Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2021 (2-292/2020;) ~ М-309/2020 от 04.12.2020

Дело

                          УИД: 28RS0-98

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2021год                                                         п.г.т. Экимчан

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Булат А.П.,

при секретаре Прокопенко Н.А.

с участием заместителя прокурора Селемджинского района Ломаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области, к администрации Селемджинского района, администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц - жителей пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области, обратился в суд с указанным иском, к администрации Селемджинского района, администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Экимчан (далее администрации пгт.Экимчан), ООО «Спецавтохозяйство», ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки, проведённой Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории пгт.<адрес> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4, относящемся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования под объекты размещения отходов потребления, на который государственная собственность не ограничена, расположена свалка, которая согласно информации пгт.Экимчан существует более 20 лет. На указанной свалке складированы твёрдые коммунальные отходы, отходы строительства и ремонта, упаковка полиэтиленовая, отходы продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки, отходы из жилищ.

Место, где расположена данная свалка в приложении к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории <адрес> на период 2019-2030 годов, утверждённой приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД (далее Территориальная схема), определено как несанкционированное место размещения отходов.

В настоящее время свалка не оборудована в качестве места накопления отходов и не оборудована в качестве полигона для размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов, не имеет собственника. Таким образом, данная свалка является несанкционированной, фактически на ней в течение более 20 лет производится размещение отходов без дальнейшего использования в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно пункту 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках, в случае если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Из анализа положений пункта 2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и положений пунктов 2, 3 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что полномочия собственника в отношении земельного участка, определенного Территориальной схемой как несанкционированная свалка, до ДД.ММ.ГГГГ осуществляла администрация <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – администрация пгт.Экимчан.

Кроме того, согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер (<адрес>, Мазанвоский рафон, <адрес>, ЗАТО Циолковский)» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 вывоз твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории пгт.Экимчан, осуществляет ООО «Спецавтохозяйство» для последующего накопления на этой территории.

При этом, население и ООО «Спецавтохозяйство» на указанном земельном участке производится не размещение, а временное накопление отходов сроком до 11 месяцев (информация ООО «Спецавтохозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ), что противоречит Территориальной схеме, поскольку согласно Территориальной схемы на территории пгт.Экимчан не планируется создание и эксплуатация места накопления отходов. Согласно приложений 3 и 6 Территориальной схемы схема потоков отходов предполагает транспортирование отходов на полигон, который планируется организовать на расстоянии 300 м от поселения.

Отходы, размещённые на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4 (отходы из жилищ несортированные), согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ , - относятся к отходам IV класса опасности. Согласно п.3.6 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03.2.1.7. Почва. Очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , - хранение отходов IV класса опасности разрешается навалом, насыпью в виде гряд при соблюдении условий для хранения отходов таким способом, установленных п.3.7 Правил: временные склады и открытые плащадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям с соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 не оборудован для накопления отходов, фактически является территорией, на которой расположена несанкционированная свалка отходов.

Согласно п.п.1 и 2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) обязанность по проведению соответствующих мероприятий по охране земель возложена на собственников земель и на лиц, не являющихся таковыми.

При таких обстоятельствах, администрация <адрес> обязана была ликвидировать последствия загрязнения отходами земельного участка с кадастровым номером 28:22:010517:4 до ДД.ММ.ГГГГ, администрация пгт.Экимчан – с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Спецавтохозяйство» - после ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, данная обязанность указанными органами местного самоуправления и региональным оператором не исполнена.

Учитывая, что несанкционированные свалки рассматриваются в качестве фактора, создающего угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний), их образование и непринятие мер по их ликвидации нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, что может привести к её опасному загрязнению и создать реальную угрозу населения, а также положения ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор просит суд: возложить на администрацию <адрес>, администрацию рабочего посёлка (посёлка городского типа» Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4.

Из отзыва, предоставленного истцом, на возражения ответчика ООО «Спецавтохозяйство», следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 в нарушении п.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.134, абз. 10 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не оборудован в качестве места накопления отходов, объект размещения отходов на этом земельном участке отсутствует. При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для использования вышеуказанного земельного участка для временного складирования отходов не имеется и свидетельствует о нарушении юридическим лицом требований законодательства об охране окружающей среды.

Наличие на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4 свалки отходов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, ответчик не отрицает осуществление деятельности по его использованию для несанкционированного складирования отходов, что свидетельствует о том, что ООО «Спецавтохозяйство» известно местонахождение данной территории, в связи с чем, доводы ответчика об оспаривании факта наличия свалки и места её нахождения из-за того, что земельный участок не имеет границ, являются необоснованными.

Кроме того, федеральное законодательство не содержит положений о том, что ликвидация несанкционированной свалки влечёт необходимость внесения изменений в схему потоков, которая определена Территориальной схемой.

Согласно п.1 ст.77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить в натуре (предоставить вещь того же рода и качества исправить повреждённую вещь и т.п.) или возместить причинённые убытки (п.2 ст.15 ГК РФ).

При этом возмещение такого вреда не ставится в зависимость от каких-либо обстоятельств в частности о включении расходов на мероприятия по возмещению вреда в натуре в тариф на оказание каких-либо услуг.

Заместитель прокурора в Селемджинского района Ломаев В.В., действующий на основании доверенности, выданной Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором, и по поручению прокурора Селемджинского района, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам изложенным в иске, и в письменном отзыве истца на возражения ответчика ООО «Спецавтохозяйство».

Представитель ответчика администрации Селемджинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения уведомлён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.

Из отзыва, предоставленного администрацией Селемджинского района, следует, что администрация Селемджинского района не была уведомлена о проведении проверки; в справке о соблюдении требований природоохранного законодательства не указан период проведения проверки, что свидетельствует о незаконности проверки, по результатам которой установлено функционирование несанкционированной свалки, в связи с чем доказательства, полученные в ходе проведения указанной проверки не имеют юридической силы и не могут быть положены основу решения суда.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией пгт.Экимчан, в связи с чем администрация Селемджинского района является ненадлежащим ответчиком, при этом истцом пропущены сроки исковой давности.

Содержание п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учётом Постановления Конституционного суда РФ от 26 апреля 2016 года № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>» предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципальных образований от бытовых и промышленных отходов, а не всей полноты бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами. При этом, осуществление организационных мер не входит в нормативное содержание понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», «утилизация отходов», предусмотренных статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При отсутствии специального законодательного регулирования вид отходов, их принадлежность не является условием разграничения пределов ответственности муниципальных образований. При определении объёма полномочий органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и их финансовых обязательств в данной области необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

    Учитывая вышеизложенное, представитель ответчика администрации Селемджинского района полагает, что возложение обязанности по непосредственной ликвидации свалки на территории муниципального образования на орган местного самоуправления является незаконным. При этом обращает внимание на то, что денежные средства по оплате услуг за вывоз ТБО поступают на счёт регионального оператора, органы местного самоуправления не имеют финансовых обязательств в силу этого. Кроме того, по мнению представителя ответчика, из анализа п.2.1 и п.8 ст.29.1 «Переходные положения» 89-ФЗ следует, что места накоплений отходов без документов могут эксплуатироваться до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации пгт.Экимчан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежаще, ходатайств об отложении не представил.

Из письменного отзыва на иск, предоставленного администрацией пгт.Экимчан, следует, что администрацией поселения в 2019-2020 годах установлено 10 контейнерных площадок для накопления отходов, на 7 местах установлены пластиковые контейнеры с крышками. Земельный участок, на который ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет, в том числе и до настоящего времени, выгрузку ТБО и ТКО, расположен в границах населённого пункта, заявлений о его выделении для складирования отходов не поступало, также как и заявлений о согласовании данного участка под строительство полигона и на размещение отходов. При этом, администрация пгт.Экимчан в 2020 году неоднократно обращалась в ООО «Спецавтохозяйство» по вопросу выгрузки ТКО И ТБО с двух поселений (пгт.Экимчан и пгт.Токур) на территорию данного участка и недопустимости его загрязнения. В связи с чем, с требованием в части ликвидации свалки, представитель ответчика согласен. Однако при дефицитном бюджете поселения администрация поселения не сможет самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку за счёт средств бюджета поселения. При этом, обращает внимание на то, что именно региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.

Из письменного отзыва, представленного ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» следует, что ответчик исполняет обязанности регионального оператора на территории 5 кластера обслуживания, в том числе на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты обращение с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными, осуществляется на основании Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории <адрес>.

В настоящее время ООО «Спецавтохозяйство» во исполнение Территориальной схемы осуществляет вывоз отходов от населения и юридических лиц пгт.Экимчан и пгт.Токур на место будущего строительства полигона захоронения отходов, адрес которого в Территориальной схеме указан как – 300 метров от поселения пгт.Экимчан, и находится в кадастровом квартале 28:22:010517.

Согласно приложению Территориальной схемы земельный участок с адресным ориентиром 300 метров от поселения пгт.Экимчан (кадастровый квартал 28:22:010651) предусмотрен как место несанкционированного размещения отходов (вкладка «несанкционированные места») и как место строительства полигона (вкладка «планируемые полигоны захоронения отходов»).

Согласно приложений и Территориальной схемы вывоз отходов с земельного участка с адресным ориентиром – 300 метров от поселения пгт.Экимчан (кадастровый квартал 28:22:010651) не предусмотрен. Приложением территориальной схемы пгт.Экимчан предусмотрен как планируемое место накопления отходов для пгт.Экимчан и пгт.Токур.

По смыслу Территориальной схемы до ДД.ММ.ГГГГ отходы, размещённые органами местного самоуправления на земельном участке с адресным ориентиром – 300 м от поселения пгт.Экимчан (кадастровый квартал 28:22:010651) относятся к отходам, размещённым на месте несанкционированного размещения отходов, после ДД.ММ.ГГГГ это отходы, которые поступают на земельный участок санкционированного Территориальной схеме, не подлежат вывозу и подлежат захоронению при строительстве полигона.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях его дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На территории <адрес>, в том числе пгт.Экимчан отсутствуют объекты накопления отходов.

Участие в организации деятельности по накоплению ТКО на территориях соответствующего муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Деятельность по обустройству и содержанию мест временного накопления также относится к полномочиям органов местного самоуправления, что подтверждается письмами Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> ( от ДД.ММ.ГГГГ), Министерства природных ресурсов амурской области ( от ДД.ММ.ГГГГ), природоохранной прокуратуры (-ж/836-2019 от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков твёрдых коммунальных отходов, предусмотренную Территориальной схемой, за нарушение которой юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора (ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпункт «г» пункта 40 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории <адрес> на период 2018-2028 годов, утверждённой Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан (кадастровый квартал 28:22:010651) на 2023 год предусмотрено строительство полигона, финансирование которого предусмотрено из средств консолидированного бюджета <адрес>.

Таким образом, ООО «Спецавтохозяйство», осуществляя транспортирование отходов на земельный участок с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан (кадастровый квартал 28:22:010651), исполняет НПА, принятый соответствующим исполнительным органом государственной власти <адрес> (Министерством природных ресурсов <адрес>) во исполнение полномочий субъекта, установленных ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Также в случае удовлетворения исковых требований прокурора решение суда не будет отвечать требованию исполнимости по следующим основаниям:

- спорный земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 не имеет границ и не отображается на открытом ресурсе «Росреестра», что ставит под сомнение наличие несанкционированной свалки отходов на спорном земельном участке;

- вывоз отходов силами регионального оператора может быть возможен только при внесении соответствующих изменений в Схему потоков отходов в Территориальной схеме, данное требование к Министерству природных ресурсов <адрес> не заявлялось;

- расходы на перемещение отходов могут быть осуществлены региональным оператором при их включении в тариф, установленный Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес>.

    Учитывая вышеизложенное, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

    Представитель третьего лица министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, своевременно, ходатайств об отложении не представил. Из представленного министерством природных ресурсов Амурской области отзыва на иск следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4, относящемся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования – под объекты размещения отходов потребления, на который государственная собственность не разграничена, расположена свалка. Согласно приложений 3 и 6 Территориальной схемы место, где расположена указанная свалка определено как несанкционированное место размещения отходов, предлагается транспортирование отходов на полигон, который планируется организовать на расстоянии 300 метрах от поселения.

    Кроме того, указанный земельный участок не оборудован для накопления отходов в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03.2.1.7 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», фактически является территорией, на которой расположена несанкционированная свалка. В связи с чем, исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

    Представитель третьего лица ООО «Спецавтотех» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, своевременно, ходатайств об отложении не представил. Предоставил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, предоставленным ответчиком ООО «Спецавтохозяйство».

    Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явился, о ме6сте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, своевременно, ходатайств об отложении не представил.

Представитель третьего лица ГБУ АО «Экология» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении не представил. Предоставил письменный отзыв на иск, в котором указал, что учреждение наделено полномочиями по выполнению государственных работ лишь в части разработки нормативов накопления ТКО, а также деятельности по обработке и предоставлению информационных и аналитических данных в сфере обращения с отходами производства и потребления, исковые требования прокурора относятся к вопросам, регулируемым Территориальной схемой, в связи с чем письменную позицию по иску предоставить не может, дача ответов на поставленные судом вопросы не входит в компетенцию учреждения.

Представитель третьего лица Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, ходатайств об отложении не представил. Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что ООО «Спецавтохозяйство» наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в зону деятельности которого входят следующие муниципальные образования: <адрес>, Свободненский, Шимановский, Мазановский, <адрес>ы и ЗАТО Циолковский. Расходы на транспортирование отходов определены управлением исходя из общего объёма отходов по Территориальной схеме, включают в себя расходы на транспортирование отходов с территории пгт.Экимчан и пгт.Токур до мест временного накопления. Также управлением учтены расходы на транспортирование отходов с места временного накопления до полигона в размере 90%, за исключением объёма отходов, транспортирование которых осуществляется с мест образования до полигона, и учтены в валовой выручке ООО «Спецавтохозяйство».

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Изучив доводы искового заявления, письменную позицию сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории <адрес>.

Согласно справке помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в границах муниципального образования администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области (далее администрация пгт.Экимчан), находится земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель – земли населённых пунктов с видом разрешённого использования – под объекты размещения отходов потребления. На указанном земельном участке, не оборудованном в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, более 20 лет расположена несанкционированная свалка. Среди отходов находятся твёрдые бытовые отходы, отходы строительства и ремонта, упаковка полиэтиленовая, отходы продукции из пластмасс, тара из металлов, пластиковые бутылки, отходы из жилищ. Региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет вывоз твёрдых коммунальных отходов для последующего накопления на вышеуказанный земельный участок.

Согласно сведений, предоставленных администрацией Селемджинского района и администрацией пгт.Экимчан на требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, и исследованных в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4 более 20 находится свалка, на которой размещены отходы: твёрдые коммунальные отходы, мебель, одежда, стройматериал, прочие твёрдые бытовые отходы. Отходы на указанный земельный участок вывозит региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство», указанная свалка внесена в Территориальную схему как место под планируемое размещение полигона ТКО, не оборудована в качестве места накопления отходов, вывоз отходов с указанной свалки не осуществляется, свалка не оборудована в качестве полигона для размещения ТКО; в реестр мест (площадок) накопления ТКО указанная свалка не включена.

Из исследованных в судебном заседании сведений, предоставленных администрацией Селемджинского, администрацией пгт.Экимчан, министерством природных ресурсов Амурской области следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4, на котором более 20 лет расположена свалка, в Территориальной схеме поименован как земельный участок с адресным ориентиром 300 метров от поселения пгт.Экимчан.

Согласно приложению 3 Территориальной схемы земельный участок площадью 8,5 га в 300 м от поселения пгт.Экимчан относится к несанкционированным местам размещения отходов.

Наличие отходов на указанном земельном участке, в том числе размещенных региональным оператором, не отрицается и самим ответчиком ООО «Спецавтохозяйство». Так, согласно сведений, предоставленных ООО «Спецавтохозяйство», на требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, и исследованных в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 является исторически сложившимся местом складирования отходов, образованных от деятельности населения муниципального образования пгт.Экимчан. ООО «Спецавтохозяйство» размещает ТКО на указанном земельном участке, при этом региональный оператор использует его как место накопления ТКО согласно Территориальной схемы с целью соблюдения схемы потоков, согласно которой указанный земельный участок является конечным пунктом размещения отходов от населённых пунктов <адрес>, какое-либо перемещение (вывоз) отходов с указанного земельного участка Территориальной схемой не предусмотрено, расходы по перемещению отходов с данного участка в тариф не заложены. При этом какие-либо документы о предоставлении указанного земельного участка на каком-либо праве отсутствуют. До настоящего времени отходы, не относящиеся к ТКО, продолжают складироваться населением на данном земельном участке.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4, поименованном в Территориальной схеме как земельный участок с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан, более 20 лет расположена несанкционированная свалка, куда в течение длительного времени вывоз отходов, в том числе твёрдых бытовых и коммунальных отходов, осуществляли физические и юридические лица пгт.Экимчан, а с ДД.ММ.ГГГГ и региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.12.2020) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие с достоверностью разграничить какие отходы были размещены юридическим и физическими лицами пгт.Экимчан, какие региональным оператором, что свидетельствует об отсутствии доказательств, позволяющих определить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).

По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения.

Кроме того, в соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и Обществом с ограниченной ответственности «Спецавтохозяйство (региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер (<адрес>, ЗАТО Циолковский)» <адрес> (далее Соглашение). Срок действия соглашения 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между уполномоченным органом исполнительной власти и региональным оператором заключено дополнительное соглашение к Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер (<адрес>, ЗАТО Циолковский)» <адрес>.

В соответствии с указанным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор ООО «Спецавтохозяйство» обязан приступить к исполнению обязательств с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.3.1 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов путём заключения договоров с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена Территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и (или) пользуется на законных основаниях. (п.3.2 Соглашения).

Региональный оператор несёт ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твёрдых коммунальных отходов (п.3.9 Соглашения).

В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в порядке, установленном правилами обращения с твёрдыми коммунальными, утверждёнными Правительством Российской Федерации (п.3.10 Соглашения).

ДД.ММ.ГГГГ приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории <адрес> на период 2019-2030 годов, (далее Территориальная схема).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, п.16 которых предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Согласно п. 18. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

При таких обстоятельствах, учитывая, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории пгт.Экимчан, государственная собственность на который не разграничена, что свидетельствует о том, что в настоящее время полномочия по распоряжению указанным участком относятся к полномочиям органов местного самоуправления администрации пгт.Экимчан, а также то, что полномочия в части организации мероприятий по ликвидации свалки также лежат на региональном операторе ООО «Спецавтохозяйство» на основании подписанного им Соглашения, а также на основании Территориальной схемы, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории пгт.Экимчан, входит в полномочия органов местного самоуправления пгт.Экимчан и регионального оператора ООО «Спецавтохоязйство».

Давая оценку доводам ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» о том, что вывоз отходов на земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан осуществляется региональным оператором в соответствии с Территориальной схемой на место будущего строительства полигона для захоронения отходов, о том, что приложением 6 Территориальной схемы вывоз отходов с указанного земельного участка не предусмотрен, что свидетельствует о том, что с ДД.ММ.ГГГГ отходы на указанный земельный участок поступают санкционированного Территориальной схеме, и не подлежат вывозу и подлежат захоронению при строительстве полигона, а также представленным ООО «Спецавтохозяйство» в обоснование своей позиции документам, суд приходит к следующим выводам.

Из раздела Территориальной схемы следует, что перечень мест несанкционированного размещения отходов представлен в Приложении 3 к территориальной схеме, вкладка «Несанкционированные места». В перечень мест несанкционированного размещения отходов вошли свалки, которые в соответствии с Территориальной схемой подлежат обустройству в качестве мест накопления отходов, мест захоронения отходов (полигонов) или ликвидации в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и положениями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ». Часть несанкционированных свалок предлагается оборудовать под места накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования). Планируемые места накопления отходов определены согласно Приложению 3 к территориальной схеме, вкладка «Планируемые места накопления отходов». Кроме мест накопления отходов на территории области планируется строительство полигонов захоронения отходов. Планируемые места строительства полигонов захоронения отходов определены согласно Приложению 3 к территориальной схеме, вкладка «Планируемые полигоны захоронения». В планируемых местах строительства полигонов захоронения отходов устанавливаются мусоросортировочные линии с термическим обезвреживанием отходов или мусороперерабатывающие комплексы, что позволит исключить захоронение отходов производства и потребления, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 -р. В отдалённых малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах планируются места накопления с установкой минисортировочных станций, что позволяет безопасно для окружающей среды упаковывать и упорядоченно складировать коммунальные отходы до их дальнейшей отправки на полигон. Остальные свалки подлежат ликвидации (рекультивации) в соответствии с законодательством.

Согласно приложению 3 Территориальной схемы земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.<адрес>ю 3 га планируется как полигон захоронения отходов.

Приложением Территориальной схемы в пгт.Экимчан предусмотрено строительство полигона захоронения отходов на расстоянии 501 км от места накопления отходов (мусоросортировочный комплекс, оснащённый оборудованием для термического обезвреживания отходов, оборудовать контейнерные площадки).

Из представленных ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» информационного письма министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и перечня земельных участков населённых пунктов, используемых под места временного (до 11 месяцев) накопления твёрдых коммунальных отходов следует, что в связи с корректировкой Территориальной схемы земельный участок пгт.Экимчан используется в качестве места временного накопления отходов, на который в 2019 году Территориальная схема своё действие не распространяется.

Из ответа министерства природных ресурсов Амурской области на запрос ООО «Спецавтохозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ, представленного ответчиком ООО «Спецавтохозяйство», следует, что региональным оператором отходы, образованные в пгт.Экимчан и пгт.Токур, размещаются на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4 в соответствии со схемой потоков Территориальной схемы; в настоящее время Территориальной схемой не предусмотрено размещение на указанном земельном участке уже накопленных отходов.

Вместе с тем, из Территориальной схемой не следует, что использование указанного земельного участка планируется как место накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев).

При этом, указание в приложении Территориальной схемы планируемым местом накопления отходов для пгт.Токур - пгт.Экимчан, при отсутствии в Территориальной схеме сведений о планируемых в пгт.Экимчан мест накопления отходов, и наличии сведений о планируемом строительстве полигона захоронения отходов в пгт.Экимчан, - не свидетельствует о том, что Территориальной схемой предусмотрено использование вышеуказанного земельного участка в качестве места накопления отходов.

При таких обстоятельствах, довод ответчика администрации Селемджинского района со ссылкой на п.8 ст.29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», о том, что места накопления отходов могут эксплуатироваться без документов до ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным.

Кроме того, суд учитывает, что из справки Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:22:010517:4 с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан в качестве места накопления отходов не оборудован.

Доказательств того, что указанный участок соответствует требованиям, предъявляемым для накопления отходов, "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств и в судебное заседание.

Представленный ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» ответ ГБУ «Экология» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому данный участок в Территориальной схемы указан как в перечне несанкционированных мест размещения отходов, так и во вкладке «перспективные объекты обращения ТКО», что не противоречит концепции Территориальной схемы по принципу выбора мест как для временного (до 11 месяцев) размещения отходов, так и для обустройства мусоросортировочных станций и создания полигонов ТБО; образуемые в населенных пунктах Экимчан и Токур направляются на место планируемого строительства полигона захоронения отходов согласно Территориальной схеме, в связи с чем, действия регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» по транспортировке ТКО с населенных пунктов Экимчан и Токур на участок близ Экимчан, определённый Территориальной схемой ориентиром 300 м от поселения, не противоречат существующей Территориальной схеме, при установленных в судебном заседании обстоятельствах о том, что земельный участок не оборудован в качестве места накопления отходов, и в качестве полигона, а также о том, что полномочия по организации мероприятий по ликвидации свалки как на органе местного самоуправления администрации пгт.Экимчан, так и на региональном операторе ООО «Спецавтохозяйство», - не освобождает ООО «Спецавтохозяйство» от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки

При этом суд учитывает, что ГБУ АО «Экология» в своём письменном отзыве на иске, предоставленном в адрес суда, указало, что вопросы, поставленные судом перед учреждением, которые соответствуют вопросам, поставленным ООО «Спецавтохозяйство» перед данным учреждением в своё запросе, ответы на которые указаны в письме ГБУ АО «Экология» от ДД.ММ.ГГГГ, - не входят в компетенцию учреждения.

Учитывая, что на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:7 с адресным ориентиром 300 м от пгт.Экимчан находятся не только отходы строительства и ремонта, но и твёрдых коммунальные и твёрдые бытовые отходы, размещённые, в том числе и региональным оператором, представленные ответчиком ООО «Спецавтохозяйство» ответ Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ на обращении ООО «Спецавтохозяйство» о выявленных фактах нарушений при создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и принятых в связи с этим мерах; ответ Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому включение расходов на временное размещение (хранение) ТКО, на транспортирование ТКО до мест их временного размещения (хранения), равно как и от таких мест, а также расходов на аренду земельных участков под места временного размещения отходов, расходов по созданию таких объектов в тарифы регионального оператора не представляется возможным; ответ министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что региональному оператору будет дополнительно доведена информация о возможности использования в качестве площадок временного накопления отходов на местах существующих сельских, поселковых и городских свалок исторически определённых органами местного самоуправления и эксплуатируемых в течение длительного периода времени, не включённых в ГРОРО; информационное письмо в адрес министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и информационное письмо Министерства природных ресурсов <адрес> в адрес ООО «Спецавтохозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам внесения корректировки в Территориальную схему, связанной с включение в Территориальную схему населенных пунктов <адрес> и <адрес>, - не освобождают ООО «Спецавтохозяйство» от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, предусмотренной Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156.

Отсутствие финансовых средств на устранение допущенных нарушений закона у администрации пгт.Экимчан, отсутствие в нормативно-правовых актах области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами понятия объекта накопления ТКО и отсутствие порядка включения расходов по созданию и содержанию этих объектов в регулируемые тарифы, а также то, что в тарифы не заложены расходы по транспортированию отходов с места временного накопления, - также не освобождает ответчиков администрацию пгт.Экимчан и ООО «Спецавтохозяйство» от исполнения обязанности по ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов.

При этом, суд учитывает, что согласно сведений, предоставленных Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес>, расходы на транспортирование отходов включают в себя расходы на транспортирование отходов с территории пгт.Экимчан и пгт.Токур до мест временного накопления, а также с мест временного накопления до полигона в размере 90% отходов, и учтены в необходимой валовой выручке ООО «Спецавтохозяйство».

Учитывая, установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на администрацию пгт.Экимчан и ООО «Спецавтохозяйство» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

При этом суд учитывает, что вышеуказанный земельный участок не оборудован как полигон для размещения отходов; его строительство, согласно сведений, предоставленных министерством природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, запланировано на 2023 год.

Учитывая, что в настоящее время полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 28:22:010517:4 с адресным ориентиром 300 м от поселения пгт.Экимчан относятся к полномочиям органов местного самоуправления пгт.Экимчан, законных оснований для возложения обязанности по ликвидации указанной выше свалки на орган местного самоуправления <адрес>.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П о том, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.

С учётом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Доказательства, представленные истцом, получены в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем, довод администрации Селемджинского района о том, что доказательства, полученные по результатам указанной проверки не могут быть положены в основу решения, поскольку администрация она не была уведомлена о проведении проверки, по результатам которой было выявлено нарушение природоохранного законодательства, в справке прокурора не указан срок проведения проверки, - является несостоятельным.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П, следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, довод администрации <адрес> о том, что на органы местного самоуправления возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территорий муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки, - несостоятелен.

В силу п.3 ст.78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненные нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течении 20 лет. При таких обстоятельствах, довод администрации Селемджинского района о пропуске истцом сроков для обращения в суд не обоснован.

Кроме того, суд находит необходимым отметить, что администрация пгт.Экимчан и ООО «Спецавтохозяйство» не лишены права и возможности согласовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> - Министерством ЖКХ <адрес>, и с иными государственными органами, учреждениями и предприятиями, путём определения порядка исполнения решения суда. В ходе исполнения решения могут быть конкретизированы как конкретные меры (действия), так и объем участия тех или иных заинтересованных лиц по ликвидации несанкционированной свалки.

В связи с чем, доводы ООО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтотех» о неисполнимости решения суда в случае удовлетворения исковых требований, - являются необоснованными.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление настоящего иска Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц осуществлено в рамках полномочий, предоставленных прокурору федеральным законом, обусловлено тем, что наличие несанкционированной свалки отходов и не проведение работ по её ликвидации ведёт к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая характер спорных правоотношений и их субъектный состав (прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц), суд приходит к выводу, что настоящий спор относится к категории дел, подсудных суду общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом характера и степени сложности обязывающего действия, объёма мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок – в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

         Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области, к администрации Селемджинского района, администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство», – удовлетворить частично.

    Обязать администрацию рабочего посёлка (посёлка городского типа) Экимчан, ООО «Спецавтохозяйство» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:22:010517:4.

В удовлетворении исковых требований к администрации Селемджинского района отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                                        А.П. Булат

Решение суда принято в окончательной форме 18 января 2021 года.

2-5/2021 (2-292/2020;) ~ М-309/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Зюбин О.В.
Ответчики
Администрация рабочего пос.Экимчан
Администрация Селемджинского района
ООО Спецавтохозяйство
Другие
Государственное бюджетное учреждение АО "Экология"
Министерство ЖКХ Амурской области
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
Министерство природных ресурсов Амурской области
ООО "Спецавтотех"
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Булат Алена Павловна
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
04.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2020Передача материалов судье
04.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.05.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.06.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
13.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)
Судебный акт #3 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее