Судья Ендовицкая Е.В. Дело № 33-1725/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» июня 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Юдиной С.В., Жидковой Е.В.,
при секретаре Касьяновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента здравоохранения Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловский области «Поликлиника №1» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 19 апреля
2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав представителя Департамента здравоохранения Орловской области Морозову Ю.А., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области
Поцелуевой А.В., действующей на основании доверенности, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела,
установила:
Департамент здравоохранения Орловской области обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее по тексту - УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 мая 2017 года на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить Ковалкину Н.О. препаратом А в соответствии с медицинскими показаниями.
12 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство, а 03 октября 2017 года – вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области исполнительского сбора.
Ссылаясь на то, что выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год было недостаточно для исполнения решения суда, в связи с чем, Департаментом здравоохранения Орловской области направлялось обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации, просил
суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Департамент здравоохранения Орловской области не имел возможности в установленный срок исполнить требование исполнительного документа об обеспечении Ковалкиной Н.О. лекарственным препаратом, поскольку закупка лекарственного препарата для льготного лекарственного обеспечения граждан в рамках переданных полномочий, не может осуществляться за пределами лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели.
Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области неоднократно информировал Министерство здравоохранения Российской Федерации о недостаточности денежных средств, выделяемых для осуществления переданных полномочий по льготному лекарственному обеспечению и необходимости увеличения объема финансирования на указанные цели, в связи с чем, отсутствует вина Департамента в неисполнении решения суда в установленный срок.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Бюджетного учреждения здравоохранения Орловский области «Поликлиника №1», Ковалкина Н.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
В связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от
02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон № 229-ФЗ) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 1 статьи 112 указанного Федерального закона
исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на
должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим
обязательство.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 мая 2017 года на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить Ковалкину Н.О. препаратом А в соответствии с медицинскими показаниями.
12 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство. Копия постановления получена Департаментом здравоохранения Орловской области 15 июля 2017 года.
03 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – Департамента здравоохранения Орловской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом здравоохранения Орловской области требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом здравоохранения Орловской области не совершены своевременные действия по надлежащему исполнению решения суда, а недостаточность денежных средств в бюджете и отсутствие достаточного финансирования на осуществление переданных полномочий по лекарственному обеспечению не может расцениваться как принятие всех необходимых мер исполнения решения суда.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны в противоречие с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Приобретение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 05 апреля
2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней
до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней, с даты
размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (часть 9 статьи 70 Федерального закона от
05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Из материалов дела следует, что ввиду недостаточности денежных средств для обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, включая Ковалкину Н.О., 10 апреля 2017 года Департамент здравоохранения Орловской области направил в адрес Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации обращение о выделении дополнительного финансирования для обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (л.д. 39-40).
18 мая 2017 года Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщило, что норматив финансовых затрат на 2017 год установлен в размере 807,2 рублей и не может быть увеличен. Объем межбюджетных трансферов на 2017 год для Орловской области предусмотрен в размере 40,16 млн. рублей (л.д. 10-14).
23 июня 2017 года (до возбуждения исполнительного производства) был заключен Государственный контракт № 82/а-ФЕД17 на поставку лекарственного препарата А о чем было сообщено 18 июля 2017 года судебному приставу-исполнителю (л.д. 137-138).
В августе 2017 года Департамент здравоохранения Орловской области сообщил в Министерство здравоохранения Российской Федерации, что реальная потребность в лекарственных препаратах, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках оказания государственной социальной помощи по бесплатному лекарственному обеспечению на
2017 год составляет 456266859,44 рублей, неудовлетворенная потребность в денежных средствах на льготное лекарственное обеспечение составляет
268667520,23 рублей (л.д. 41).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от
19 августа 2017 года № 1788-р в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 2771-р были внесены изменения, согласно которым объем субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по льготному лекарственному обеспечению был увеличен для Орловской области до
6002,2 тыс. рублей (л.д. 45-46).
Судом также установлено, что Департаментом здравоохранения Орловской области 21 сентября 2017 года в адрес судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области направлено письмо о внесении изменения в план закупок и в план-график закупок Департамента здравоохранения Орловской области на электронной площадке <...>
05 октября 2017 года Департаментом здравоохранения Орловской области был размещен электронный аукцион на закупку препарата А стоимостью менее трех миллионов рублей, в срок до
18 октября 2017 года поданы заявки на участие в аукционе, а 07 ноября
2017 года был заключен контракт на поставку указанного препарата для обеспечения нужд Ковалкиной Н.О. в 2017 году и первом полугодии
2018 года (л.д. 47-49, 96-97).
Как следует из материалов дела, с июля 2017 года по октябрь 2017 года Ковалкина Н.О. была обеспечена необходимым лекарственным препаратом, о чем судебный пристав по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области был проинформирован (л.д. 36).
Установив перечисленные обстоятельства и принимая во внимание существующий порядок приобретения лекарственных средств в соответствии требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», судебная коллегия приходит к выводу, что Департамент здравоохранения Орловской области не уклонялся от исполнения решения суда и принимал меры по его надлежащему исполнению, но в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме и необходимостью соблюдения процедуры государственной закупки лекарства решение суда вследствие объективных причин не могло быть исполнено должником в установленный срок.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии виновного противоправного бездействия должника Департамента здравоохранения Орловской области, в неисполнении решения суда в установленный срок и об отсутствии оснований для освобождении его от взыскания исполнительского сбора, судебная коллегия по гражданским делам считает ошибочным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а исковые требования Департамента здравоохранения Орловской области – подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
определила:
апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить.
Решение Заводского районного суда г. Орла от 19 апреля 2018 года отменить.
Исковые требования Департамента здравоохранения Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Департамент здравоохранения Орловской области от
взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от
03 октября 2017 года в рамках исполнительного производства
№-ИП».
Председательствующий
Судьи
Судья Ендовицкая Е.В. Дело № 33-1725/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» июня 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Юдиной С.В., Жидковой Е.В.,
при секретаре Касьяновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента здравоохранения Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловский области «Поликлиника №1» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 19 апреля
2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав представителя Департамента здравоохранения Орловской области Морозову Ю.А., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области
Поцелуевой А.В., действующей на основании доверенности, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела,
установила:
Департамент здравоохранения Орловской области обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее по тексту - УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 мая 2017 года на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить Ковалкину Н.О. препаратом А в соответствии с медицинскими показаниями.
12 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство, а 03 октября 2017 года – вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области исполнительского сбора.
Ссылаясь на то, что выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год было недостаточно для исполнения решения суда, в связи с чем, Департаментом здравоохранения Орловской области направлялось обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации, просил
суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Департамент здравоохранения Орловской области не имел возможности в установленный срок исполнить требование исполнительного документа об обеспечении Ковалкиной Н.О. лекарственным препаратом, поскольку закупка лекарственного препарата для льготного лекарственного обеспечения граждан в рамках переданных полномочий, не может осуществляться за пределами лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели.
Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области неоднократно информировал Министерство здравоохранения Российской Федерации о недостаточности денежных средств, выделяемых для осуществления переданных полномочий по льготному лекарственному обеспечению и необходимости увеличения объема финансирования на указанные цели, в связи с чем, отсутствует вина Департамента в неисполнении решения суда в установленный срок.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Бюджетного учреждения здравоохранения Орловский области «Поликлиника №1», Ковалкина Н.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
В связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от
02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон № 229-ФЗ) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 1 статьи 112 указанного Федерального закона
исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на
должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим
обязательство.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 мая 2017 года на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить Ковалкину Н.О. препаратом А в соответствии с медицинскими показаниями.
12 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство. Копия постановления получена Департаментом здравоохранения Орловской области 15 июля 2017 года.
03 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – Департамента здравоохранения Орловской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом здравоохранения Орловской области требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом здравоохранения Орловской области не совершены своевременные действия по надлежащему исполнению решения суда, а недостаточность денежных средств в бюджете и отсутствие достаточного финансирования на осуществление переданных полномочий по лекарственному обеспечению не может расцениваться как принятие всех необходимых мер исполнения решения суда.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны в противоречие с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Приобретение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 05 апреля
2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней
до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней, с даты
размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (часть 9 статьи 70 Федерального закона от
05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Из материалов дела следует, что ввиду недостаточности денежных средств для обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, включая Ковалкину Н.О., 10 апреля 2017 года Департамент здравоохранения Орловской области направил в адрес Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации обращение о выделении дополнительного финансирования для обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (л.д. 39-40).
18 мая 2017 года Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщило, что норматив финансовых затрат на 2017 год установлен в размере 807,2 рублей и не может быть увеличен. Объем межбюджетных трансферов на 2017 год для Орловской области предусмотрен в размере 40,16 млн. рублей (л.д. 10-14).
23 июня 2017 года (до возбуждения исполнительного производства) был заключен Государственный контракт № 82/а-ФЕД17 на поставку лекарственного препарата А о чем было сообщено 18 июля 2017 года судебному приставу-исполнителю (л.д. 137-138).
В августе 2017 года Департамент здравоохранения Орловской области сообщил в Министерство здравоохранения Российской Федерации, что реальная потребность в лекарственных препаратах, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках оказания государственной социальной помощи по бесплатному лекарственному обеспечению на
2017 год составляет 456266859,44 рублей, неудовлетворенная потребность в денежных средствах на льготное лекарственное обеспечение составляет
268667520,23 рублей (л.д. 41).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от
19 августа 2017 года № 1788-р в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 2771-р были внесены изменения, согласно которым объем субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по льготному лекарственному обеспечению был увеличен для Орловской области до
6002,2 тыс. рублей (л.д. 45-46).
Судом также установлено, что Департаментом здравоохранения Орловской области 21 сентября 2017 года в адрес судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области направлено письмо о внесении изменения в план закупок и в план-график закупок Департамента здравоохранения Орловской области на электронной площадке <...>
05 октября 2017 года Департаментом здравоохранения Орловской области был размещен электронный аукцион на закупку препарата А стоимостью менее трех миллионов рублей, в срок до
18 октября 2017 года поданы заявки на участие в аукционе, а 07 ноября
2017 года был заключен контракт на поставку указанного препарата для обеспечения нужд Ковалкиной Н.О. в 2017 году и первом полугодии
2018 года (л.д. 47-49, 96-97).
Как следует из материалов дела, с июля 2017 года по октябрь 2017 года Ковалкина Н.О. была обеспечена необходимым лекарственным препаратом, о чем судебный пристав по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области был проинформирован (л.д. 36).
Установив перечисленные обстоятельства и принимая во внимание существующий порядок приобретения лекарственных средств в соответствии требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», судебная коллегия приходит к выводу, что Департамент здравоохранения Орловской области не уклонялся от исполнения решения суда и принимал меры по его надлежащему исполнению, но в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме и необходимостью соблюдения процедуры государственной закупки лекарства решение суда вследствие объективных причин не могло быть исполнено должником в установленный срок.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии виновного противоправного бездействия должника Департамента здравоохранения Орловской области, в неисполнении решения суда в установленный срок и об отсутствии оснований для освобождении его от взыскания исполнительского сбора, судебная коллегия по гражданским делам считает ошибочным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а исковые требования Департамента здравоохранения Орловской области – подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
определила:
апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить.
Решение Заводского районного суда г. Орла от 19 апреля 2018 года отменить.
Исковые требования Департамента здравоохранения Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Департамент здравоохранения Орловской области от
взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от
03 октября 2017 года в рамках исполнительного производства
№-ИП».
Председательствующий
Судьи