округа <адрес> Мялькина Т.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. От неё в суд поступило заявление о рассмотрении дела без её участия, против удовлетворения заявленного требования не возражает.
Третье лицо - Шавков В.Г. в судебном заседании с доводами истицы полностью согласился, против удовлетворения иска не возражал.
Свидетели ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании дали аналогичные показания о том, что, что они хорошо знали умершую мать Яковлевой С.Г. - ФИО1 Она постоянно по день своей смерти в ДД.ММ.ГГГГ проживала в отдельно стоящем жилом <адрес> в д. <адрес>, который квартирой никогда не был, была собственником его доли, содержала дом в надлежащем санитарном состоянии, своевременно оплачивала коммунальные платежи.
Заслушав представителя истицы, третье лицо, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть его в отсутствии не явившихся истицы,третьего лица - нотариуса, находит заявленное требование подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признаётся пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества.
В судебном заседании установлено, что Яковлева С.Г. является дочерью и наследником по закону ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,7,8). В <данные изъяты> по указанному адресу в совместной долевой собственности умершей находилась доля жилого дома, оформленного на имя ФИО7, ФИО1, ФИО8, что у суда сомнений не вызывает, поскольку подтверждается
изученными судом доказательствами, в том числе показаниями свидетелей, договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан, техпаспортом на дом, кадастровым паспортом, справками администрации (л.д. 9, 10-18, 19-21, 28-30).
Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) следует, что ФИО7, ФИО1, ФИО8 приобрели в совместную долевую собственность квартиру, общей площадью 58,7 кв.м., в том числе, жилой - 36,6 кв.м. Количество членов семьи - 3 человека. Договор подписан сторонами и зарегистрирован в местной администрации. В остальных пунктах договора статус жилого помещения указан, как квартира.
Согласно техническому (л.д. 10-18) и кадастровому (л.д. 19-21) паспортам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателями жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью - 60,7 кв.м., в том числе жилой - 36,0 кв.м., являются ФИО7, ФИО1, ФИО8
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Исходя из изложенного, с учетом данных технического и кадастрового паспортов, суд приходит к выводу, что полученное семьей Шавковых в совместную долевую собственность жилое помещение, расположенное в д. <адрес>, является отдельно стоящим жилым домом, общей площадью 60, 7 кв.м., жилой -36,0 кв.м.
По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из представленных в суд документов следует, что спорное домовладение числится за ФИО7, ФИО1, ФИО8, в него входит жилой дом, общей площадью 60,7 кв.м., жилой площадью 36,0 кв.м., с верандой, двумя сараями, гаражом, уборной, забором (л.д.10-18) по адресу: <адрес>, д. Названовка, <адрес>.
К разряду самовольных это домовладение отнесено быть не может, поскольку участок под домовладением предоставлялся ФИО7 законно, что подтверждается выпиской из постановления главы администрации Названовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что земельный участок площадью 1700 кв.м., по адресу: <адрес>, д. Названовка, <адрес>, выделен для ведения личного подсобного хозяйства. Жилой дом эксплуатируется по назначению, и сведений о нарушении чьих-либо законных прав и законных интересов у суда не имеется.
Эти утверждения у суда сомнений не вызывают, поскольку в силу положений п.3 ст.10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, а в соответствии с ПП ВС РФ и ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ отказ на основании ст.10 ГК РФ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом. В то же время по делу не имеется доказательств или материалов, свидетельствующих о совершении умершим наследодателем или истцом действий, направленных на злоупотребление правом.
По правилам ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается в связи со смертью, поэтому регистрация в надлежащем порядке права собственности на домовладение за умершей исключается.
В то же время право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Требование истицы о включении 1/3 доли жилого дома, принадлежавшего ФИО1, но не зарегистрированного надлежащим образом за ней на праве собственности, в состав наследственного имущества умершей правомерно, так как направлено на обеспечение права истицы на наследование.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Яковлевой С.Г. к администрации Названовского сельсовета <адрес> о включении доли жилого дома в состав наследственного имущества удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества наследодателя ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 долю жилого дома, общей площадью 60,7 кв.м., жилой площадью 36,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Тузуков С.И.
Решение вступило в законную силу.