Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2787/2015 ~ М-2274/2015 от 22.05.2015

дело № 2-2787/15

Решение

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 15 июня 2015 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего судьи О.А. Капустина

при секретаре О.В. Полуяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах Рубан Э.Б. к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» о возложении обязанности по постановке на учёт в качестве безработной,

установил:

Прокурор Смоленского района Смоленской области, действуя в интересах Рубан Э.Б., обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в постановке Рубан Э.Б. на учёт в качестве безработной и возложении обязанности осуществить такой учет с назначением Рубан Э.Б. государственного пособия по безработице. В обоснование заявленных требований указано, что в постановке на учёт в качестве безработной Рубан Э.Б. было отказано в связи с непредставлением последней справки о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы (СПК «<данные изъяты>»). По мнению прокурора, оснований для отказа в постановке Рубан Э.Б. на учёт в качестве безработной не имелось, поскольку справка о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы не может быть представлена в силу объективных причин, так как СПК «<данные изъяты>» в настоящее время ликвидировано.

В судебном заседании прокурор Грачева А.А. иск поддержала в полном объёме.

Истец Рубан Э.Б. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представители ответчика Авдащенкова Е.Я. и Маркова Н.В. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела и допросив свидетеля, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рубан Э.Б. работала дояркой в СПК «Каспля»; уволена по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Как следует из содержания искового заявления и пояснений участников процесса, Рубан Э.Б. обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» по вопросу постановки её на учёт в качестве безработной. Помимо прочих необходимых документов Рубан Э.Б. представила ответчику архивную справку о заработной плате по последнему месту работы, выданную архивным отделом МО «Смоленский район» Смоленской области (л.д.8).

Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал Рубан Э.Б. в постановке на учёт в качестве безработной, указав, что представленная архивная справка о заработной плате не соответствует Порядку начисления среднего заработка согласно Постановлению Минтруда № 62 от 12 августа 2003 г.

В ходе судебного разбирательства установлено, что справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (СПК «<данные изъяты>») не представлена Рубан Э.Б. в силу объективных причин, поскольку СПК «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время Рубан Э.Б. состоит на учёте в центре занятости в качестве ищущей работу.

Приведенные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, пояснениями участников процесса и показаниями свидетеля Дороженковой Р.И.

В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (пункт 2).

В положениях пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 г. № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан; требования к подбору подходящей работы.

Согласно пункту 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В силу пункта 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учёт безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 г. № 15-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1) гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37 части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39 часть 1). По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

При этом в пункте 2 статьи 30 названного Закона указано, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Изложенное означает, что непредставление Рубан Э.Б. справки о среднем заработке, которую она не может получить от бывшего работодателя по независящим от нее обстоятельствам (ликвидация организации), - само по себе не является безусловным основанием для отказа в постановке Рубан Э.Б. на учёт в качестве безработной. Иное свидетельствовало бы о произвольном умалении конституционного права Рубан Э.Б. на защиту от безработицы по формальному основанию, а также о неравных условиях для лиц, временно лишившихся работы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. № 20-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 421-О, от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О).

Суд также отмечает, что справка о среднем заработке по последнему месту работы требуется для расчёта размера пособия по безработице, а в случае отсутствия подобной справки размер пособия по безработице, применительно к положениям пункта 2 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливается в минимальном размере.

С учетом изложенного, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению и возлагает на СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» обязанность по постановке на учёт Рубан Э.Б. в качестве безработной с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-2787/2015 ~ М-2274/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рубан Эльвира Бернгардовна
Прокурор Смоленского района Смоленской области
Ответчики
СОГКУ "Центр занятости населения г. Смоленска"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Капустин О.А.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
22.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
26.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2015Дело оформлено
24.09.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее